Ибн-Яхья (семья)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 12:47, 23 ноября 2011; MyBot (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Ибн-Яхья, еврейская семья из Португалии, представители которой жили также в Испании, а после изгнания евреев с Пиренейского полуострова поселились в Италии, Турции и других странах.

Ибн Яиш (умер около 1150 г., Лиссабон), португальский государственный деятель. Принимал участие в боевых действиях против арабов. Был приближенным первого короля Португалии Афонсу I (1139–85). После занятия города Сантарен король подарил ему два дома, принадлежавших маврам, в связи с чем он получил прозвище Негро, ставшее для некоторых членов семьи Ибн-Яхья добавочным родовым именем. Ибн-Яхья был назначен алмошарифом, то есть главным сборщиком налогов и государственным казначеем.

Давид Негро бен Гдалия (умер в 1385 г., Толедо), кастильский государственный деятель. Оказал значительные услуги королю Кастилии Генриху II. Был назначен главным раввином Кастилии (фактически еврейский сановник при дворе раб де ла корте, см. Испания). Несколько лет управлял финансами королевства.

Гдалия hа-Закен бен Шломо (умер в 1390 г., Толедо), врач, еврейский общинный деятель. До 1370 г. занимал пост лейб-медика короля Португалии Фернанду I (1367–83). Уехал в Кастилию, где король Генрих II (1369–79) назначил его главой всех еврейских общин Кастилии.

Гдалия бен Давид (1436, Лиссабон, – 1487, ?), философ и врач. Уехал из Португалии для того, чтобы поселиться в Эрец-Исраэль, но остался в Стамбуле, где в течение многих лет был главой иешивы. Являлся активным сторонником сближения караимов и евреев-раббанитов, относился к караимам как к части еврейского народа, но его взгляды встретили противодействие со стороны других раввинов. Написал несколько книг, наиболее известная из них «Шева эйнаим» («Семь глаз») — вышла в Стамбуле; в ней автор рассуждает о семи постулатах, которые считает главными в иудаизме. Гдалия бен Давид отправился в Эрец-Исраэль, умер в пути. Похоронен в Цфате.

Давид бен Шломо (1440, Лиссабон, – 1524, ?), грамматик и комментатор Библии. В 1477 г. был назначен раввином Лиссабона. Обвиненный в стремлении оказать помощь еврейским беженцам из Испании и в планах возвратить марранов в иудаизм, был приговорен к смерти на костре, но вместе с семьей бежал в Неаполь. Вскоре после занятия французскими войсками Неаполя в феврале 1495 г. его арестовали и конфисковали имущество. С большим трудом ему вместе с семьей удалось бежать, и после многих испытаний он прибыл в Стамбул. Написал ряд работ, среди которых — комментарии к Библии, Мишне, комментарий к Маймониду, а также работы по грамматике и о поэзии.

Давид бен Иосеф (1465, Лиссабон, – 1543, Имола, Италия), раввин, грамматик и философ. В 1496 г. семья бежала из Португалии после того, как отцу Давида бен Иосеф, Иосефу бен Давиду (1425–98), было предложено креститься. Жил в Пизе, Флоренции, Риме. В 1525 г. стал раввином Неаполя. Помогал евреям Неаполя и других мест; так, когда в 1533 г. в Неаполь были доставлены еврейские пленники из Туниса, он собрал деньги для их освобождения, обратившись за помощью к различным еврейским общинам Италии. В 1534 г. Давиду бен Иосефу удалось добиться отмены королевского указа об изгнании евреев, и только через шесть лет, в 1540 г., евреи были изгнаны. Поселился в Имоле. Автор ряда работ по грамматике и философии, а также нескольких поэм.

Гдалия бен Там (?, Стамбул, – 1575, там же), врач, переводчик и учитель в общинах испанских и португальских евреев в Салониках и Стамбуле. Стремился применять в медицинской практике новые методы лечения. Перевел с латинского на иврит христианского философа-схоластика Альберта Великого, на испанский — труды Иехуды Абраванеля.

Гдалия бен Иосеф (1515, Имола, Италия, – 1578, Александрия), еврейский историк и комментатор Талмуда. Учился в различных иешивах, в том числе в городе Феррара. В период усиления Контрреформации и преследований евреев в Италии Гдалию бен Иосефа неоднократно изгоняли из разных итальянских городов. Он потерял состояние, вынужден был переезжать из города в город, пока не поселился в Александрии. Гдалия бен Иосеф написал ряд сочинений: комментарии к Библии, сборник проповедей. Основная работа — «Шалшелет hа-каббала» («Цепь традиции», Венеция, 1587) — одна из наиболее известных еврейских хроник. Книга состоит из трех частей: в первой описана история еврейского народа от начала мира до середины 16 в., вторая посвящена рассуждениям автора о небесных телах, сотворении души, медицине, магии. В третьей части рассказывается об истории других народов: греков, римлян, арабов, о средневековых государствах. Книга является ценным источником по истории евреев, особенно евреев Италии.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИБН-ЯХЬЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация