Слепота - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Слепота упоминается В Библии как следствие преклонного возраста (Исаак — Быт. 27:1, Иаков — Быт. 48:10; Эли — I Сам. 3:2; 4:15; Ахия hа-Шилони — I Ц. 14:4). В качестве наказания ослепление упоминается в Библии в истории о Самсоне, ослепленном филистимлянами (Суд. 16:21), и в повествовании об иудейском царе Цидкияху, ослепленном Навуходоносором (II Ц. 25:7; Иер. 39:7; 52:11). Царь аммонитян (см. Аммон) Нахаш обещал пощадить город Явеш-Гилад, но потребовал, чтобы всем его жителям был выколот правый глаз и тем «положено бесчестие на весь Израиль» (I Сам. 11:2).

Библия запрещает злоупотреблять беспомощностью слепца (Лев. 19:14; Втор. 27:18; Иов 29:15). Будучи телесным пороком, слепота не позволяет священнику отправлять культ — приносить жертвы и даже приближаться к алтарю (Лев. 21:17–23; см. Святотатство); слепых животных нельзя приносить в жертву (Лев. 22:21–22; Втор. 15:21; Мал. 1:8).

В талмудической литературе многие случаи слепоты воспринимались как Божье наказание (например, «смотрящий на изображение злодея теряет зрение» /Мег. 28а/; «все дающие деньги в рост становятся слепыми» /БМ. 71а; см. также Пеа 8:8; Псах. 22б; Иома 74б; Мег. 16а, 19а, 68а; Нед. 20а, и др./). Слепота описывается как тяжелый физический недостаток (Кт. 77а; Чис. Р. 7:1 и др.). Многие законоучители Талмуда страдали слепотой, что, однако, не мешало их активной деятельности. «Рав Шешет [вавилонский амора конца 3 в. – начала 4 в.] был слеп. Все собрались идти приветствовать царя, присоединился к ним и рав Шешет. Находился там один язычник, сказал ему: целые кувшины идут к реке, куда же идут разбитые кувшины?.. Когда прибыл царь, рав Шешет благословил его... Рав Шешет посмотрел своими слепыми глазами на язычника, и тот превратился в груду костей» (Бр. 58а; ср. также Таан. 21а).

Закон, запрещающий вызывать слепого к чтению Торы, так как текст следует читать по свитку, был отменен с возникновением института баал коре, который может читать Тору за тех, кого вызывают к ее чтению.

В средние века некоторые раввинские суды (см. Бет-дин) наказывали ослеплением, однако это вызывало осуждение раввинистических авторитетов.

Слепые традиционно получали помощь от общины. В новое время возникли многочисленные добровольные организации и общества, оказывающие всевозможную помощь и услуги слепым, например, Лондонское общество еврейских слепых (основано в 1819 г.) и Нью-Йоркское общество в помощь еврейским слепым (основано в 1908 г.). В 1902 г. в Иерусалиме был создан Еврейский институт для слепых, в настоящее время это основное учреждение в Израиле, которое заботится о слепых детях (в рамках института действуют детский сад, начальная школа, где ученики обучаются чтению шрифта Брайля, адаптированного к еврейскому алфавиту, а также предоставляются разнообразные услуги слепым детям, учащимся в обычных средних школах). При институте работают также профессиональные и ремесленные курсы, типография, печатающая книги шрифтом Брайля, два приюта для взрослых, которые наряду со слепотой страдают физическими или душевными заболеваниями. Среди других заведений Израиля, оказывающих помощь слепым, — «Мигдал-ор» в Кирьят-Хаим возле Хайфы, где потерявшие зрение проходят профессиональную переподготовку; центр обеспечивает надомной работой слепых, страдающих дополнительными заболеваниями. Нью-Йоркская Женская лига в помощь Израилю совместно с Министерством социального обеспечения осуществляет проекты помощи слепым девочкам и женщинам и содержит ряд предназначенных для них мастерских. В 1950 г. Еврейское агентство основало под Гедерой Кфар-Уриэль — заведение для слепых олим (в основном из Северной Африки), где действуют мастерские, обеспечивающие их работой. В Нетании в 1952 г. была создана Центральная библиотека для слепых, в которой собрано более пяти тысяч томов книг, напечатанных шрифтом Брайля. Открыт центр реабилитации слепых в Цфате. В Хайфе работает Израильский центр обучения собак-проводников для слепых. Ведется борьба с глазными болезнями, приводящими к слепоте; особый вклад в искоренение трахомы внес выдающийся израильский офтальмолог А. Фейгенбаум (1885–1981).

В 1953 г. в стране была создана Ассоциация в помощь слепым и по борьбе со слепотой. В 1958 г. для координации и планирования работы со слепыми и проведения соответствующих исследований был создан Национальный совет по делам слепых, который представлен во Всемирном совете по делам слепых. Слепые-неевреи в Израиле получают помощь также от католического приюта Сен-Венсан в Иерусалиме; ремесленные центры для них действуют в Назарете и Шфараме.

Слепые в Израиле освобождены от уплаты подоходного налога.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СЛЕПОТА нередко упоминается в в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация