Хапоэль hацаир (политическая организация)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
24/11/2010 | |
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
hапоэ́ль hацаи́р (הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר, "Молодой рабочий"; полное название hистадрут hа-поалим hа-цеирим бе-Эрец-Исраэль, "Организация молодых рабочих в Стране Израиля").
сионистская рабочая партия в Стране Израиля, основанная членами второй алии осенью 1905 г. в Петах-Тикве.
Среди инициаторов ее создания был Ш. Цемах. hапоэль hацаир была первой рабочей партией, созданной в Стране Израиля. Движение считало, что условием для реализации идеала сионизма является завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими.
Детально платформа hапоэль hацаир была сформулирована несколькими годами позже идеологом партии И. Ахароновичем, который был редактором газеты «Хhапоэль hацаир». Она выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г.; внесла огромный вклад в развитие иврит литературы в Стране Израиля. Идеолог hапоэль hацаир А. Д. Гордон опубликовал в этой газете большинство своих статей. После создания Мапай в 1930 г. газета стала её органом.
Эта платформа выдвигала требования:
- включения принципа еврейского труда в официальную программу сионистского движения,
- распространения идеи "кивуш hаавода" (`завоевание труда`) среди еврейских земледельцев и наемных рабочих,
- воспитания еврейской молодежи в духе идеи завоевания труда и оказания содействия и помощи рабочим в Стране Израиля.
hапоэль hацаир играл центральную роль в создании кибуцного и мошавного движений в стране. В дискуссии о формах коллективного поселения hапоэль hацаир выступал за создание как кибуцов, так и мошавов.
С момента своего создания hапоэль hацаир выступал с критикой идеологии Поалей Цион, считая, что социалистическая платформа последнего и его призывы к классовой борьбе несовместимы с ситуацией в Стране Израиля. Разногласия касались также отношения к языку идиш. В 1907 г. начал выходить печатный орган Поалей Цион на идиш — «Онфанг» (позднее стал печататься на иврите), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния. Однако, несмотря на не прекращавшуюся полемику в печати, между двумя партиями существовало тесное сотрудничество почти во всех сферах практической деятельности.
Во время основания hапоэль hацаир принцип «завоевания труда» практически означал вытеснение арабских наемных рабочих еврейскими в колониях. Наряду с этим, в партии усиливались требования создания сельскохозяйственных поселений еврейских рабочих (см. И. Виткин) и распространения программы партии также на городских рабочих. Члены hапоэль hацаир были среди основателей Дгании — «матери всех квуцот» и первого мошава — Нахалал. Члены hапоэль hацаир принимали активное участие в охране еврейских поселений, однако вне рамок hа-Шомер, созданного Поалей Цион.
Идеология hапоэль hацаир окончательно сформировалась после Первой мировой войны. Партия выступала с требованием создания в Эрец-Исраэль «еврейского большинства, весомого как в экономической, так и в культурной сферах», что могло быть достигнуто только с помощью постоянной алии.
В период второй алии действовало издательство hапоэль hацаир «Ла-ам», выпустившее в свет десятки научных брошюр в переводе на иврит. После Первой мировой войны hапоэль hацаир издавал (1919–21) общественно-литературный ежемесячник «Ма‘барот» под редакцией Я. Фихмана.
hапоэль hацаир принимал участие в Сионистских конгрессах, начиная с 8-го (1907), и поддерживал тесные связи с движениями Цеирей Цион и Гордония в странах рассеяния. На съезде в Праге (1920) была создана Всемирная организация hапоэль hацаир. Первым представителем рабочих Страны Израиля в Исполнительном комитете Всемирной Сионистской организации был член hапоэль hацаир И. Шпринцак (1921).
Движение приняло участие в создании Гистадрута, в котором оно вело идеологическую борьбу с составляющей фракцию большинства Ахдут hа-Авода, которую оно рассматривало как ответвление мирового движения Поалей Цион. В противоположность классовой идеологии Поалей Цион, hапоэль hацаир выдвинул концепцию «всенародного социализма», разработанную Х. Арлозоровым под влиянием идей Г. Ландауэра и М. Бубера (последний также был членом hапоэль hацаир и участвовал в Пражском съезде). Тем не менее на 22-й конференции hапоэль hацаир (1929) подавляющим большинством голосов было принято решение об объединении с Ахдут hа-Авода, и в следующем году оба движения создали единую партию — Мапай.
Источник