Сусия (поселок на юге хевронского нагорья)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Регулярная статья | |
Vadim Akopyan | |
Chana Synett | |
22.06.2011 | |
Сусия (Сусья) — название древнего поселения в библейской Иудее, в южной части Хевронского нагорья, на западном берегу реки Иордан, часто упоминаемое в свете археологических находок. Нынешняя Сусия с 1830-х годов была арабской деревней, а в настоящее время — религиозное израильское поселение, основанное в 1983 году, и находящееся под юрисдикцией районного совета Хар Хеврон.
История
Сусья, как развалины древней синагоги и как остатки древнего поселения, занимавшего около 60 дунамов, не упомянута ни в одном древнем тексте. Еврейская литература не зарегистрировала древний еврейский город на этом месте. Некоторые считают, что развалины соответствуют библейскому городу Кармель (Иегошуа 15:5), предположение было высказано Аврагамом Негевом. Другие исследователи высказали предположение, что во время Второго восстания (132-5гг до нашей эры), когда римляне разбили лагерь в Киберет Эль-Кармиль (считающийся библейским Кармелем), религиозные евреи, чувства которых были задеты языческими символами, переехали на 2 километра к юго-западу, в современную Сусью, где, возможно, уже возделывали землю. Хотя они и считали своё поселение Кармелем, название сменилось в ранний арабский период, когда деревня обеднела, возможно потому, что новые Исламские правители не поощряли её развития, так как основной источник дохода деревни был от производства вина. Это место, на Арабском называющееся Киберет Сусия или Сусие, было впервые описано как «развалины мастерской по производству лакрицы» В. Гуерином в 1869 году, он впервые признал эти развалины заслуживающими внимания. Название «Сусья» является ивритским, определённым Израильским комитетом по наименованиям. В исследовании Западной Палестины, которое провели в 1875 году Чарльз Уоррен и Клод Кондер в районе юго-западного склона холма к западу от Сусии, это место упоминается как «важное общественное строение». Немецкие исследователи позже утверждали, что руины являются остатком древней церкви. В 1937 году здание на севере руин было окончательно признано Л. А. Мейером и А. Рейфенбергом остатками синагоги. Древняя синагога. Место развалин было исследованно в 1969 году Шемарьей Гутманом, который в ходе пробных раскопок обнаружил притвор синагоги. Затем, в сотрудничестве с Зеевом Йейвиным и Эгудом Нецером, он провёл израильские раскопки в Хирбет Сусия (затем переименованного в ивритскую кальку «хорват Сусья») в 1971-72гг., рядом с палестинской деревней Сусия Аль — Кадим. Такие развалины являются интригующей находкой, так как до сих пор раскопки не доказали присутствия синагог в Иудее до второго века н. э. Раскопанная синагога датируется от 4 до 7 века и использовалась без перерыва до 9 века. Она также является одной из 4 в уникальной архитектурной группе в Южных холмах Иудеи (всего насчитывается 6 древних синагог в Иудее). Такое количество отражает миграцию евреев из иудеи в Галилею во втором и третьем веках. Остальные три в этой группе находятся в Эштемоа, Хорват Маон и Аним. Три выдающиеся признака синагог в группе Сусья — Эштемоа это их ширина, вход через короткую восточную стену и отсутствие колонн для поддержки крыши. Давид Амит считает, что архитектурный дизайн, в особенности восточный вход и направление молитвы, отличающиеся от большинства Галилейских синагог, представляет собой приложение древнейшего галахического закона, сохранившегося в южной Иудее столетия после разрушения Храма. Закон этот был забыт в Галилее, но в Иудее благодаря географической близости к Иерусалиму соблюдались многие древнейшие традиции. Восточное направление также связано с идеей переубеждения еретиков и христиан в этом же регионе, которые кланялись на восток и верили, что Б-жественное присутствие обитает на востоке. Синагога была построена по технике «широкого дома» (без колонн), и не по схеме базилики. Размер синагоги 9 на 16 метров, построена из белых камней одинакового размера (технология «ашлар»), с фасадом на три двери в восточном направлении. Кафедра и ниша для Торы располагались в центре северной стены. В восточной части стояла вторая кафедра. В отличие от других синагог в Иудее у этой была галерея, сделаная для поддержки западной стены. Восток синагоги представлял собой открытый двор, окружённый с трёх сторон крытой галереей на колоннах. Западная сторона открывалась в притвор синагоги. Пол притвора был составлен из цветной мозаики, составленной в соединяющиеся фигуры. Эта модель не продержалась долго: она уступила место форме базилики в поздний Византийский период. К тому времени форма базилики преобладала во всех остальных регионах. В синагоге в Сусии (а также в Эштермоа и Маоне) в Иудее, в отличии от большинства Галилейских синагог, ниша располагалась в северной стене, обращённой к Иерусалиму, а вход — в восточной стене. Синагогальный пол, выложенный известняковой плиткой, содержит три мозаичные панели. На востоке изображён Ковчег Торы, две меноры, с верхних ветвей одной из них свисают две лампы, вероятно символизируя связь между синагогой и Храмом, возможно также, потому, что место чтения Торы окружалось лампами. Лампы освещали возвышение для чтения Торы, привлекали к ней внимание и давали возвожность читать. Лампы эти как будто были зеркальным отражением двух менор на мозаике с целью подчёркнуть центральное значение Торы. Мозаика также содержит изображения лулава и этрога, растений, используемых в праздник Сукот, с колоннами с двух сторон. Рядом с колоннами находится пейзаж с оленями и баранами. Центральная панель состоит из геометрических и цветочных узоров. Узор в виде колеса перед центральной кафедрой навёл Гутмана на мысль о том, что это осаток колеса Зодиака. Мозаики с Зодиаком представляют собой важное свидетельство того времени, так как их сооружение систематически подавлялось церковью, и их частое сооружение в полах палестинских синагог является индикацией включения нееврейских мотивов в еврейское исскуство и их последующей «иудизации». Фрагментированное состояние мозаичного колеса объясняется поздней его переделкой в грубые геометрические фигуры, возможно по причине его несоответствия более поздним стандартам религиозных изображений. Ещё одна мозаика, скорее всего изображавшая Даниэля в логове льва, как и в мозаике в Нааране возле Йерихо и Эйн Самсаме на Голанских высотах, была также слущена и сохранились лишь некоторые её фрагменты. Фигура, стоящая с вытянутыми в стороны руками, как бы призывая к молитве (в позе оранс, от лат. Orante — молится), окружённая львами, была стёрта с мозаики с целью соответствия её более поздним тенденциям, которые Файн назвал «новой эстетикой» в раскопках Киберет Сусья. Новые тенденции в религиозном искусстве подразумевали изменение дизайна так, чтобы иконографические формы, считавшиеся недопустимыми в более позднюю эпоху, исчезли. От имени Даниэля остались только две последние буквы (אל), и только так его можно идентифицировать. Ещё одна уникальная черта Сусьи в наличии и числе надписей. Четыре были выложены мозаикой: две на иврите, являвшемся разговорным языком региона в то время, и два на арамейском. Девятнадцать частичных надписей, некоторые из них на греческом, были вытесаны в мраморе самого здания. Из этих надписей следует, что синагога содержалась на пожертвования обычных людей и не упрвлялась священниками (коэнами). Синагога (или только её двор), оставленная евреями, была переделана в мечеть примерно в 10 веке. Ниша в северной стене, использовавшаяся как михраб, относится ко временам Салладина. (по местному поверью). В 12-13 веках крестоносцы располагались лагерем в расположенных неподалёку Хермале и Эштермоа, и, следуя за ними, новые семьи переехали в заброшенные руины с целью использования плодородной земли. Поселение на холме, прилежащем к синагоге, производит впечатление когда-то процветавшей общины. Одно из раскопанных зданий представляло собой магазин. Похоже, что упадок поселения пришёлся на вторую половину 4 века, и опять в 6 веке. Некоторые считают, что поселение было полностью покинуто уже тогда, но другие оспаривают это мнение, и настаивают на продолжении обитаемости Сусьи до Средних веков. Современность: новые поселения и конфликт Израильское поселение, которое в 2006 году насчитывало 737 человек, было основанно между маем и сентябрём 1983 года, на 1800 дунамах земли. В соответствим с данными Института прикладных исследований в Иерусалиме, земля, на которой стоит поселение, была конфискована у деревни Ятта, находящейся недалеко от палестинской Сусии. Несколько местных семей были согнаны с земли, для того, чтобы освободить место для археологического парка. Масштабное расширение поселения, начатое 18 сентября 1999 года, расширило границы к северу и востоку. Палестинская семья Шреите утверждает, что 150 дунамов земли были отобраны у них. Палестинцы, оставшиеся на этой земле, живут в шатрах на небольшом каменистом холме между поселением и археологическим парком, которые отстоят друг от друга на пешеходном расстоянии. Десять пещер, в которых обитали жители Сусии, были взорваны израильской армией в 1996 году, и около 113 шатров были разрушены в 1998. Утверждается, что были высланы официальные документы, классифицирующие их как « проникнувших незаконно» и просящих их переменить место расположения шатров. Большинство цистерн для сбора дождевой воды, использовавшихся местными фермерами в Сусие, также были разрушены армией в 1999 и 2001. Местный житель пожаловался организации «Эмнести Интернашионал»: «Вода — это жизнь. Без воды нам нет жизни. Ни нам, ни животным, ни растениям. До этого у нас было немного воды, но теперь, когда армия всё разрушила, нам приходится носить воду издалека. Это очень трудно и дорого. Они делают нашу жизнь очень тяжёлой, чтобы мы ушли». В 2001 году пастух, житель израильского поселения Сусья Яир Гар Синай, был убит местными палестинцами. Убийцы были позже арестованы, и один из них был приговорён к пожизненному заключению. Израильская армия выгнала 300 палестинцев, находившихся на этой территории, и разрушила их переносные дома. Они обжаловали эти меры в израильском суде. Еврейские поселенцы из Сусьи угрожали местным палестинцам и уничтожали их имущество. В 2009 году Яаков Тейтель был осуждён за убийство палестинского пастуха из Сусьи, которое он совершил в 2007. Израильское поселение пользуется электричеством из сети и водой из труб, проведенной из Израиля, палестинцы полагаются на солнечные панели и ветряные турбины для производства электричества (проект был осуществлён палестинско\израильской общественной организацией «Комет».) Воду они берут из колодцев. Этот прект был также включен в короткий список педтендентов на Би-Би-Си Уорлд Чэллендж благодаря участию двух израильских физиков — Эл’ада Ориана и Ноама Дотана. (Би-Би-Си Уорлд Чэллендж — соревнование, впервые проведенное на канале Би-Би-Си, спонсируемое журналом Ньюзуик и компанией Шелл. Соревнуются проекты со всего мира, решающие социальные, общинные и природные проблемы методами бизнеса.)