Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии

Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении истории Хазарского каганата. Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты традиционно придерживается скептической оценки, считая что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. Напротив, западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов. В крайнем виде эти точки зрения превращаются в провозглашение насильственного характера иудаизации «сверху», преувеличение еврейского фактора в хазарской истории в ущерб остальным, а иногда в полное отождествление хазар с евреями. Археологические данные должны стать решающими в решении этого спорного вопроса, а также ряда других, непосредственно с ним связанных:

Содержание

Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам

Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века. По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх вер. Замена языческих верований монотеистической религией закономерный шаг, характерный для всех государств, достигших определённой (более высокой) стадии развития. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.

Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. Еврейско-хазарской переписки, причиной предпочтения иудаизма стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама. Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных Византии и Арабского халифата и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны. Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не каганы, опорой которых был языческий культ, а представители другого знатного рода — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти.

Археология

Памятники на основной территории каганата (Равнинный Дагестан, Нижнее Поволжье, Подонье, Крым) связываются с Салтово-маяцкой археологической культурой. Её исследования начались на рубеже XIX-|XX вв. и приобрели систематический характер в советское время.

В настоящее время в научный оборот введено более тысячи памятников всех типов: стационарных и временных поселений, крепостей, могильников. К сожалению, коренная территория Хазарии — Нижнее Поволжье обследовано недостаточно и общепринятые археологические признаки собственно хазарского этноса пока не выработаны.

После многочисленных археологических исследований археологи констатируют, что основная масса народа оставалась языческой. Причем язычество было здесь не пережиточным явлением, а полноправной религией народных масс.[1] И эту точку зрения разделяют российские и украинские археологи, имеющие большой фонд информации, полученный в ходе раскопок территорий Хазарского каганата (Мнение западных, и в частности израильских археологов, сильно отличается).

В связи с последними археологическими раскопками серии городищ, эта точка зрения становится все более обоснованной. Уловимых следов иудаизма на территориях раскопок не зафиксировано, а наоборот появляется всё больше свидетельств о господстве язычества в Хазарском каганате VIII—X вв.

Эти научные изыскания делают все яснее религиозную ситуацию в Хазарии, что вплоть до X в. Хазария не была затронута мировыми религиями, имеется в виду не только иудаизм но и христианство и ислам. Ни одна из вышеуказанных религий не подействовала на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарии, их истоки прослеживаются в общеиндоевропейских истоках и от них к иранским. Исследования в этом направлении оказались более плодотворными [2].

Как замечает С.А Плетнева, из археологических исследований можно заметить исчезновения солярных амулетов, посвящённых Тенгри-хану, и, как она предполагает, это произошло из-за усиления иудаизма, который вытеснил из каганата "централизованный феодальный культ бога неба". По её мнению это произошло только в IX в., хотя другие более архаичные культы и сам шаманизм сосуществовали с иудаизмом до конца каганата. Другие археологи возражают, предполагая что противопоставление язычества, в частности культа неба, иудаизму вряд ли имеет под собой основу.[3]

Даже в таких поздних территориях проживания хазар как Крым, в том числе хорошо исследованном Херсонесе, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Правда на Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствуют о том, что в этом регионе иудеи присутствовали (Фанагория, Таматархе) до V в. На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные знаки, возможно, что возвышались они над могилами хазарских прозелитов.[4]

В Боспоре найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено[5]. Конечно было бы несправедливо не заметить о перспективах в будущих раскопках в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги, и возможности обнаружений следов хазарского иудаизма.

См. также

Примечания

  1. С.А Плетнева. Хазары и Хазарский каганат в сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 С. 22.
  2. В.Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мосты культуры (Иерусалим), 2001. С. 22-23.)
  3. Флёрова В.С. С., 2000б
  4. С.А Плетнева. Хазары и Хазарский каганат в сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 С. 22.
  5. И. А. Завадская, Хронология памятников ранесредневековой христианской архетиктуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)

Литература

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация