Бемидбар (Числа), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Чи́сла | |
---|---|
בְּמִדְבַּר (Бе-мидба́р — «В пустыне») | |
Файл:ISJabalMusa.JPG Синай |
|
Автор: | Моисей |
Жанр: | Священное Писание |
Язык оригинала: | древнееврейский |
Серия: | Библия / Ветхий Завет / Пятикнижие |
Выпуск: | около XIV в. до н. э. |
Предыдущая: | Левит |
Следующая: | Второзаконие |
Книга Чи́сел (ивр. בְּמִדְבַּר, Бе-мидба́р — «В пустыне»; лат. Numeri; др.-греч. Ἀριθμοί) — четвёртая книга Пятикнижия (Торы). В Мишне и Талмуде[1] называется «Хумаш а-пкудим» (букв. `Пятина исчисленных`). Название книги объясняется тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т.п. Повествование охватывает события от приготовлений к уходу из Синая до прибытия «на равнины Моава, при Иордане, против Иерихона». Основное содержание этой книги — жизнь народа в пустыне, пред лицом Создателя и «наедине» с Ним.
Содержание |
Содержание книги
- В первых четырёх главах этой книги речь идет о приготовлениях к военному походу, и приводится число боеспособных мужчин, которое[2] составляет 603 550[3]. В этих же главах описан порядок, который соблюдался как на стоянках, так и в пути: в центре находилась Скиния, которую несли левиты, а по четырём её сторонам располагались по три колена. Эта часть книги Числа устанавливает законы о назореях и завершается священническим благословением[4], а также перечисляет коллективные и индивидуальные пожертвования начальников колен для священнослужения в Скинии. Каждый из начальников приносил дары в назначенный день в том порядке, в каком колена перечислены в Чис. 2. Были изготовлены две серебряные духовые трубы, и установлены правила для их использования в бою и в праздники[5].
- В 20-й день второго месяца на второй год Исхода израильтяне покинули гору Синай и двинулись в путь[6].
- Главы 10:11–22:1 повествуют об их продвижении.
- Однако приготовления к приходу в Землю обетованную оказались напрасны, народ проявил моральную слабость, что выражалось в актах непослушания, о которых рассказано в главах 11–25.
- Первый из случаев ропота Израиля против Бога и Его посланника Моисея связан с однообразием посылаемой Богом каждое утро пищи (манна небесная) (11:1–2). В ответ на жалобы Моисея Бог посвятил 70 мужей в старейшины, возложил на них часть бремени Моисея (11:16–25) и послал израильтянам несметное множество перепелов.
- Далее следует рассказ о том, что Аарон и Мариам (Мирьям) упрекали Моисея «за жену эфиопку» (12:1–3), которую он «взял за себя», и Бог наказал Мирьям проказой, впоследствии исцелив её (глава 12).
- Ропот израильтян достиг кульминации в их отказе идти в Землю обетованную (главы 13, 14). По велению Бога Моисей послал в Ханаан 12 разведчиков — по одному от каждого колена. Вернувшись через 40 дней к Моисею, они подтвердили, что в Земле Израиля «подлинно течет молоко и мед» (13:28), однако, испуганные силой живущего там народа, «распускали худую молву о земле, которую осматривали, между сынами Израилевыми» (13:33). В результате израильтяне стали «роптать на Моисея» и «сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (14:2, 4). Двое из разведчиков — Иисус Навин (Иехошуа бин Нун) и Халев (Калев) — призвали народ уповать на Божье обетование, однако израильтяне вознамерились побить их камнями (14:6–10). В наказание за слабость веры Бог осудил всех (кто был в возрасте 20-ти и более лет во время исхода из Египта), за исключением Иисуса Навина и Халева, на странствия и смерть в пустыне, а за самовольную попытку израильтян войти в Ханаан они были наказаны поражением в битве с амалекитянами и ханаанеями (14:11–45).
- Глава 15 содержит ряд культовых предписаний, завершающихся рассказом об установлении смертной казни за нарушение субботы и предписанием носить цицит (15:39–40) как постоянное напоминание о Завете.
- В рассказе о «восстании» левита Корея (Кораха) против Моисея и Аарона (главы 16, 17) отражается недовольство части потомков колена Реувена, а также левитов отведённым им подчинённым положением по сравнению с коэнами, которым была дана прерогатива отправления культа в Скинии. Бог наказал ропщущих и восстановил авторитет Аарона.
- За этим следуют установления об обязанностях и правах левитов как прислужников священников (глава 18) и предписания о ритуальном очищении пеплом красной коровы (глава 19).
- Однако приготовления к приходу в Землю обетованную оказались напрасны, народ проявил моральную слабость, что выражалось в актах непослушания, о которых рассказано в главах 11–25.
- Далее повествуется о периоде, завершающем 40-летнее скитание Израиля по пустыне.
- Центральная тема следующей главы (глава 20) — смерть вождей израильтян: глава начинается сообщением о смерти Мариам и завершается рассказом о смерти Аарона и наследовании священничества его сыном Елезаром (Эл‘азаром).
- На своем пути в Землю обетованную израильтяне направились в Заиорданье, однако царь Эдома отклонил их просьбу разрешить проход через его территорию (20:14–21). Нанеся поражение ханаанскому царю Араду (21:1–3), израильтяне двинулись вдоль Красного моря, чтобы обойти Эдом с юга.
- Трудности пути через пустыню вновь вызвали малодушие у израильтян, за что Бог наказал их нашествием ядовитых змей (21:5–6).
- В результате победы над царем Сихоном израильтяне впервые приобрели собственную территорию: «И поразил его Израиль мечом, и взял во владение землю его...» (21:24).
- Кратким рассказом о победе над царём Башана, Огом, позволившей израильтянам завершить овладение территориями к северу от заиорданских царств, заканчивается повествование о продвижении израильтян из Синая в Заиорданье.
- Последняя часть книги Числа (главы 22–36) повествует о пребывании израильтян на равнинах Моава.
- История о волхве Валааме (Биль'аме), которого Балак, царь Моава, послал проклясть Израиль, а он вместо этого благословил его (главы 22–24), показывает неуязвимость народа Израиля.
- Вслед за этим, однако, повествуется об очередном отступничестве народа, впавшего под влиянием моавитян в идолопоклонство и «блудодействовавшего с дочерями Моава» (25:1–3). После того, как Финеес (Пинхас) публично умертвил зачинщиков, Бог повелел Моисею казнить «начальников народа» и поразить «двадцать четыре тысячи из израильского стана» (25:9), заповедав Израилю вечную вражду к мидианитам, «ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем» (25:18).
Этот эпизод завершается в книге Числа длинным перечнем отступничеств Израиля.
-
- Исчисление израильтян в главе 26 аналогично главе 1, однако дает несколько меньший итог, который отражает потери вследствие Божьего наказания. Рассказ об исчислении служит введением к установлению законов об уделе дочерей (27:1–11).
- Глава завершается рассказом об избрании Иисуса Навина преемником Моисея (27:12–23).
- Повествование прерывается предписаниями о праздничных жертвоприношениях (28–30) и об ответственности за обеты, данные женщинами (глава 30).
- Глава 31 повествует о войне израильтян с мидианитами и дает пример, как следует делить захваченную на войне добычу.
- В главе 32 повествуется о согласии Моисея разрешить коленам Рувима (Реувена) и Гада и половине колена Менашше поселиться в Гильаде с условием, что они вместе с остальными коленами примут участие в войне за овладение Ханааном.
- Глава 33 начинается списком становищ израильтян на их пути от Египта до Моава; большая часть приводимых здесь географических названий не поддается идентификации, а многие из них не встречаются более в Библии.
- За списком следует повеление Бога израильтянам завоевать Ханаан и разделить его территорию между коленами.
- В главе 34 даётся перечисление всех границ земли, предназначенной для поселения израильтян, и имена тех, кто должен будет делить землю по жребию.
- Глава 35 содержит постановление о городах левитов, которые, в отличие от остальных колен, не получат собственного надела, и о городах-убежищах для тех, кто совершил непреднамеренное убийство.
- В последней главе 36 даются дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми.
Происхождение книги
Рассказы книги Числа о переписях соотносятся с аналогичными эпиграфическими находками из Мари (XVIII–XVII вв. до н. э.), в которых, как и в книге Числа, переписи населения связаны с воинской повинностью и распределением земли, причем термины марийских документов (сабам, пакаду) соответствуют библейским терминам (цава и пакад). Повествовательный материал книги следует также сравнивать с политическим положением в XIII в. до н. э., когда многочисленные государства региона были вассалами мидианитов, контролировавших политику этих государств. Этот факт объясняет, почему приближение воинственных израильтян обеспокоило не только моавитян, но и мидианитских «старейшин»[7]. По всей видимости, пятеро знатных мидианитов, убитых на территории аморейского царя Сихона[8], были мидианитскими эмиссарами в Хешбоне. Мидианитские представители сопровождали моавитских послов, обратившихся к Валааму за помощью в действиях против израильтян[9]. Возможно, что именно мидианиты были инициаторами деморализации израильтян[10], поскольку Бог наказал Моисею враждовать с мидианитами, а не с моавитянами[11], и этот наказ был выполнен (глава 31). В 1 тыс. до н. э. мидианиты практически исчезли из поля зрения израильтян.
Разделение книги на недельные главы
- Бемидбар (1:1-4:20)
- Насо (4:21-7:89)
- Бeһаалотха (8:1-12:16)
- Шлах (13:1-15:41)
- Корах (16:1-18:32)
- Хукат (19:1-22:1)
- Балак (22:2-25:9)
- Пинхас (25:10-30:1)
- Матот (30:2-32:42)
- Масей (33:1-36:13)
Сноски и источники
- ↑ Мишна, Иома 7:1; Иерусалимский Талмуд, Иома 3:1 и в других местах
- ↑ как и в Исх. 38:26
- ↑ Чис. 2:32
- ↑ 6:22–27
- ↑ Чис. 10:1–10
- ↑ Чис. 10:11–12
- ↑ Чис. 22:2–4
- ↑ Нав. 13:21
- ↑ Чис. 22:7
- ↑ Чис. 25:6–9, 14–16
- ↑ Чис. 25:17–18
Ссылки
- Статья «Числа» в Электронной еврейской энциклопедии
- Книга Бемидбар. Предисловие к изданию Сончино.
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
ast:Númberos
bg:Числа (Библия) ca:Llibre dels Nombres cs:Numeri cy:Llyfr Numeri da:Fjerde Mosebogeo:Nombrojfa:سفر اعداد fi:Neljäs Mooseksen kirjafur:Libri di Numars gd:Aireamh hak:Mìn-su-kihr:Knjiga Brojeva id:Kitab Bilanganja:民数記 jv:Wilangan ko:민수기 la:Liber Numeri li:Numeri lt:Skaičių knyga ml:സംഖ്യ (ബൈബിള് പഴയനിയമം) nl:Numeri nn:Fjerde mosebok no:Fjerde Mosebok pl:Księga Liczb pt:Livro dos Números ro:Numeri scn:Nùmmiri (libbru) sh:Knjiga Brojevask:Numeri sr:Четврта књига Мојсијева sv:Fjärde Moseboken sw:Hesabu (Biblia) th:พระธรรมกันดารวิถี tl:Aklat ng mga Bilang tr:Sayılar (Tevrat)zh:民数记 zh-min-nan:Bîn-sò͘-kì
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.