«Государство Галахи» (термин)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
д-р Пинхас Полонский
|
|
12/05/2011 | |
«Государство Галахи» – термин, применяемый во внутри-израильской полемике для описания такого теоретического состояния Государства Израиль, когда оно (якобы) будет управляться на основе Галахи.
Содержание |
Применение
Термин «Государство Галахи» применяется, главным образом, нерелигиозными и антирелигиозно настроенными кругами в их пропаганде против различных религиозных аспектов израильской жизни. Он применяется, в основном, в форме запугивания нерелигиозного населения: «что если вы позволите религии делать те или иные действия, то смотрите – мы придем к государству Галахи, и Израиль вообще погибнет». Это запугивание активнее всего осуществлялось в 1970-80-е гг., и выражалось в лозунге "Мединат hалаха – hалха медина" (буквально «государство Галахи – пропащее государство») [1].
Примеры применения
1. Реформистский раввин Григорий Котляр [2], критикуя нескольких совершенно не связанных между собой выступлений различных религиозных лидеров, которые ему не понравились, объявил, что на горизонте маячит «Государство Галахи», и если немедленно не принять меры борьбы с этими религиозными лидерами (отнюдь не ратующими ни за какое «Государство Галахи»), то Израиль разрушится.
2. Антирелигиозные круги применяют этот термин для борьбы с любыми религиозными инициативами или какими-то реальными предложениями о том, что то или иное законодательство в Израиле могло бы больше учитывать еврейскую традицию. Например, когда министр юстиции Яаков Нееман, выступая на совещании религиозных судов, сказал, что религиозные суды могли бы играть активную роль в продвижении положительных элементов еврейской традиции в израильской государственной системе, его тут же обвинили в том, что он хочет «насадить государство Галахи» [3].
Отношение религиозных кругов к «Государству Галахи»
Среди религиозных кругов абсолютное большинство выступает против какого бы то ни было мифического «Государства Галахи».
Среди религиозных есть отдельные маргинальные элементы , которые выступают за государство Галахи, но даже они не могут явно сформулировать, что это, собственно, означает. Ни один заметный раввин не поддерживает подобную идею.
Основная часть религиозных выступает против государства Галахи не только потому, что это невозможно практически, (поскольку большинство населения Израиля не религиозно), но и потому, что это даже теоретически не является возможным, поскольку сегодняшняя Галаха (сформировавшаяся в диаспоре с 3 по 19 вв н.э.) совершенно не дает возможностей государственного управления.
Таким образом, разговоры о том, что «на основе Галахи можно будет управлять государством« – это фикция, применяемая лишь в пропагандистских целях, но не для практического использования.
Разделение между понятиями «Государство Галахи» и "мишпат иври"
Понятия «Государство Галахи» и "мишпат иври" («еврейское законодательство») не имеют между собой никакой связи, хотя в целях антирелигиозной полемики их зачастую смешивают - иногда сознательно, поскольку нерелигиозные круги используют пугало "государства Галахи" для противодействия против "мишпат иври".
Статус "мишпат иври" в израильском законодательстве довольно сложен. По израильскому закону, первое место в законодательстве имеет израильское законодательство, но, когда в нем есть лакуна, то судьи должны использовать в качестве прецедента "мишпат иври", т.е. традиционное еврейское законодательство, и только потом законодательства разных других стран. В Министерстве юстиции есть специальный отдел еврейского права, который занимается его кодификацией в современных юридических терминах. На практике, поскольку бывший председатель Верховного Суда Арон Барак был активным противником еврейского законодательства, то он игнорировал это положение закона и для решения в случае лакун в израильском использовал законодательстве прецеденты различных стран, но никогда не использовал традиционное еврейское законодательство. Многие рассматривают это явление как факт самоуправства Верховного Суда, направленное против законодатольного статуса Кнессета.
В любом случае, «мишпат иври» не имеет отношения к «Государству Галахи», поскольку вся идея использования «мишпат иври» как еврейского законодательства – это не вместо законов Израиля, а в дополнение к ним в таких случаях, когда имеются лакуны (или, например, создание Кнессетом на основе идей мишпат иври каких-то правовых норм в современном Государстве Израиль), но отнюдь не применение этих идей напрямую, или в противоречие с государственными законами; тем более никак не имеется в виду то, что «раввины должны управлять государством» или подобные вещи.
Политические представления согласно иудаизму
Иудаизм на сегодня не имеет однородных политических взглядов или политической программы. Ввиду отсутствия, в течение почти 2 тыс. лет еврейского государства, есть только разрозненные мнения у различных авторитетов (Маймонид, Абрабанель, Нецив), не собирающиеся в систему.
На уровне функционирования еврейской общины начиная с 13 в. основной формой управления являлась демократия, иногда с градацией по имущественному цензу (т.е. более богатые члены общины, вносившие бо́льшие налоги на ее функционирование, имели больше голоса в вопросе о том, как их распределять; однако и бедные тоже не были лишены голоса).