Арабские беспорядки (1929)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Арабские беспорядки 1929 года (События 1929 года, Восстание Западной Стены, Восстание Бурак) (ивр. מאורעות תרפ"ט араб. ثورة البراق) - серия беспорядков и еврейских погромов, устроенных арабами в подмандатной Палестине в конце августа 1929 года.
Содержание |
Причины
Основной причиной арабских волнений в 1929 году стал быстрый рост еврейского населения в подмандатной Палестине за счет репатриации, покупка ими земельных участков для проживания и арабскими опасениями по этому поводу.
Поводом для беспорядков стало обвинение муфтием Хадж Амином аль-Хусейни евреев в том, что они пытаются получить контроль над "мусульманской святыней" - Стеной плача и всем комплексом Храмовой горы, где расположены две мечети[1].
Предыстория событий
После установления британского мандата в Палестине резко выросло число еврейских жителей страны и количество молящихся у Западной Стены (Стена Плача) в Иерусалиме.
В сентябре 1928 года на праздник Йом Кипур евреи установили стулья для удобства молящихся у Западной Стены, а также загородки между мужским и женским отделением. Арабские лидеры заявили, что это является нарушением существовавшего со времен оттоманских властей статуса-кво, который запрещал евреям какое-либо строительство в районе Западной Стены.
Британские мандатные власти потребовали у молящихся устранения спорных загородок и стульев. Затем к стене были посланы полицейские и перегородки были уничтожены, что сопровождалось дракой между полицией и молящимися евреями.
После этого инцидента муфтий Иерусалима, Амин аль-Хусейни начал распространение листовок среди местных арабов и в арабском мире, в котором утверждал, что евреи собираются захватить мечеть Аль-Акса, и еврейские молящиеся у Западной Стены стали подвергаться избиениям и забрасыванию камнями.
15 августа 1929 года, во время еврейского поста Теша бе-Ав, (установленном в память о разрушении первого и второго Иерусалимских Храмов), несколько сотен членов молодежного сионистского движения Бейтар организовали шествие к Западной Стене. Собравшиеся у Стены скандировали «Стена наша!», подняли еврейский национальный флаг и пели Атикву, национальный гимн. Власти были уведомлены о марше заранее и обеспечили сопровождение полицией, чтобы предотвратить любые инциденты. Были запущены слухи о нападении демонстрантов на арабских жителей Иерусалима и о том, что проклинали имя пророка Мухамеда .
День спустя, в пятницу, 16 августа арабские лидеры Высшего мусульманского совета организовали контрдемонстрацию в мечети Аль-Акса. После проповеди об угрозе исламским святыням арабские демонстранты вышли к Западной Стене и начали избивать евреев, жечь свитки Торы и молитвенники. Вечером того же дня в городе был убит еврейский подросток. Его похороны превратились в политическую демонстрацию и были разогнаны британской полицией.
В последующие дни арабские погромы распространились и на другие города.
События 23 августа
В следующую пятницу, 23 августа, тысячи арабов из окрестных деревень устремились в Иерусалим на молитву на Храмовой горе. Среди мусульман Иерусалима разнёсся слух, что в еврейском квартале Меа Шеарим были убиты двое арабов. После проповеди, прочитанной муфтием Иерусалима, будущим союзником Гитлера Амином аль-Хусейни, толпа арабов, вооруженная ножами и палками, вышла из Шхемских Ворот Старого города и устремилась в еврейские кварталы. 19 евреев были убиты, а многие синагоги разграблены[2].
Британская администрация не была готова к подобным событиям и вначале практически не оказывала сопротивления беспорядкам. Это было связано и с тем, что наибольшую часть из 15 000 полицейских в подмандатной Палестине составляли арабы. По другим данным, полицейские силы в Палестине в то время составляли всего 292 человека, а силы армии не более 100 человек. В день начала беспорядков британцы перебросили 50 солдат по воздуху из Египта, а на следующий день 600 солдат прибыло оттуда же поездом.
По требованию властей лидеры палестинских арабов, включая муфтия аль-Хуссейни и мэра Иерусалима Рариба Нашашиби, издали воззвание, призывавшее население «избегать кровопролития» и вооружиться «милосердием, мудростью и терпением». В обращение говорилось, что руководство «прилагает все усилия, чтобы... реализовать ваши национальные чаяния мирными методами»[3].
Погром в Хевроне
В субботу 24 августа в Хевроне были убиты 67 евреев и ранены 58. Многие евреи нашли убежище у своих арабских соседей, которые прятали их от толпы, в собственных домах, а другие укрылись в отделении британской полиции на окраине города. Выжившие евреи были вынуждены покинуть свои дома, а их собственность была захвачена арабскими жителями и удерживалась ими до завершения Шестидневной войны 1967 года[4].
Погром в Цфате
В Цфате, по разным источникам погибло от 18 до 21 человека, до 80 евреев были ранены. 200 домов на главной еврейской улице в городе были разграблены и сожжены.
Погром в Газе
Маленькая еврейская община города Газа укрылась в одной из гостиниц города, где сдерживала натиск арабской толпы. В конце концов, еврейская община города была эвакуирована британскими властями. После окончания погрома еврейскому населению было отказано в возвращении в город[5].
Остальные События
Маленькие еврейские общины Шхема, Рамаллы, Дженина и Акко были эвакуированы британскими властями.
В Тель-Авиве и Хайфе еврейские движения Хагана и Молодежный Бейтар сумели отразить натиск арабских погромщиков.
Результаты
Всего в ходе беспорядков было убито около 133 еврея и 116 арабов. 195 Арабов и 34 Еврея были приговорены судом за различные преступления, связанные с беспорядками. Смертные приговоры были вынесены 17 арабам и 2 евреям, но были заменены на длительные сроки тюремного заключения, за исключением 3 арабов, которые были повешены. Большие коллективные штрафы были наложены на 25 арабских деревень и городских кварталов.
Стоит отметить что главными жертвами погромов стали не представители светской сионисткой молодёжи, которая организовала эффективную самооборону, а маленькие крайне религиозные еврейские общины Хеврона, Цфата, Иерусалима, Газы и других городов, веками жившие бок о бок с арабскими соседями, мирно молившиеся около своих святых мест и отродясь не бравших в руки оружие. Более того, ультраортодоксальные евреи негативно относились к светским сионистам, считая их отступниками от веры.
Комиссия по расследованию
Британская комиссия по расследованию под руководством сэра Уолтера Шау собрала свидетельства обеих сторон. В дальнейшем Палестине так же действовала комиссия под руководством сэра Хоупа Симпсона, опубликовавшая свой отчёт в 1930 году. Основные выводы и рекомендации комиссий были следующими.
Выводы
- Мандатные власти не виновны в возникновении беспорядков — наоборот, власти предприняли большие усилия для примирения сторон.
- Хотя именно арабы начали беспорядки, истинной причиной напряженности является еврейская репатриация и приобретение евреями земель.
- Покупка евреями земель привела к изгнанию с них арабских крестьян; существует опасность возникновения класса «безземельных» арабов. Резко возросла стоимость земли. Еврейский Национальный Фонд, который приобрёл значительные земельные площади, не допускает арабов к аренде этих земель и даже к работе на них.
- Растёт безработица среди арабских рабочих и ремесленников, так как значительная часть еврейских предприятий принципиально отказывается их нанимать.
Рекомендации
- Ограничить еврейскую иммиграцию
- Прекратить практику покупки арабской земли евреями
- Создать палестинский законодательный орган с арабским большинством
- Расширить контингент мандатных вооруженных сил
- Ограничить полномочия Сионистской организации[6]
Последствия
Для еврейского населения
Погромы уничтожили ряд еврейских общин, существовавших на протяжении нескольких тысяч лет[7][8].
Организация национальной самообороны Хагана пережила тяжелое потрясение. Со временем в ней произошел раскол, приведший к созданию организации Хагана Б (Эцель), занявшей более решительную позицию.
Для арабского населения
Если в самом начале погромов арабы еще опасались того, что британские власти применят против них силу, то, убедившись в их бездеятельности, осмелели. Они также поняли, что нападение на евреев может быть эффективным средством их изгнания - уничтожения древних общин, и стали больше опираться на насильственные методы[9].
Примечания
- ↑ Анастасия Иокша. СТЕНА ПЛАЧА В АРАБО-ЕВРЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1840—1931 ГГ.
- ↑ Протоколы 17-й (внеочередной) сессии постоянной мандатной комиссии Лиги Наций, 3-21 июня 1930 года (англ.)
- ↑ Ahron Bregman Israeli wars. A history since 1947. — Routledge, 2002. — 272 с. — ISBN 978-0-415-28716-6 стр.111-120
- ↑ Статья «Хеврон» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Всё об операции «Литой свинец»
- ↑ PALESTINE. Report on Immigration, Land Settlement and Development Отчёт сэра Хоупа Симпсона. Полный текст.
- ↑ Погром в Хевроне (1929)
- ↑ Всё об операции «Литой свинец»
- ↑ Александр Риман. "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА", или еще раз к вопросу о том, должны ли быть в Израиле районы, "очищенные от евреев"
См. также
В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.
Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.
|
ar:ثورة البراقja:嘆きの壁事件