Коhен, Шеар Яшув
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Alexvind | |
д-р Пинхас Полонский
|
|
08/03/2011 | |
р.Элияhу Йосеф Шеар Яшув Коhен (אליהו יוסף שאר ישוב כהן), (род. 1927, Иерусалим) - главный ашкеназский раввин города Хайфа, сын знаменитого раввина Давид Коhена "Назир"а.
Содержание |
Биография
Семья
р. Шеар Яшув Коhен - восемнадцатый в династии раввинов и исследователей Торы. Его семья происходила из Литвы (В доме его деда после Октябрьской революции некоторое время скрывался будущий любавический реббе Менахем Мендл Шнеерсон).
Его отец р.Давид Коhен, известный как "рав hа-назир" или "иерусалимский назир", был одним из ближайших учеников р.А.И.Кука и выдающимся представителем религиозного сионизма, его мать Сара Эткин была одной из основательниц религиозно-сионистской женской организации "Омен", превратившейся далее в движение "Эмуна.
Его необычное имя "Шеар Яшув" (букв. "остаток [народа] возвратится [в Страну]"), выражающий ощущение мессианских времен, взято из Книги пророка Исайи (так сам Исайя назвал своего сына, см. Исайя 7:3).
В молодости
Шеар Яшув посещал школу Tалмуд-Тора "Геула" и учился в ешивах "Торат Ерушалаим", "Мерказ hа-Рав" и "Эц hа-Хаим". Учился Торе у отца, у р. А.И. Кука, р. Ц.Й. Кука, р. И.А. Герцога. В молодости также учился музыке (известно, что на исходе Субботы р.А.И.Кук часто присутствовал на трапезе «Мелаве Малка» в доме Коhенов, на которых Шеар Яшув играл на скрипке).
Со дня рождения и до шестнадцатилетнего возраста он практиковал обычаи назорейства, не стриг волос и носил холщовую обувь. Отец, соблюдавший обычаи назорейства, воспитывал в них также своих детей: Шеар Яшува и его сестру Цвию (впоследствии жена р. Шломо Горена), но они оба решили в дальнейшем следовать пути отца лишь частично. Когда Шеар Яшуву исполнилось шестнадцать лет, в родительском доме состоялся специальный суд иерусалимнского раввината, снявший с него обычаи назорейства. Однако до сегодняшнего дня р. Шеар Яшув придерживается вегетарианства (не употребляет в пищу мяса и рыбы), а также воздерживается от вина.
Участие в войнах Израиля
В 1948 году, еще учась в иешиве Мерказ ha-Рав, Шеар Яшув вступил в "Брит Хашмонаим ("Союз Хасмонеев" ), подпольное движение сопротивления, сражавшееся против британского мандата. Был активным членом "Хaганы". При поддержке отца и главы ешивы Мерказ ha-Рав, р. Ц.Й. Кука, возглавил группу молодежи, сразавшуюся в рядах ХИШ (одно из подразделений Хаганы), и в ее рамках воевал в Войне за Независимость. Способствовал основанию первой военно-религиозную группы, развившуейся в Ешиват hЭсдер.
Во время Bойны за Независимость воевал в Иерусалиме и Гуш Эционе, сражаясь вместе с Эцел за Старый Город, сопровождал конвой в Иерусалим и Гуш Эцион. Был тяжело ранен в бою за Старый Город, и после падения Еврейского квартала был взят в плен Арабским Легионом (армии Иордании). Был препровожден в Амман, в лагерь заключенных "Мефрак". В тюрьме ему прооперировали ногу, но он остался инвалидом. Ш.Й.Коhен стал одним из лидеров военнопленных и заслужил уважение как британских, так и арабских лагерных начальников. Вернулся в Израиль в рамках обмена военнопленными после войны.
После возвращения из плена вернулся на кадровую службу в ЦaХaЛ и служил семь лет, дойдя до чина подполковника (סגן אלוף). Во время службы перешел в армейский раввинат. Участвовал в переговорах с Иорданией о возвращении на родину останков евреев, павших в Гуш Эционе во время войны. Также был участником делегации ЦaХaЛ в США, и занимал должность главного раввина израилських ВВС.
Ш.Й.Коhен пошел добровольцем на Войну Судного дня и служил раввином в подразделении, перешедшем Суэцкий канал.
Политическая и общественная деятельность
Ш.Й. Коhен закончил с отличием юридический факультет Еврейского Университета.Cпециализировался на юридических консультациях по судебным постановлениям раввината. Исследовал законы государства Израиль и их взаимодействие с законами Галахи.
В 60-е годы был заместителем мэра Иерусалима от партии Мафдал, продолжая выполнять эту функцию и после объединения города в Шестидневной войне 1967 года.
После смерти Йеhошуа Каниэля в 1975 году Ш.Й. Коhен заменил его на посту главного ашкеназского раввина города Хайфы - должность, которую он занимает по сей день, выполняя также функцию главы старейшин городских раввинских судов. Он также является основателем и президентом Института исследований Торы и Талмуда им. Гарри Фишеля ("Института Ариэль") в Иерусалиме и "Мидраша ha-Гвоha ла-Тора".
В 1983 и 1993 гг. был одним из кандидатов на должность главного ашкеназского раввина Израиля,но не был на нее избран.
Является старшим советником Главного Раввината Израиля и президентом "Союза сыновей Циона", а также членом попечительского совета хайфского Университета.
Межконфессиональный диалог
Ш.Й.Коhен активно участвует в межконфессиональном диалоге с христианством и исламом. В 1991 году получил награду "За толерантность". Является главой совета по диалогу между главным раввинатом Израиля и Ватиканом, и Председателем Cовета по диалогу между иудаизмом и исламом.
Действует в качестве посланника Главного раввината Израиля в межконфессиональных встречах и входит в состав Совета мировых религиозных лидеров в межконфессиональном Институте "Илия".
В октябре 2008 года Ш.Й.Коhен выступал на заседании Священого синода в Риме, где представлял еврейское видение ТаНаХа. Позднее выступал против канонизации папы Пия XII (ввиду его невмешательства в антисемитскую политику нацистов). 28 января 2009 года главный раввинат Израиля разорвал официальные связи с Ватиканом на неопределенное время в знак протеста против решения Папы снять отлучение с Ричарда Вильямсона, епископа, отрицающего Холокост. Ш.Й.Коhен как председтель комиссии раввината сказал в интервью газете The Jerusalem Post, что ожидает от Вильямсона публичного отказа от своих заявлений, прежде, чем встречи возобновятся. Позднее, в марте 2009 года, после получения разъяснения от Католической церкви, отношения были восстановлены. Возглавлял еврейскую делегацию раввината Израиля на девятой встрече Комисии по диалогу между евреями и католиками в Риме, состоявшуюся 17-20 января 2010 г.
Отношение к выходу из Газы
В статье в "Макор ришон" ( март 2005г.) он пишет:
"Государство Израиль дорого и любимо мной как "первый расцвет искупления" ("ראשית צמיחת גאולתינו" ) . Именно по этой причине я не могу воздержаться от выражения четкой позиции: "государство Израиль" не является высшей ценностью нашей жизни, самоцелью. Существуют более важные приоритеты с тех пор как все те, кто желает жить в государстве Израиль, стремятся защищать эти приоритеты и сражаться за них. "
Коэн продолжает аппелировать к тогдшнему премьер-министру Ариэлю Шарону:
"Спрашивается:зачем искоренять поселения? Почену они не могут существовать в палестинском государстве.... и продолжать соблюдать заповеди, как все население Святой Земли , и как делали это на протяжении многих поколений наши отцы и праотцы? "
Во время эвакуации Гуш-Катифа, Коэн подверг резкой критике правительство Израиля:
"Тот, кто выкорчевывает еврейские поселения на земле Израиля и ,не дай Б-г, даже явится причиной разрушения синагог и уничтожения могил, не очистится ни в этом мире, ни в загробной жизни. .. это высшая форма зла и жестокости ..."[1]
Позже он добавляет:"Не знаю более жестокого и злого деяния, нежели совершенное правительством на этой неделе в Гуш Катиф. Акт сноса синагоги - нечто неслыханное ...Нет греха более великого."
В интервью газете "Ha-Арец" он сказал: "Религиозное предписание строить Эрец Исраэль - самодостаточно и в отсутствие государства Израиль и еврейского суверенитета в Эрец Исраэль. Мы поддерживали это предписание даже, когда у власти были турки и англичане.Почему мы не можем продолжать жить там, когда государство Израиль отрывается от своих корней ?
Я слышу, что говорят вокруг. Я вращаюсь среди людей.Народу тяжело принять новую реальность.Когда правительство Израиля поднимает руку на искоренение еврейских поселений, оно теряет цель и смысл существования государства. Невозможно игнорировать этот факт. Государство - аппарат святости, но не сама святость; аппарат предписания, но не само предписание. Даже рабби Йосеф Б. Соловейчик писал, что не подаст руки тому, кто безоговорочно подчиняется государству. Это - идолопоклонство. Когда государство ведет себя как государство для всех его жителей, а не как еврейское государство, отношение к нему меняется. Я уважаю правительство, как и любое другое , но это уже не "начало нашего спасения". Практически это означает, что вероятно мы больше не сможем продолжать читать молитвы и благословения в День Независимости."
Произведения
Опубликованные произведения на иврите:
- חקרי הלכה - קובץ תשובות, פסקים וקונטרסי הלכה דברים שכתב, חיבר ופרסם במשך שנות כהונתו ברבנות העיר חיפה
- שי כהן - שעורים, תשובות, ברורים וחקרי הלכה, הארות במשפט התורה ובמחשבת ישראל
- משנת הנזיר - עיקרי משנתו ותולדות חייו של הרב דוד כהן (אביו של הרב שאר ישוב כהן), מתוך יומניו, עם מבואות ופרקי זכרונות
- בסתר המדרגה - דברים מתוך משנת מרן נזיר אלקים הרב דוד כהן ומבואות לשיטתו
- יונתי בחגוי הסלע - חיבור שחיבר לעילוי נשמת אמו, הרבנית שרה כהן
- שלשה שותפים - להארת דמותם של: רבו הרב אברהם יצחק הכהן קוק, אביו הנזיר הרב דוד כהן ואמו הרבנית שרה כהן