Самария (Шомрон, Себастия) (город)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Город Самария, столица Израильского (Северного) царства в IX–VIII вв. до н. э.
Содержание |
Древняя история города
Город был основан царем Омри около 800 г. до н. э. на холме, принадлежавшем некоему Шемеру, откуда, согласно библейской этимологии, произошло название Шомрон.[1]
"Он (Омри) купил гору Шомрон у Шемэра за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал город, который построил, по имени Шемэра, владельца горы Шомрон".(III Ц. 16:24)
Времена Израильского царства
Благодаря исследованиям стало известно, что гора Самария расположена в долине, окруженной холмами, в десяти километрах от Шхема, и почти на краю морской равнины. Благодаря её плодородию, которое упоминается в Ис. 28:1, Омри выбрал её в качестве места жительства, и она продолжала быть столицей царства десяти колен на протяжении двух веков, пока не была разрушена ассирийским царем (III Ц. 16:29 и далее. IV Ц. 1:3, 3:1 и далее). Исайя называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и Иезекииль говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. 16:53). Следовательно, город находился в уделе Эфраима.
Омри перенёс столицу Израильского царства в Самарию из Тирцы, которая была слишком уязвима для нападений.[2]
Омри возвёл на вершине холма крепостные стены из тесаного камня, образующие в плане прямоугольник 90 × 180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений.
Город был сильно укреплен, что видно из бесплодной осады которые она понесла (см. ниже; сравни Иосиф Флавий, "Иудейские древности". VIII 14, § 1.).
Ахав построил там храм Ваала с алтарем для культа этого божества, что (III Ц 16:32). Возможно, дворец из слоновой кости (ib. 22:39) был также в городе Самарии или около него. Дворец царя был отдельной крепостью (IV Ц. 15:25), и имел крытые дворы (ib. 1:2). Городские ворота Самарии часто упоминаются (III Ц 22:10; IV Ц 7:1,18,20; II Пар 18:9), и есть одна ссылка на "бассейн Самарии" (III Ц 22:38).
Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тесаного камня. В верхнем городе, где располагался царский дворец Омри и Ахава, при раскопках были обнаружены изделия из слоновой кости финикийской работы, — по-видимому, принадлежавшие «дому из слоновой кости», который построил Ахав (III Ц 22:39).
В западной части верхнего города находились склады, где при раскопках были найдены 63 остракона, по-видимому, относящиеся ко времени царствования Иоровоама (Яров‘ама) II, то есть около 785–749 гг. до н. э., содержащие записи о поставках дворцу вина и масла.
Еще во время жизни Омри отец царя Бен-Хадада потребовал выделить в городе участки для сирийцев (III Царств 20:34). Но не указано, была ли Самария непосредственно осаждена сирийским царём или Омри, потерпев поражение в одном из боёв, был вынужден пойти на уступки в Самарии.
Самария успешно выдержали две осады сирийцами при Бен-Хададе, первая из которых была во времена Ахава (901 г. до н.э.;. III Царств 20:1 и след.), а вторая девять лет спустя, во времена Иорама, сын Ахава (IV Ц 6:24-7:7). Во время первой осады Самария страдала от голода, вызванного засухой (III Царств 18:2). Но страшнее был голод, вызванный второй осадой, когда женщины ели своих детей, и голова осла была продана за восемьдесят шекелей серебра (IV Ц. 6:25 и след.). Чудесный разгром сирийской армии вызвал чрезвычайную дешевизну провизии в Самарии (ib. 7:16).
Другие заметные события имели место в Самарии: там Ахав встретил Иосафата, оба они сидели в воротах, чтобы услышать пророчество Михея (III Ц. 22:10; II Пар 18:2, 9...).
Семьдесят сыновей Ахава были воспитаны в Самарии, и там были убиты по приказу Ииуя, который уничтожил "всё, что осталось от дома Ахава", а также храм Ваала (IV Ц. 10:1-27). Согласно II Пар. 22:9, Охозия, царь Иудейский, был убит в Самарии (ср. IV Ц. 9:27).
Иоас, после того, как захватил Иерусалим, привёз в Самарию все золото, серебро и сосуды Храма и дворца царя (ib. 14:14; II Пар 24:25). Факей вернулся в Самарию с добычей и большим количеством пленных иудеев, с которыми хорошо обращались в Самарии и потом отпустили (II Пар. 28:8-9, 15).
В седьмой год Осии Самария была осажден Салманассаром. Три года спустя она была захвачена ассирийским царем, чье имя не упоминается (IV Ц. 17:5-6, 18:9-10...). И хотя Иосиф Флавий ("Иудейские древности". IX 14, § 1.) заявляет, что это был Салманассар, ассирийские клинописные надписи показывают, что это был Саргон, который взошел на престол в 722 г. до н.э. и захватил Самарию в следующем году.
Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом, и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).
Депортированных израильтян из Самарии заменили язычниками из разных стран, в основном из Сирии и Месопотамии (из Вавилона, Кута, Хамата и Сфарваима), посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Б-га с язычеством (IV Ц 17:24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками самаритян.
С момента своего основания и до падения город был местом идолопоклонства, ни один из его царей не был поклонником Б-га. Он был жестоко осуждаем Амосом (8:14), Исайейи (7:1, далее везде), Михой (1:6), и другими пророками, которые предсказывали также наказание города.
После ассирийского завоевания
Город служил резиденцией ассирийского наместника. В персидский период правители Самарии, наиболее известными из которых были представители семейства Санваллат, находились в постоянном конфликте с Нехемией и его преемниками.
Самария возникает снова в истории четырех столетий после ее захвата ассирийцами. Самаритяне, которые убили Андромаха, губернатора Южной Сирии (332 или 331 до н.э.), были сурово наказаны Александром Великим, которые превратил город в македонскую колонию (331 г. до н.э.).[3] Самария была заселена шестью тысячами македонских колонистов и превратилась в эллинистический город.
Также находим у Евсевия, [4] что несколько лет спустя по приказу Александра Самарии была восстановлена. В 312 г. до н.э. город, который по-прежнему хорошо укреплен, был лишён укреплений Птолемеем, сыном Лагуса, и пятнадцать лет спустя (ок. 296 г. до н.э.) было вновь разрушен Димитрием Полиокретом.[5]
Во времена Хасмонейского царства и римского владычества
Почти два века ничего не слышали о Самарии, но совершенно очевидно, что город был восстановлен и сильно укреплён, так как в конце II века до н.э. Иоанн Гиркан I осаждал его целый год, прежде чем захватил и разрушил, подведя водные потоки, которые затопили нижнюю часть города.[6] Год завоевания Самарии четко не указано. В Мегилат Таанит говорится, что город был взят 25 Mar ḥeshwan (= ноября), а другие обстоятельства, связанные с осадой, указывают, что она была предпринята незадолго до 107 г. до н.э.
Однако город был вновь заселен при Александре Яннае.[7]
Помпей восстановил Самарию как греческий город в 25 г. до н. э. и передал его в подчинение Сирии[8] Город был в дальнейшего укреплён Габинием, из-за чего его жителей называли также Γαβινιεῖς (габиниеос).[9]
Август отдал Самарию Ироду Великому, при котором она расцвела заново, ибо он перестроил её в 27 или 25 г. до н.э. в гораздо большем масштабе (4 км в окружности) и украсил великолепными зданиями, особенно храмом императора Августа. Среди построек были колоннады, театр, стадион и городская стена. При Ирода город стал столицей всего района, который также был назван Самария. Сам город известен как Себасте, как показывает монеты с надписью Σεβαστηνῶν. Это имя - греческий эквивалент латинского "Август". Город был назван в честь Августа - императора.[10]
Себастия упоминается в Мишне ("Ar. III. 2), где хвалят его сады. Иосиф Флавий ("Bibliotheca Judaica" II 3, § 4; 4, § § 2-3) написал о солдатах из Себасте, которые служили в армии Ирода и который потом воевали на стороне римлян против евреев.
После смерти Ирода Себасте со всей провинции Самария попал в долю Архелая, после изгнания которого он перешёл под контроль прокуроров Римской империи. Потом он вернулся к Агриппе I, и снова попал под римских прокураторов.[11] С началом Иудейской войны он подвергся нападению со стороны евреев ("Bibliotheca Judaica" II. 18, § 1).
Во II в. н. э. город переживал упадок. При Септимии Севере Себасте стал римской колонией под именем Луция Септимия Севера Себасте (около 193–194 гг.), но с ростом Шхема (Наблуса) он утратил свое значение.
В четвертом веке Себасте был небольшым городом.[12] Раннехристианский писатель Иероним[13] записал предание, что Самария была местом захоронения Элиши, Овадии и Иоанна Крестителя. В начале IV в. Самария стала центром епархии. В V в. в городе под акрополем были построены церковь и монастырь.
Средние века
В 614 г. Самария была разрушена персами. При крестоносцах Самария вновь стала центром епархии. Была построена церковь, ныне — у восточной оконечности расположенной на холме арабской деревни Сабастия, в которой около двух тысяч жителей (2003 г., оценочно).
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 7, кол. 621–622
- Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia
- Текст Танаха с набором комментариев на сайте "Маханаим"
Библиография
- Иосиф Флавий, "Иудейские древности"
- Eusebius, "Chronicon," ed. Schoene
- "Bibliotheca Judaica"; Cedrenus, ed. Bekker,
Примечания
- ↑ Тот факт, что гора называется Shomeron когда Омри купил это наводит на мысль, что правильность вышеизложенного пперевода находится под вопросом. Реальная этимология имени может быть "Сторожевая гора" (см. у Stade в его "Zeitschrift", параграф 165 и далее). В ранних клинописных надписей Самария обозначена под названием "Бейт Хумри" (= "доме Омри"), но это в табличках Тиглаффилласара III, а затем она называется Самирин, арамейским именем (ср. Rawlinson, "Historical Evidences", стр. 321). Из статьи Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia
- ↑ 3. Дашевский. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 41. 16:23-16:34
- ↑ Eusebius, "Chronicon," ed. Schoene, ii. 114
- ↑ (ib. ii. 118)
- ↑ Eusebius, та же книга
- ↑ Иосиф Флавий, "Иудейские древности" XIII 10, § § 2-3;. То же, "Bibliotheca Judaica" I. 2, § 7
- ↑ Иосиф Флавий, "Иудейские древности", XIII. 15, § 4
- ↑ Иосиф Флавий, "Иудейские древности", XIV 4, § 4; "Bibliotheca Judaica" I. 7, § 7
- ↑ "Иудейские древности" xiv. 5, § 3; "Bibliotheca Judaica" i. 8, § 4; Cedrenus, ed. Bekker, i. 323
- ↑ "Иудейские древности" XV 7, § 3; 8, § 5; "Bibliotheca Judaica" I. 8, § 4, 21, § 2; Страбон, XVI 760
- ↑ "Иудейские древности", XVII 11, § 4; "Bibliotheca Judaica" II 6, § 3
- ↑ Eusebius, "Onomasticon," s.v.
- ↑ Комментарий на Овадию