Гематрия
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | |||||||||||
|
Гематрия (ивр. גימטריה) — один из трёх методов раскрытия тайного смысла слова, записанного еврейским письмом. Широко применяется в каббалистических текстах на иврите и арамейском языке.
Суть метода заключается в том, что все буквы еврейского письма имеют числовое значение, поэтому, складывая числовые значения букв, которыми записывается слово, можно получить сумму-ключ к нему. Это правило применимо и к целым фразам. Если слова имеют одинаковое числовое значение, то считается, что между ними существует скрытая связь, даже если в значениях этих слов имеются существенные различия.
К примеру, слова «змий» (נחש) и «мессия» (משיח), а также слово «מחודש», что означает «обновлённый, восстановленный», имеют числовой эквивалент 358.
Из-за внешнего сходства гематрия часто ассоциируется с нумерологией. Однако между ними существует качественное различие. Результаты нумерологических манипуляций используются в мантических или магических целях. Результаты исследований в гематрии являются пищей для размышлений, используются для поиска взаимосвязи сил и образов с архетипами, для постижения тайного смысла библейских текстов.
Числовая гематрия заменяет слово или слова другими по принципу равенства сумм числовых значений букв (см. Алфавит) в заменяемых и заменяющих словах. Буквенная гематрия имеет множество систем, из которых наиболее употребительны атбаш и атбах. В системе атбаш взаимозаменяются первая буква алфавита с последней (ת=א), вторая — с предпоследней (ש=ב) и так далее. В системе атбах — первая буква с девятой (ט=א), вторая — с восьмой (ח=ב), десятая — с восемнадцатой, одиннадцатая с семнадцатой и т. д. Раввинистические источники усматривают применение гематрии системы атбаш уже в Библии (Иер. 25:26 и 51:41, где страна בָּבֶל обозначена как שֵׁשַׁךְ, и там же 51:1 – народ כַּשְׂדים как לֵב קָמָי).
В раввинистической литературе термин гематрия. встречается впервые в 29-м пункте барайты 32 правил герменевтики, которую составил танна Элиэзер бен Иосе hа-Глили (2 в. н. э.). Там же приводятся и примеры обеих форм гематрии.
В Галахе гематрия применяется редко и используется лишь как намек или мнемонический прием. Видное место занимает гематрия в Аггаде, гомилетической и мистической литературе, где она служит одним из способов толкования отдельных слов или целых фраз библейского текста как криптограмм, скрытый смысл которых она помогает постичь. Гематрия нашла широкое применение в тех мидрашах, главная тема которых — толкование букв и слов в Библии, а также в поздних аггадических мидрашах, как, например, Чис. Р. и Быт. Раббати.
Особенно интенсивно гематрия развивалась в литературе Хасидей Ашкеназ и близких к ним кругов мистиков 12–13 вв. (главным образом в трудах Элазара бен Иехуды из Вормса). Сефардские каббалисты начинают часто прибегать к гематрии лишь со второй половины 13 в. Она занимает видное место в литературе саббатианского движения, в частности в ее поисках подтверждений мессианскому предназначению Саббатая Цви. В литературе хасидизма гематрия поначалу играла второстепенную роль, и лишь в сравнительно позднее время, главным образом с первой половины 19 в., некоторые цаддики в своих сочинениях стали уделять этому приему значительное внимание.
С течением времени выработались многочисленные и чрезвычайно сложные системы гематрии. Моше Кордоверо насчитывает девять таких различных систем. Другие авторитеты считают, что гематрия имеет не менее 75 разновидностей.
Содержание |
Литература
- Буквенная каббала // Гранатовый сад // Регарди. И. Каббала. Пер. с англ. В. Нугатов. — М.: Энигма, 2005. — 304 с ISBN 5-94698-044-0
Примечания
См. также
- Нотарикон
- Темура
- Еврейский алфавит
- Абджадия
- Изопсефия
- Церковнославянская изопсефия