Лисицкий, Лазарь Маркович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
{{Художник
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
|фон = |имя = Лазарь Маркович Лисицкий |имя при рождении = Лазарь Мордухович Лисицкий |портрет = El Lissitzky self portrait 1914.jpg |ширина = 150px |заголовок = |дата рождения = 22.11.1890 |место рождения = село Починок Смоленской губернии |дата смерти = 30.12.1941 |место смерти = Москва |гражданство = |национальность = еврей |жанр = авангард |учёба = |стиль = |работы = |покровители = |влияние = |влияние на = |награды = |викисклад = Category:El Lissitzky }}
Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (книжную графику на идише подписывал именем Лейзер (Элиэзер) Лисицкий — אליעזר ליסיצקי[1][2]; 10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне Смоленская область) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий»; один из выдающихся представителей русского[3]и еврейского[4][5][6][7][8] авангарда[9][10]. Совместно с Казимиром Малевичем разрабатывал супрематизм.
Содержание |
Биография
Лазарь Мордухович Лисицкий родился в семье ремесленника-предпринимателя Мордуха Залмановича Лисицкого и домохозяйки Сарры Лейбовны Лисицкой.[11] Окончил реальное училище в Смоленске (1909). Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время Первой мировой войны в Москву (1915—1916). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве.
С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве. Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книг, в том числе современных еврейских авторов и произведений для детей. С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (еврейское народное издательство), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей.[12][13] В этот же период (1916) Лисицкий принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины;[14] результатом этой поездки явились опубликованные им в 1923 году в Берлине репродукции росписей могилёвской синагоги на Школище и сопроводительная статья на идише «װעגן דער מאָלעװער שול: זכרונות» (Воспоминания о могилевской синагоге, журнал «Милгройм»)[15] — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.[16] [17]
В 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основателей «Култур-лиге» (идиш: лига культуры) — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.[18][19][20] В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Народной художественной школе (1919—1920).
В 1917-19 годах Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации.[21][22][23]В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам периода Проуна «אַרבעה תישים» (см. фотографию, 1922), «Шифс-карта» (1922, см. фотографию), «ייִנגל-צינגל-כװאַט» (стихи Мани Лейба, 1918-1922), Равви (1922) и другим.[24] Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923).[25] После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.
С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926); в 1920 вступил в Инхук.
В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» (1920—1924). В 1923 г. выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «Победа над Солнцем». В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль».
Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).
Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых!»; разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год).
Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое.
Библиография
- В. А. Шишанов Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. —144 с.
- Канцедикас, А., Ярыгина, З. Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941. В 7 тт. Галерея Новый Эрмитаж-1: Москва, 2005.[26]
- А.Раппапорт. Лисицкий и идея пангеометрии // Россия. Франция. Проблемы культуры первых десятилетий 20 века. Сборник статей. — М., 1988.
Примечания
- ↑ Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»
- ↑ См. иллюстрации здесь
- ↑ http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.
- ↑ ArtFacts
- ↑ Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL
- ↑ Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ibid.
- ↑ Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: Денвер (Колорадо), 2002.
- ↑ Советская Култур-Лиге
- ↑ Еврейское искусство (книга)
- ↑ Статья «Юдовин» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ An introduction to El Lissitzky
- ↑ Е. Р. Котляр, Образы штетла в произведениях художников Культур-лиги.
- ↑ An introduction to El Lissitzky
- ↑ А. Литин, Синагога на Школище
- ↑ «Милгройм» — журнал искусства и литературы на идише, Берлин, 1923
- ↑ Г. Казовский, Штетл в творчестве еврейских художников между двумя мировыми войнами
- ↑ Канцедикас, З. Ярыгина, Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890–1941
- ↑ Култур-лиге: художественный авангард 1910-1920-х гг.
- ↑ Художники Култур-Лиге
- ↑ Еврейские художники Витебска
- ↑ Клер Ле Фолль, Киевская Культур-лига и Витебская художественная школа: два подхода к проблеме еврейского искусства и национального самосознания
- ↑ Леонид Кацис, Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд (Квадраты К.С. Малевича и Эль-Лисицкого)
- ↑ Эль Лисицкий
- ↑ Perloff, Nancy et al. (2005). «Design by El Lissitzky». Getty Research Institute.
- ↑ Книжные иллюстрации Лисицкого
- ↑ Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Эль Лисицкий
- Лисицкий, Лазарь Маркович в библиотеке «Старатель»
- Говорит Москва. Эль Лисицкий
- Агитационные плакаты Клуциса и Лисицкого и визуальный сталинизм
- Иллюстрации Э. Лисицкого к книгам на идише
- Иллюстрации Эля Лисицкого к сказкам Г. Х. Андерсена в переводе на идиш Дер Нистера
ar:إل ليسيتزكي cs:El Lisickijet:Lazar Lissitskihu:El Liszickijja:エル・リシツキー lv:Els Ļisickis nl:El Lissitzky pl:El Lissitzky pt:El Lissitzky ro:El Lissitzky sk:El Markovič Lisickij sr:Ел Лисицки sv:El Lisitskij tr:El Lissitzkyzh:埃尔·利西斯基Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.