Салоники (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 11:28, 4 января 2011; Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Город
Салоники
Θεσσαλονίκη
Флаг Герб
Файл:Thessaloniki Municipal Flag.png Файл:Thessaloniki seal.png
Страна Греция
Периферия Центральная Македония
Ном Салоники
Координаты Координаты: 40°38′00″ с. ш. 22°57′00″ в. д. / 40.633333° с. ш. 22.95° в. д. (G) (O) (Я)40°38′00″ с. ш. 22°57′00″ в. д. / 40.633333° с. ш. 22.95° в. д. (G) (O) (Я)
Первое упоминание IV век до н. э.
Площадь 17,8 км²
Население 363 987 человек (2001)
Агломерация Салоники
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Телефонный код +30 2310
Автомобильный код MM, NA, NB, NE, NH, NI, NK, NM,
NN, NO, NP, NT, NY, NX, NZ
Официальный сайт ссылка


Сало́ники или Фессало́ники (греч. Θεσσαλονίκη, русск. Солунь, болг. Солун, тур. Selanik) — второй по величине город Греции с населением вместе с пригородными территориями более 800 тысяч человек (данные 2001 г.).

В окрестностях Салоник расположено большое количество небольших населённых пунктов, которые летом являются местом туризма, а зимой — обычными аграрными деревнями.

В Салониках расположены аэропорт и крупный морской порт, по своему экономическому значению занимающий второе место после Пирея.

Содержание

Еврейская история города до изгнания евреев из Испании

По некоторым данным, уже в 140 г. до н. э., когда город находился под властью римлян, в Салониках жили евреи, главным образом выходцы из Александрии. В 1 в. до н. э. – 3 в. н. э. община города постепенно росла; римские власти предоставили ей автономию. Евреи Салоник, говорившие на греческом языке и носившие греческие имена, жили в квартале, расположенном недалеко от порта, и поддерживали торговые связи со многими районами Средиземноморья.

В 50-х гг. н. э. в синагоге Салоник трижды проповедовал Павел из Тарса; эти выступления были встречены враждебно, и ему пришлось покинуть город. После того, как в первой половине 4 в. христианство стало государственной религией Римской империи, положение евреев Салоник ухудшилось. Под властью Византии они нередко подвергались гонениям: императоры Юстиниан I и Ираклий (610–642) запрещали выполнять еврейские обряды вне частных домов, а Василий I Македонянин (866–86) и Лев III Исавр (717–41) под угрозой смерти или изгнания вынуждали евреев принять христианство. Спасаясь от преследований, евреи Салоник переселялись в Болгарию, Хазарию, Крым. Не исключено, что в периоды наиболее жестоких притеснений община на время распадалась, но впоследствии вновь восстанавливалась. Попытки насильственной христианизации прекратились лишь во второй половине 10 в.

В конце 11 в. император Алексей I Комнин (правил в 1081–1118 гг.) освободил салоникских евреев от уплаты налогов; сведения об этом сохранились в одном из документов, обнаруженных в Каирской генизе. В 1096 г. община Салоник была охвачена мессианским движением; сообщалось о появлении пророка Илии и о других чудесах и знамениях. Многие евреи забросили повседневные дела и готовились к немедленному возвращению в Эрец-Исраэль; однако никаких данных об осуществлении этих замыслов не сохранилось.

В 1169 г. Салоники посетил Биньямин из Туделы. По его сообщению, в это время в городе жили 500 евреев или еврейских семей, занимавшихся ремеслами; во главе общины стоял эфорос, которого назначали византийские власти. С включением города в состав Латинской империи, основанной в 1204 г. крестоносцами, преследования евреев возобновились, а правитель Эпирского царства Феодор Ангел, под властью которого Салоники находились с 1223 г. или 1224 г. по 1230 г., даже объявил иудаизм вне закона. После восстановления Византийской империи (1261) община Салоник вступила в полосу процветания; жившие в городе еврейские купцы поддерживали деловые контакты со многими странами, специализируясь главным образом на торговле шелком.

Со второй половины 14 в. в Салоники начали стекаться евреи из Центральной, Западной и Южной Европы — сначала из Венгрии (откуда первые переселенцы прибыли в город в 1376 г.), а затем и из Германии, Франции, Италии. Вновь прибывшие, как правило, быстро сближались с романиотами, составлявшими основную часть еврейского населения Салоник, усваивали их язык и обычаи. Исключением были выходцы из области Апулия (в южной части Италии) и Сицилии, создавшие самостоятельные общины.

В 1423 г. Салоники перешли под контроль Венецианской республики, правительство которой обложило евреев города высокими податями; общине пришлось направить в Венецию специальную делегацию с просьбой об уменьшении налогового бремени. В 1430 г. Салоники, занятые турецкими войсками, стали владением Османской империи (см. Турция). Евреи города, как и христиане, получили статус зимми, обеспечивавший им, в частности, общинную автономию, свободу вероисповедания и экономической деятельности. В 15–16 вв. веротерпимость османских правителей, их благожелательное отношение к евреям, а также выгодное положение Салоник на перекрестке важнейших морских и сухопутных маршрутов международной торговли привлекали в город тысячи евреев из разных стран и областей Европы и Северной Африки. В 1470 г. в Салоники прибыла большая группа переселенцев из Баварии; они положили начало ашкеназской общине города.

После прибытия сефардов

В конце 15 в. – первой половине 16 в. Салоники стали убежищем для значительной части евреев, изгнанных из Испании, Португалии, Прованса, Сицилии, Сардинии, Южной Италии. Особенно много изгнанников поселилось в городе в 1492–93 гг. и в 1536 г. Они создали целый ряд новых общин, объединявших уроженцев одной области, острова или города и именовавшихся, в соответствии с этим, Кехал Калабрия, Кехал Майорка (см. Мальорка), Кехал Сицилия, Кехал Лиссабон и т. п. Члены каждой из этих общин сохраняли собственную литургию, обычаи и обряды. Основным языком евреев Салоник стал ладино.

С начала 16 в. в Салониках селились также марраны, главным образом из Португалии. В 1514 г. три раввина Салоник приняли галахическое постановление (хаскама) о них, признав, что при решении всех вопросов, связанных с семейно-брачными отношениями, марраны должны рассматриваться как евреи. В дальнейшем это постановление использовалось рядом общин как юридическое основание для определения личного статуса марранов, которым разрешалось возвращаться в еврейскую среду без прохождения гиюра. В 1555 г., когда власти Папской области начали преследовать марранов Анконы, еврейские коммерсанты Салоник предложили своим единоверцам из других частей Османской империи объявить этому городу бойкот.

В 1540-х гг. Салоники пережили ряд эпидемий и пожаров; особенно разрушительным был пожар 1545 г., в результате которого погибли около двухсот человек, сгорели восемь тысяч домов и 18 синагог. Несмотря на это, число евреев, живших в городе, продолжало быстро расти и к 1553 г. достигло двадцати тысяч человек. Салоники стали не только одним из крупнейших еврейских центров Средиземноморья, но и первым и единственным городом средневековой Европы, где евреи составляли большинство населения. Они в основном концентрировались в трех кварталах Салоник (хотя проживание в них не было для евреев обязательным), занимались торговлей, включая крупные международные коммерческие операции, и ремеслом — ткачеством, крашением шелка и шерсти, изготовлением ювелирных изделий. Многие салоникские евреи зарабатывали на жизнь физическим трудом — были носильщиками, портовыми рабочими, старателями, добывавшими на приисках неподалеку от города золото и серебро.

Общинная и духовная жизнь

В отличие от большинства других городов Европы и Средиземноморья, в Салониках в 15 в. – первой половине 17 в. не было единой еврейской общинной организации. В городе насчитывалось до 30 самостоятельных общин, из них лишь одна романиотская и одна ашкеназская; остальные объединяли различные группы сефардов или выходцев из Италии. Во главе каждой общины (кахал кадош) стояли должностные лица, избиравшиеся всеми ее членами и именовавшиеся парнасим, мемунним, ниврарим или аншей ма‘амад. Они, в свою очередь, формировали общегородской совет, ведавший исключительно разверсткой государственных налогов по общинам в соответствии с их численностью и финансовым положением. Сбор средств на выкуп пленных и на оказание помощи ишуву также производился всеми евреями Салоник сообща.

Любая община города имела свою синагогу, бет-мидраш, школу талмуд-тора, иешиву (иногда учебные заведения были общими для нескольких общин), а также похоронное общество (Хевра каддиша; именовалась также хеврат каббарим), благотворительную организацию (гмилут хасадим), общество по уходу за больными. Духовные руководители общин, избиравшиеся на ограниченный срок и называвшиеся марбиц Тора или хахам шалем, были как правило также даянами и главами иешив. Бет-дин, действовавший в каждой общине, рассматривал все гражданские дела, касавшиеся только евреев; выносить такие дела на суд турецких властей было строго запрещено.

В 16 в. Салоники — один из крупнейших центров изучения Торы, Талмуда и, в особенности, каббалы. В иешивы города стекались учащиеся из всех частей Османской империи и из многих других стран (здесь учился, в частности, сын Иехуды Абраванеля — Шломо), а духовное влияние наиболее авторитетных раввинов города распространялось на многие общины Европы и Северной Африки. В Салониках жили каббалисты Иосеф бен Шломо Тайтацак и Шломо Алкабец, галахист Ицхак бен Шмуэль Адарби (1510?–1584), экзегет Моше Альмознино (1515?–1580?), поским Шмуэль бен Моше де Медина (Рашдам или Махарашдам; 1506–89), Иосеф бен Давид Ибн Лев (1505–80; жил в Салониках в 1534–50 гг.) и Шломо Аврахам ха-Кохен (16 в.). Во второй половине 1520-х гг. Шломо Молхо изучал в Салониках каббалу под руководством Иосефа Тайтацака; здесь он познакомился с Иосефа Каро.

В Салониках работали два уникальных для средневековых еврейских общин бет-мидраша, в одном из которых изучались пиют и литургическая музыка, в другом — естественные науки, астрономия и медицина; среди преподавателей последнего был Аматус Лузитанский, поселившийся в Салониках в 1558 г. Около 1515 г. дон Иехуда Гдалия (умер, по-видимому, в 1526 г.), ранее (в 1489–95 гг.) руководивший в Лиссабоне книгопечатней, которая принадлежала Эли‘эзеру Толедано, основал в Салониках еврейскую типографию; с этого времени и до начала Второй мировой войны в городе регулярно (с незначительными перерывами) публиковались книги на иврите, в числе которых были издания Пятикнижия с комментариями Раши и Нахманида, сборник проповедей Шломо Молхо «Драшот», Ялкут Шим‘они, махзорим различных общин, труды раввинов Салоник и многих других городов.

XVII в.

В первые два десятилетия 17 в. Салоники вновь неоднократно страдали от пожаров и эпидемий; это заставило некоторых евреев покинуть город. Тем не менее, общая численность еврейского населения Салоник продолжала расти; к середине 17 в. она достигла тридцати тысяч человек (около половины населения города). Несмотря на неблагоприятные условия, сложившиеся в результате изменения географии международной торговли в бассейне Средиземного моря, Салоники сохранили роль ключевого торгового центра, во многом благодаря деятельности еврейских купцов, занимавшихся вывозом зерна, хлопка, шерсти, шелка и различных тканей. В 17 в. евреи Салоник начали заниматься табаководством и изготовлением табачных изделий; в этих отраслях, как правило, работали женщины. Число евреев-ремесленников значительно сократилось.

Салоники оставались важным очагом еврейской учености: жившие здесь галахисты Хаим Шабтай (Махархаш; родился не позднее 1555 г.— умер в 1647 г.), Давид Конфорте (родился в 1617 г. или 1618 г. – умер, по-видимому, в 1690 г.), Хасдай бен Шмуэль ха-Кохен Прахия (1605?–1678) и Ахарон бен Хаим Аврахам ха-Кохен Прахия (1627?–1697) пользовались широкой известностью.

В 1680 г. в Салониках была создана объединенная еврейская община, во главе которой стал совет из трех раввинов и семи нотаблей, причем первые избирались пожизненно (новые выборы проводились лишь после смерти всех членов триумвирата). Эта организационная структура просуществовала до 1887 г., когда вместо триумвирата стал назначаться главный раввин города (хахам баши). В рамках единой общины все группы еврейского населения Салоник сохранили свою литургию и обычаи; в то же время, в городе осталось лишь три бет-дина, один из которых занимался браками и разводами, другой разрешал споры об имуществе, третий ведал религиозными вопросами. В каждый бет-дин входили три раввина, которых назначал руководивший общиной совет; они славились своей справедливостью и неподкупностью, что даже побуждало многих христиан и мусульман выносить свои тяжбы на их рассмотрение.

Саббатианство

В 1657 г. в Салониках поселился Саббатай Цви. Он завязал дружеские отношения со многими жителями города и неоднократно выступал с проповедями в одной из синагог Салоник. Однако некоторые его поступки (например, совершенный им в состоянии религиозной экзальтации символический обряд бракосочетания с Торой) были сочтены недопустимыми, и наиболее авторитетные раввины приказали ему покинуть Салоники. Тем не менее, в середине 1660-х гг. значительная часть евреев примкнула к саббатианству. Некоторые из них сохранили верность Саббатаю Цви даже после его обращения в ислам. В 1683 г. группа салоникских саббатианцев (по разным данным, от 250 до 300 семей) приняла ислам, присоединившись тем самым к секте дёнме. К концу 17 в. почти все дёнме (около трех тысяч человек) жили в Салониках; отсюда они позднее переселялись в Стамбул, Измир и другие города. Община дёнме сохранилась в Салониках до 1923 г., когда все они покинули город вместе с турецким населением, изгнанным по приказу правительства Греции, под власть которой к этому времени перешли Салоники (см. ниже).

XVIII-XIX вв.

В 1720–30-х гг. приезжавшие в Салоники марраны из Португалии и Южной Франции («франки»), среди которых было немало богатых финансистов и купцов, отказывались платить внутриобщинные налоги, ссылаясь на свой особый статус (они не были подданными Османской империи и находились под покровительством консулов европейских держав). Это вызвало продолжительный конфликт, завершившийся лишь после того, как «франки» обязались выполнять все решения руководства общины и фактически влились в нее.

С конца 17 в. салоникское еврейство вступило в полосу экономического и духовного упадка, во многом обусловленного политической и хозяйственной дезинтеграцией Османской империи. Новый подъем начался лишь во второй половине 19 в., особенно после того, как в 1889 г. в Салониках был построен новый порт, что способствовало оживлению торговли и промышленности. К 1900 г. в городе жили около 80 тыс. евреев (46% всего населения). Они занимались торговлей, работали в порту и на табачных фабриках. По субботам салоникский порт и многие промышленные предприятия и торговые заведения города закрывались. Среди евреев Салоник было также немало представителей свободных профессий — учителей, адвокатов, врачей, многие из которых получали образование в западноевропейских странах. Укрепление экономических и культурных связей с этими странами привело к тому, что значительная часть общины Салоник восприняла западный образ жизни, сохранив, тем не менее, верность еврейской традиции.

В конце 19 в. – начале 20 в. в городе открылось несколько новых иешив; работали и еврейские учебные заведения нового типа, в которых преподавали светские предметы (в том числе школа Альянса, основанная в 1873 г.; в 1908–15 гг. ее возглавлял И. Эпштейн). В 1899 г. образовалось общество «Кадима», пропагандировавшее изучение иврита. Во второй половине 19 в. – начале 20 в. в Салониках выходил целый ряд периодических изданий на еврейско-испанском языке.

ХХ в.

Евреи из Салоник в традиционной одежде. Открытка. 1910.

В 1908 г. многие евреи и дёнме, жившие в Салониках, приняли участие в революции младотурок; некоторые из них заняли высокие посты в новом правительстве страны, а глава каракашларов (одной из группировок дёнме) Джавид-Бей (1875–1926) стал министром финансов. С приходом младотурок к власти евреев (как и всех немусульман) впервые начали призывать в турецкую армию; это побудило часть еврейской молодежи города эмигрировать (главным образом в США). Салоникские евреи были в числе основателей ряда политических партий (в основном левой ориентации) и профсоюзов, легализованных после революции младотурок. В начале 1910-х гг. в городе возникли первые сионистские объединения — Агуддат Бней Цион и «Маккаби».

В 1912 г., в ходе 1-й Балканской войны, Салоники заняли греческие войска. Правительство Греции предоставило всем национальным меньшинствам, жившим на вновь присоединенных территориях, статус полноправных граждан страны. В результате политических изменений, происходивших на Балканах в 1912–13 гг., значение Салоник как торгового центра существенно снизилось (что нанесло значительный ущерб еврейским коммерсантам, портовым рабочим и другим), но с началом Первой мировой войны, когда город стал крупной базой войск Антанты, оно вновь возросло.

В 1917 г. большая часть Салоник была уничтожена пожаром; около пятидесяти тысяч евреев остались без крова. Греческое правительство согласилось выплатить компенсацию евреям, пострадавшим в результате этого бедствия, но не разрешило им вернуться во вновь отстроенные районы города. Многим семьям пришлось покинуть его и уехать из страны. Число эмигрантов возросло после того, как в 1922 г. был принят закон, запрещавший всем жителям Салоник работать по воскресеньям.

Салоникские евреи начали переселяться в Египет (главным образом в Александрию), США, Италию и Францию (прежде всего в Париж, где возникла большая община выходцев из Салоник). Значительные масштабы приняла и алия из Салоник; уроженцы города, принадлежавшие к известным семействам Флорентин, Реканати, Молхо и Узиэль, приобрели влияние в сефардской общине Эрец-Исраэль. В 1935 г. Иехуда Леон Реканати (1890–1945) организовал банк «Дисконт» (ныне один из крупнейших банков Израиля). В 1933 г. по предложению А. Хуши около 300 моряков, портовых рабочих и грузчиков из Салоник переселились вместе с семьями в Хайфу; они положили начало еврейскому труду в Хайфском порту, а в 1936 г. некоторые из них приняли участие в создании Тель-Авивского порта. Салоникские евреи были также в числе основателей новых кварталов Тель-Авива и мошава Цур-Моше, заложенного в 1937 г.

В середине 1930-х гг. в Салониках жили около шестидесяти тысяч евреев; они по-прежнему занимали ключевые позиции в экономической жизни города. В Салониках действовали свыше 20 сионистских организаций, спортивное общество Маккаби, еврейские театральные кружки. В 1932–34 гг. в городе неоднократно происходили антиеврейские беспорядки, в ходе которых был сожжен целый квартал; его жители эмигрировали в Эрец-Исраэль. После прихода к власти в Греции генерала И. Метаксаса (август 1936 г.) положение салоникского еврейства стабилизировалось.

Холокост

9 апреля 1941 г. в Салоники вступили германские войска. Два дня спустя нацисты закрыли единственную в городе еврейскую газету «Мессаджеро» и конфисковали ряд зданий, принадлежавших общине, в том числе больницу, построенную бароном М. де Гиршем и носившую его имя. 15 апреля полиция арестовала всех членов общинного совета. Оккупационные власти назначили нового главу общины, фактически ставшего исполнителем их указаний. Евреям был запрещен вход в кафе и другие общественные места; городские газеты развернули антисемитскую пропаганду.

Летом 1942 г. нацисты мобилизовали около семи тысяч евреев Салоник (мужчин в возрасте от 18 до 45 лет) на принудительные работы, проводившиеся в зараженной малярией местности. После того, как мобилизованные начали умирать от непосильного труда, болезней и недоедания, община обратилась к властям с просьбой прекратить принудительные работы; после долгих переговоров нацисты согласились удовлетворить эту просьбу за выкуп в 2,5 млрд. драхм (около сорока тысяч долларов США золотом). Основная часть этой суммы была выплачена.

Во второй половине 1942 г. в Салониках регулярно проводились конфискации принадлежавшего евреям движимого и недвижимого имущества. В декабре 1942 г. начался снос еврейского кладбища, существовавшего с 15 в.; около пятисот тысяч надгробий были использованы для строительства зданий (включая общественные туалеты) и мощения улиц. Книги из еврейских библиотек и обрядовые предметы из синагог вывозились в Германию.

6 февраля 1943 г. в Салоники прибыла комиссия Главного управления государственной безопасности Германии, которую возглавляли ближайшие помощники А. Эйхмана — Д. Вислицени и А. Брюннер. Два дня спустя евреям Салоник было предписано носить отличительный знак — желтый маген-Давид; этим же знаком следовало помечать принадлежавшие им дома и магазины. Началась насильственная концентрация евреев в изолированных кварталах, где им пришлось жить в условиях чрезвычайной скученности. Евреям запрещалось под угрозой расстрела менять без разрешения место жительства, выходить на улицу с наступлением темноты, пользоваться телефоном и общественным транспортом.

Д. Вислицени и А. Брюннер официально объявили, что их цель, — создание в Салониках автономного еврейского поселения со своим мэром, полицией, торговой палатой и т. п. Однако на деле велась подготовка к депортации евреев, которая началась 15 марта и продолжалась до 1 августа 1943 г. Из города 19 эшелонами было вывезено 43 850 человек — около 95% евреев, оставшихся к этому времени в Салониках.

Основная часть депортированных была доставлена в Освенцим, где почти все они погибли. Из сравнительно небольшой группы, отправленной в Берген-Бельзен, выжило несколько сот человек. Некоторые евреи Салоник, бежавшие с принудительных работ, избежали депортации, скрываясь в сельской местности или в Афинах, где они нередко находили приют у христиан, многие из которых были впоследствии удостоены звания праведников народов мира.

Салоники - единственная крупная община сефардских евреев, которую затронул Холокост.

Послевоенный период

После освобождения Салоник союзными войсками (октябрь 1944 г.) в городе поселились около двух тысяч евреев, некоторые из них — из уничтоженных гитлеровцами небольших общин Северной Греции. В дальнейшем часть евреев эмигрировала из Салоник в Израиль, а также в США и в другие страны. К началу 1970-х гг. численность еврейского населения Салоник снизилась до 1,5 тыс. человек. Функционировали две синагоги, однако богослужения в них проводились только по праздникам и по субботам. Действовали еврейский молодежный клуб и спортивная организация Маккаби. Регулярно организовывались курсы иврита, изучения Торы и истории еврейского народа, на которых преподавали главным образом учителя, приезжавшие из Израиля.

В начале 1990-х гг. в Салониках жили примерно 1,1 тыс. евреев. Под эгидой общины работают детский сад и начальная школа, дом для престарелых. Близ города ежегодно организуется летний лагерь для еврейских детей Греции (координатором учебных программ в нем долгое время был заместитель директора Института современных исследований в области иудаистики имени Ш. Хартмана в Иерусалиме Ц. Маркс). В апреле 1985 г. в Салониках открылась новая синагога, осенью того же года — библиотека, в которой собраны книги и материалы по истории салоникского еврейства. В 1987 г. город посетила делегация израильтян — уроженцев Салоник, переживших Катастрофу. Тогда же площадь, примыкающая к бывшей больнице имени барона Гирша, получила название Площадь еврейских мучеников. В 1992 г. в Салониках отмечалось 500-летие прибытия в город еврейских изгнанников из Испании и основания сефардской общины города.

На Рош ха-Шана 1989 г. мэр Салоник — К. Космопулос впервые нанес визит в Иерусалим и был принят Т. Коллеком. Израильские фирмы регулярно принимают участие в ежегодной торгово-промышленной ярмарке в Салониках.

Примечания

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация