Инородцы
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Инородцы — особая категория подданных в рамках права Российской империи. Неформально слово «инородцы» использовалось, часто с уничижительным оттенком, для обозначения всего нерусского населения империи.
Разряды
Первым законодательным актом об инородцах стал «Устав об управлении инородцев», изданный в 1822 году. Он, наряду с «Уставом о сибирских киргизах», определил систему управления неславянскими народами Сибири. Большинство его положений действовало вплоть до Февральской революции.
Устав об управлении инородцами был составлен М. М. Сперанским после его экспедиции для изучения состояния Сибири с помощью Г. С. Батенькова. Устав разделял инородцев в на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус.
Согласно «Своду законов о состояниях» (ст. 762) инородцы подразделялись на:
- сибирских инородцев;
- самоедов Архангельской губернии;
- кочевых инородцев Ставропольской губернии;
- калмыков, кочующих в Астраханской и Ставропольской губерниях;
- киргизов Внутренней Орды;
- инородцев Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областей;
- инородцев Туркестанского края;
- инородческое население Закаспийской области;
- горцев Кавказа
- евреев.
Права первых семи разрядов инородцев определялись «Положением об инородцах», «Положением об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской», «Временным Положением об управлении Закаспийской области», а также рядом других документов и уставов. Права евреев определялись «Сводом законов о состояниях» (ст. ст. 767—816), а также рядом других касающихся их документов.
Разряды инородцев можно разделить на две категории: евреев и восточных инородцев. Наиболее существенное различие между ними состояло в том, что принадлежность к евреям обусловливалась не только происхождением, но и религией. Поэтому еврей, принявший христианство, переставал согласно закону считаться евреем и инородцем. Наоборот, принадлежность к восточным инородцам была обусловлена только происхождением, и поэтому принятие восточными инородцами христианства не влекло за собой выход из состояния инородцев. Вместе с тем восточные инородцы, став оседлыми, могли без всякого ограничения вступать в сословия городских и сельских обывателей. Однако евреи, несмотря на их оседлость, не могли по своему желанию выйти из состояния инородцев.
См. также
Ссылки
- О. Е. Кутафин «Российское гражданство», «Юрист» 2004
- Статья об инородцах из Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона
- Андрей Сорокин. Правовое положение инородцев в Российской империи
- Статья о налогообложении инородцев