Ховевей Цион
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
20/12/2010 | |
ХОВЕВЕ́Й ЦИО́Н (חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן, буквально `любящие Сион`) - движение, видевшее решение «еврейского вопроса» в возвращении еврейского народа в Эрец-Исраэль и в создании там сельскохозяйственных поселений. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма, провозглашенного Т. Герцлем на 1-м Сионистском конгрессе.
Содержание |
Участники Ховевей Цион
Ховевей Цион действовал в странах Европы и в США; наибольшее число сторонников Ховевей Цион было в России и в Румынии. Среди глашатаев Ховевей Цион были П. Смоленскин, М. Д. Брандштедтер, А. Б. Готлобер, М. Л. Лилиенблюм и другие. Предвестниками Ховевей Цион были такие идеологи национального возрождения, как Мордехай Мануэль Ноах, Иеhуда Алкалай, Цви Гирш Калишер.
Создание палестинофильского поселенческого общества
Стимулом к консолидации движения послужила созванная по инициативе Калишера в 1860 г. в прусском городе Торн (ныне Торунь, Польша) конференция, посвященная еврейской поселенческой деятельности; результатом этой конференции было создание во Франкфурте-на-Одере палестинофильского поселенческого общества, правление которого было в 1864 г. переведено в Берлин.
Создание сельскохозяйственных поселений
Ховевей Цион видели решение «еврейского вопроса» в возвращении еврейского народа в Эрец-Исраэль и в создании там сельскохозяйственных поселений. Для осуществления этой цели Ховевей Цион считали необходимым заручиться поддержкой европейских держав. Появление движения Ховевей Цион оказало большое влияние на систему еврейского образования. Когда после еврейских погромов в России и преследований евреев в Румынии в 1882 г. началась алия в Эрец-Исраэль, преимущественно под влиянием идей Ховевей Цион, там было создано несколько сельскохозяйственных поселений (Ришон-ле-Цион, Экрон, Гедера, Петах-Тиква, Зихрон-Яаков, Рош-Пина, Иесод-hа-Маала, Билу).
Ховевей Цион направили свои усилия на увеличение алии, а не на политические цели. Это изменение было отчасти вызвано и тем, что условия в России не позволяли членам общества вести активную политическую деятельность. В 1882 г. Ховевей Цион начали концентрировать свои усилия на приобретении земельных участков в Эрец-Исраэль (так называемые геулат ха-карка). Уполномоченные Ховевей Цион России, в частности З. Д. Левонтин, покупали у арабов земли для создания на них еврейских сельскохозяйственных поселений.
Поддержка поселенческой деятельности, съезды
В ноябре 1884 г. по инициативе Л. Пинскера (который фактически был основоположником идеологии движения), М. Л. Лилиенблюма и Ш. Могилевера в Катовице собрался 1-й съезд групп Ховевей Цион России, Румынии, Германии, Франции и Англии. На съезде обсуждались вопросы поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль, были выделены средства на поддержку Петах-Тиквы и Иесод hа-Маала. Местонахождением центральных органов движения была избрана Одесса.
2-й съезд Ховевей Цион состоялся в 1887 г. в Друскениках, 3-й — в 1889 г. в Вильне (Вильнюс).
В 1890 г. Ховевей Цион создали так называемый Одесский комитет, ставший единственной легальной палестинофильской организацией России.
В Западной Европе, где не существовало ограничений на политическую деятельность, Ховевей Цион, опасаясь обвинений в непатриотичности, не были склонны вести политическую кампанию за осуществление сионистских идеалов, так что в конечном счете их деятельность приняла филантропический характер и не оказала существенного влияния на развитие политического сионизма и алии в Эрец-Исраэль.
Поддержка барона Ротшильда
Без поддержки барона Э. де Ротшильда Ховевей Цион вряд ли удалось бы оказывать действенную помощь первым поселениям в Эрец-Исраэль. В 1890–91 гг. в Эрец-Исраэль были основаны Реховот и Хадера. В эти годы страну посетила специальная делегация Ховевей Цион России во главе с В. Темкиным.
Создание ордена Бней-Моше в Одессе
В 1889 г. в Одессе Ховевей Цион создали орден Бней-Моше, целью которого было способствовать духовному возрождению еврейского народа и его возвращению на историческую родину. Во главе ордена стал Ахад hа-‘Ам.
Ховевей Цион и Т. Герцель
Когда Т. Герцль начал свою деятельность, ему не было известно о существовании Ховевей Цион и их идеях политического сионизма. Первоначально он отрицал значимость алии (в эти годы незначительной и полулегальной), которая лишь вызывала недовольство османских властей.
Ховевей Цион на Западе встретили идеи Герцля прохладно и продолжали заниматься филантропической деятельностью в пользу как старого, так и нового ишува. Однако подавляющее большинство восточноевропейских Ховевей Цион горячо поддержали Герцля, не разделяя при этом его скептического отношения к практической поселенческой деятельности, и продолжали поддерживать ишув.
Различие в оценке поселенческой деятельности было источником трений между «политическими» и «практическими» сионистами как при жизни Герцля, так и после его смерти. Эти трения продолжались вплоть до образования так называемого «синтетического подхода» после ухода Д. Вольфсона с поста президента всемирной Сионистской организации в 1911 г.
Ховевей Цион было первым массовым движением, оказавшим поддержку Герцлю, и после создания Сионистской организации бо́льшая часть групп Ховевей Цион влилась в нее.