Ельяшевич, Борис Саадьевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 21:28, 4 июля 2011; Марк (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Борис Саадьевич Ельяшевич
Файл:BorisEljashevich.jpg
И. о. Таврического и Одесского караимского Гахама
1919 — 1925
Предшественник: Хаджи Серая Хан Шапшал
Преемник: Марк Моисеевич Кумыш (и. о.)
Старший газзан в Евпатории
Газзан в Симферополе
1907 — 1914
Предшественник: Юфуда Безикович
Преемник: Исаак Юфудович Ормели
 
Рождение: 13 (25) марта 1881(18810325)
Поневеж, Ковенская губерния, Российская империя (ныне — Литва)
Смерть: 9 января 1971
Евпатория, СССР
Отец: Саадья Семёнович Ельяшевич


Бори́с Саа́дьевич Ельяше́вич (Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич; 13 (25) марта 1881(18810325), Поневеж, Ковенская губерния — 9 января 1971, Евпатория) — караимский газзан в Евпаторийской кенасса (1920—1929), хранитель библиотеки «Карай-Битиклиги».

Борис Саадьевич Ельяшевич 18 лет был караимским учителем, 16 лет газзаном, 5 лет исполнял обязанности гахама, 8 лет — хранителем библиотеки-музея «Карай-Битиклиги». Он — первый организатор и руководитель караимского хора мальчиков.

Содержание

Жизненный путь

Борис Саадьевич Ельяшевич родился 13(25) марта 1881 года в г. Поневеж (ныне — Литва). В 1892 году семья Ельяшевичей переехала в Москву. От своего отца — Саадьи Семёновича Ельяшевича — он усвоил караимскую и русскую грамоту, унаследовал необычайный патриотизм и страстную любовь к родной культуре. Поскольку семья бедствовала, московское караимское общество за свой счет послало 14-летнего Бориса в Евпаторию, где в 1895 году открылось караимское училище по подготовке учителей для караимских школ.

После отличного окончания Александровского Караимского Духовного Училища в Евпатории, Борис Саадьевич уехал в Москву, где проходил воинскую службу в армии. За несколько месяцев до окончания службы, Ельяшевич заручился поддержкой И. И. Казаса — инспектора АКДУ — о работе учителем в Евпатории, где и прослужил 18 лет. Обладая хорошим музыкальным слухом и приятным мелодичным голосом, Борис Саадьевич организовал из учеников караимских школ духовный хор.

После избрания С. М. Шапшала в 1915 году караимским гахамом, Борис Саадьевич Ельяшевич, согласно существовавшему в то время положению, стал его заместителем, будучи старшим газзаном Соборной кенаса Евапатории. В начале 20-х годов прошлого века эмигрировал гахам, по причине голода выехал в Москву инспектор АКДУ А. И. Катык и заведующий караимской библиотекой С. С. Ельяшевич. Советской властью было упразднено АКДУ и Караимское Духовное Правление. Из всех работников караимских институций в Евпатории остался Б. С. Ельяшевич. Он поселился при библиотеке-музее, и в течение 9 лет бесплатно нёс охрану материально-культурного наследия караимского народа.


В 1928 году над библиотекой «Карай-Битиклиги» нависла угроза ликвидации и расчленения ее фондов по разным библиотекам. Убедившись, что спасти, ее от расчленения невозможно, Борис Саадьевич поехал в Ленинград, где обратился к академику П. К. Коковцеву, а через него в Академию наук, и добился, чтобы ценнейшие собрания караимских рукописей были переведены на хранение в Ленинград в библиотеку им. Салтыкова—Щедрина, а другая часть духовного наследия караимов в Москву, в библиотеку им. Ленина. Благодаря этого ценнейшие караимские материалы сохранились до наших дней.

После закрытия библиотеки-музея «Карай битиклиги» в 1929 году — последнего караимского учреждения в Евпатории, Борис Саадьевич Ельяшевич переехал с семьей в Подмосковье, в связи с болезнью отца. Это время было для него наиболее тяжелым, так как он имел духовный сан, и считался лишенцем, и не имел право работать на государственной службе. Тем не менее, он работал простым служащим, учителем музыки в школе.

В начале 1930 годов Бориса Саадьевича вместе с отцом Саадья Семёновичем (который имел духовное звание «эрби», то есть имел право быть караимским учителем и газзаном) вызвали в НКВД. Борису Саадьевичу предложили написать в газету, и отказаться от духовного сана, на что он ответил отказом: «Это я сделать не могу, мой народ сочтет меня изменником», и остался по-прежнему лишенцем.

В марте 1946 года караимы Евпатории обратились к Ельяшевичу с письменным приглашением возглавить общину и занять должность газзана при кенаса (следует заметить, что закрытый советской властью караимский храм в Евпатории возобновил деятельность при оккупационном режиме в 1942 году; в военное время газзаном кенаса был Рафаил Яковлевич Кальфа). Борис Саадьевич дал своё согласие и незамедлительно переехал в Евпаторию, где горячо был встречен всеми единоверцами. В Евпатории Ельяшевич вновь единогласно избран и утвержден Совмином СССР на должность газзана.

Ельяшевич прослужил газзаном до июля 1958 года, и оставил должность по причине старости и слабости здоровья. Менее чем через год караимская кенаса в Евпатории была закрыта, а сама община снята с регистрации.

Прожив долгую, трудную и интересную жизнь, Борис Саадьевич Ельяшевич скончался 9 января 1971 года, похоронен на Евпаторийском караимском кладбище. Но память о нём не угасает, и ежегодно в начале января в кенасса Евпатории звучит поминальная молитва о «последнем печальнике караимов» — Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич.

Научная и общественная деятельность

Ельяшевич с большим энтузиастом и ответственностью относился к исполнению своих обязанностей, будь это проведение богослужения в храме, создание караимской библиотеки-музея «Карай-Битиклиги», преподавание в караимской школе или Училище, участие в заседаниях Караимского Духовного Правления и издание его печатного органа, подготовка и проведение народных съездов, ведение документации и работа в архивах.

Он не только в совершенстве владел родным языком, но и прекрасно знал древнееврейский, арабский, турецкий и французский языки. Это позволяло ему свободно работать с любыми материалами и документами библиотеки-музея.

Живя при библиотеке, Ельяшевич все свободное время посвящал освоению и изучению книжного и рукописного фонда, а также предметов материальной культуры. Его глубокие знания не раз помогали ученым при работе с древними текстами на караимском языке, изучении фондов музея.

Любые заявление о праве караимов на отстаивание собственной этноконфессиональной уникальности отличались взвешенностью и были далеки от национализма. К примеру, Б. С. Ельяшевич отмечает:

Национальность, как явление, имеет свои моменты высшего развития, когда понятие национальности заключает в себе представления и понятия о всех высших приобретениях цивилизации в данной нации, и — моменты упадка, когда в силу тех или иных исторических несчастий и условий жизни данной нации, в душе ее складывается узко-эгоистическое понятие только о своей нации как наиболее достойной и державной.

Публикации

  • Религиозно-музыкальные мотивы караимов // «Караимская жизнь». — № 2, 1911.
  • И. И. Казас: его жизнь, научно-литературная, педагогическая и общественная деятельность — 1918.
  • Евпаторийские караимские кенасы. — 1928.
  • Караимские брачные договоры — шетары // соавт. П. Я. Чепурина — научное исследование орнаментального оформления шетаров с переводом, сведения по истории их материальной культуре караимов.
  • Караимский биографический словарь // 300 статей о караимских деятелях, живших в VIII—XX вв. // Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — 1993.
  • Историческо-этнографические очерки // Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — 1993.
  • Полное описание Евпаторийских караимских кенас, двориков и мемориальных досок // Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — 1993.

Прочие работы

  • Каталог рукописей библиотеки «Карай-Битиклиги» на древнееврейском языке, преимущественно караимских авторов; включал более тысячи работ. Описание составлено под руководством научного сотрудника Азиатского Музея Академии наук СССР, гебраиста Соколова Михаила Николаевича в 1926 и 1927 гг.
  • Доклад «Лексика караимского перевода Библии» (1928 г.) профессора В. А. Гордлевского — серьезный научный труд по выявлению специфических особенностей караимского языка, его отличия от других тюркских языков — был создан при активном содействии Ельяшевича, который оказывал помощь по выявлению древних тюркских слов в переводах Библии на караимский язык при изучении материалов библиотеки.
  • Молитвы караимов в исполнении Бориса Саадьевича были записаны на магнитофон незадолго до его кончины. Они представляют собой уникальнейший этнографический материал, содержащий мотивы народных песен XVIII, XVII вв. и более раннего времени.

Литература

  • Б. С. Эльяшевич. Караимский биографический словарь (с конца VIII в. до 1960 г.). Часть I. // Караимы. 2-e издание. — М.: РАН, 1993.
  • Известия караимского Духовного Правления. — 1917. — № 4. — 5 августа.




pl:Borys EliaszewiczУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация