Апокриф (религия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск

Апо́крифы (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — «скрытый, сокровенный»), — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам, не признанным «богодухновенными»: Евангелия, Послания, Деяния и Откровения, не вошедшие в Библию, считаются Церковью «посторонними», или «неканоническими», то есть собственно апокрифами.[1]

Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные.

Содержание

Апокрифы в Христианстве

Общие определения

По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется». То есть, апокрифические книги в большинстве своём извращают принципы богооткровенного учения, и они не могут быть в целом признаны боговдохновенными (например, в виду слишком сильного элемента человеческого мудрствования). Поэтому эти книги беспощадно преследовались Отцами Церкви и не вошли в канон богооткровенных книг Ветхого и Нового Заветов (Библии).

Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф который называется «Протоевангелие Иакова» — он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство Богородичных праздников — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) подтверждаются Протоевангелием Иакова. Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания.

Борьба с апокрифами до Рождества Христова

Апокрифические книги возникали ещё задолго до христианства. Вскоре после возвращения евреев из Вавилонского плена ветхозаветный священник Ездра предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все — тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги. Со своими помощниками Ездре удалось найти, исправить/перевести на современный язык, дополнить и систематизировать 39 книг (в ТаНаХе иудейской традиции они искусственно объединялись в 22 книги — по числу букв в еврейском алфавите). Те книги-апокрифы, которые противоречили избранным книгам, расходились с традициями ветхозаветного предания, заражённые языческими мифами и суевериями соседних народов, содержащие оккультные практики и магические заклинания, а также книги, не имеющие религиозной ценности (хозяйственно-бытового, развлекательного, детского, познавательного, любовного, и иного характера), строго отсеивались (иногда беспощадно уничтожались) и не вошли в состав Ветхого Завета, а позднее и в состав христианской Библии. Позже часть этих апокрифов всё-таки вошла в состав Талмуда[2], Мишны и Гемары, используемых иудаизмом.

Проблема с неканоническими книгами

Основная статья: Второканонические книги

После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, Маккавейские), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный канон Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе Александрии, где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 72 еврейских толкователя-переводчика, после глубокого изучения, усердных молитв и диспутов, добавили (в греческом тексте) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг. Именно этот вариант (Септуагинта) стал основным для христиан[3], говорящих в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке.

Когда протестанты, пользуясь древними рукописными оригиналами, стали переводить Библию на современные национальные языки, то обнаружили отсутствие этих 11-ти книг во всех еврейских текстах и поспешили объявить эти книги апокрифами (хотя не запрещали их, а только объявляли их маловажными). Следует заметить, что даже некоторые каноничные книги (которые не подтверждают их взгляды) у протестантов вызывают сомнения.

Эти 11 неканонических (второканонических), то есть не вошедших в первоначальный канон Ездры книг, в Православии почитаются так же, как и все остальные книги Библии, они также используются во время общественного богослужения (читаются на паремиях), наравне с каноническими. В настоящее время благодаря успехам библейской археологии для некоторых книг стали известны и еврейские тексты, ранее считавшиеся утерянными.

Борьба с апокрифами после Рождества Христова

С возникновением Христианства появилась ещё бо́льшая необходимость отделения Священных книг от искажающих Истину апокрифов. Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя наивными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание (так, например, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем предстательство ее перед престолом Сына). Другие апокрифы родились в расплодившихся псевдохристианских сектах, еретических движениях и в гностицизме, использующем христианскую тематику. Были и такие авторы, которые специально, якобы от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли компрометирующие Церковь «послания» со скрытыми лжеучениями. Поэтому христиане вынуждены были защищать «чистоту своей веры», и на соборах ими составлялись списки отреченных книг (апокрифов), которые запрещалось читать, и которые разыскивались, рвались, сжигались [1] [2] или с пергаментов счищались/смывались апокрифические тексты и писались другие (палимпсесты).

После тщательного исследования, Святые Отцы признали только 27 богодухновенных книг, написанными непосредственно апостолами (самовидцами Христа). И только эти 27 книг вошли в состав Нового Завета, который вместе с Ветхим Заветом образует христианскую Библию, в которой всего 77 книг. Именно все эти богодухновенные книги считаются авторитетным источником христианского вероучения.

Однако написание богодухновенных книг не прекратилось со смертью апостолов. Православная Церковь пополнилась и продолжает пополняться огромным количеством творений (писаний) Святых Отцов, богослужебными текстами и описаниями жития святых, которые, после тщательного и всестороннего исследования на предмет соответствия Священному Писанию (Библии), также признаются богодухновенными и обязательными для всех христиан. Поэтому эти религиозные книги, непосредственно не входящие в состав Библии, не считаются апокрифами.

Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют историческое значение, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.

В число апокрифов включают так называемые ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, Деяния, Апокалипсисы и пр., а также альтернативные «официальным» жизнеописания святых.

Апокрифы сочиняются и в наше время, когда различные секты, раскольники, некие «старцы», предсказатели, «чудотворцы» издают и распространяют религиозную литературу, искажающую исконные принципы христианского вероучения.

Апокрифы Ветхого Завета

Апокрифы Нового Завета

Апокрифические евангелия

Апокрифических евангелий дошло до нас числом до 50. Авторы собирали те изустные предания, которые могли забыться, или описывали те события, о которых в канонических Евангелиях были только намеки. Иногда излагали евангельские рассказы в разговорной форме. Имен своих авторы этих текстов не подписывали, а часто для придания большего значения своим произведениям выставляли имя кого-либо из апостолов или их учеников. Содержание апокрифических евангелий разнообразно:

Евангелия детства
  • «Первоевангелие Иакова» (Иакова, брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев;
  • «Евангелие Псевдо-Матфея» или «Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя» сообщает о юности Иисуса;
  • «Протоевангелие Иакова» (брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев.
  • «Евангелие от Иакова» (продолжение «протоевангелия от Иакова»). Детство Иисуса от зачатия до 12 лет. Зачатие, рождение, бегство и жизнь в Египте в течение 3 лет, возвращение и жизнь в Назарете до 12 лет. Происхождение текста неизвестно;
  • История Иосифа плотника (или Книга Иосифа плотника);
  • «Евангелие детства», приписываемое апостолу Фоме (читалось гностиками во II веке);
  • Арабское «Евангелие детства» (о пребывании Спасителя в Египте);
  • «Тибетское Евангелие» («Тибетское сказание об Иисусе») — одно из «евангелий детства», согласно которому Иисус провёл свои ранние годы в Тибете и Индии.
  • «Иисус в храме». 3-дневный спор 12-летнего Иисуса с Иудейскими фарисеями в Иерусалимском храме по поводу уже пришедшего Мессии. Происхождение и авторство текста неизвестно;
прочие
  • «Евангелие от Марии»;
  • «Евангелие Никодима»;
  • «Евангелие Апеллеса»;
  • «Евангелие 12 апостолов» («Дидахе»);
  • «Евангелие от евреев»;
  • «Евангелие от Петра»;
  • «Евангелие Иуды»
  • «Евангелие от Филиппа»
  • «Евангелие от Фомы»;
  • «Евангелие от Варнавы»

Апокрифические Деяния Апостолов

  • «Деяния Петра и Павла»;
  • «Деяния Варнавы»;
  • «Деяния Филиппа в Элладе»;
  • «Деяние Фомы» (древнего происхождения);
  • «Деяния Иоанна»;
  • «Успение Блаженной Девы Марии»
  • «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова»
  • «Деяния и мученичество апостола Матафия»
  • «Деяния Павла»
  • «Деяния Павла и Феклы»
  • «Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати»
  • «Деяния Филиппа»
  • «Мученичество святого апостола Павла»
  • «Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея»
  • «Учение Аддая апостола»

Апокрифические Послания Апостолов

  • «Послание Авгаря ко Христу»;
  • «Послание Христа к Авгарю»;
  • «Переписка ап. Павла с Сенекой» (6 писем; многие были убеждены в их подлинности, и только позднейшие исследования раскрыли подложность);
  • «Послание к Лаодикийцам»
  • послания Климента Епископа (5 шт.)
  • «Послание апостола Варнавы»
  • «Послание апостола Петра к апостолу Иакову»
  • «Послание двенадцати Апостолов»
  • «Третье послание апостола Павла к Коринфянам»
  • «Послание Дионисия Ареопагита»

Апокрифические Апокалипсисы

Их также было множество, но целиком дошли только некоторые:

  • «Апокалипсис Иоанна» (существенно отличный от канонического);
  • другой «Апокалипсис Иоанна» (открыт в 1595 г.);
  • «Апокалипсис Петра»;
  • «Апокалипсис Павла»;
  • «Откровение Варфоломея»

Прочие новозаветные апокрифы

  • «Пастырь Гермы»
  • Хождение апостола Павла по мукам

Поздние и современные псевдоцерковные апокрифы

Примечания

  1. Апокрифы // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий).
  2. Например, Вознесение Исаии, отдельные цитаты из Сираха (Апокрифы и псевдоэпиграфы // Электронная еврейская энциклопедия)
  3. Септуагинта // Энциклопедия «Религия»

Ссылки

Литература



ar:أبوكريفا bg:Апокриф bs:Apokrifni tekstovi ca:Llibres apòcrifs cs:Apokryf da:Apokryfe skrifterel:Απόκρυφαeo:Apokrifojet:Apokrüüfid eu:Apokrifo fa:اپوکریفا fi:Apokryfiset kirjatfur:Apocrif gd:Apocruiphia hr:Apokrifi hu:Apokrif iratok ia:Apocryphos is:Apókrýf ritja:外典 ko:외경 la:Apocrypha lt:Apokrifas mk:Апокриф ml:അപ്പോക്രിഫ nl:Apocrief nn:Dei apokryfe skriftene no:Apokryfer pl:Apokryf pt:Livros apócrifossk:Apokryf sr:Апокриф sv:Apokryferna tl:Apokripo tr:Apokrifzh:經外書

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация