Израиль как еврейское и демократическое государство

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья


Израиль как еврейское и демократическое государство - отсутствие противоречия в том, что Израиль является государством, выражающим национальные чаяния еврейского народа, и при этом сохраняет свою демократическую суть.

Содержание

Суть конфликта

Государство Израиль было создано именно как еврейское государство. Это декларировали и создатели Израиля, и именно такая формулировка признана решением ООН 1947 году, поддержанном всеми демократическими государствами Запада. Таким образом, все демократии Запада легитимизировали Израиль именно как еврейское государство, и термин "еврейское государство" как синоним понятия Государства Израиль употребляется до сих пор во многих западных СМИ.

При этом Израиль по внутреннему устройству является демократическим государством, и именно таким хочет видеть его абсолютное большинство еврейского народа и еврейского населения страны.

Таким образом, Израиль является одновременно и еврейским, и демократическим государством. Однако вопрос о том, являются ли эти вещи противоположностями и есть ли здесь противоречия, является предметом обсуждения как в израильском обществе, так и в мировом общественном мнении. Эти споры чрезвычайно обострились в связи с требованием Израиля к Палестинской автономии признать Израиль еврейским государством.

Некоторые критики

считают, что чем более Израиль будет настаивать на своей еврейской сущности, тем менее демократичным он будет становиться. И наоборот, чем более он будет демократическим, тем менее он будет еврейским.

Такого подхода, т.е. считая противоречием "еврейское" и "демократическое", придерживаются политики как на левом спектре политической палитры, т.е. антирелигиозные политики, например

, и также политики ультраортодоксального сектора, например

.

Другой подход говорит о том, что никакого противоречия здесь нет в принципе. И еврейское и демократическое являются дополняющими друг друга вещами, поскольку демократия – это способ внутреннего управления государством, а еврейское – это его ценности и цели существования.

Критики

Одним из критиков невозможности одновременного совмещения двух подходов является профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд.

В частности, он утверждает:

"Я против того, чтобы Израиль был еврейским государством... Государство Израиль должно принадлежать всем гражданам Израиля, оно не может быть страной евреев".[1]

По мнению Занда, Израиль должен отказаться от формулировки «еврейское демократическое государство» и стать «государством всех его граждан».[2]

Что означает "еврейское государство"

С точки зрения еврейской традиции, понятие "еврейское государство" нигде в традиции не формализовано. Поэтому как религиозные круги, так и нерелигиозные не могут опираться в определении понятия "еврейское государство" на какую бы то ни было четкую формулировку, имеющуюся в традиции, и не могут выступать против нее, поскольку такой формулировки не существует.

Поэтому все обсуждения вопроса о том, является ли Израиль еврейским государством, стоят не на платформе четких определений, а на основе достаточно расплывчатых определений, которые принимаются или декларируются теми или иными участниками обсуждения.

Спор внутри иудаизма

Внутри иудаизма существуют два основных подхода к пониманию того, что такое еврейское государство.

"Кошерное государство"

С точки зрения большой части ультраортодоксальных авторитетов, понятие "еврейское государство" строится по тем же понятиям, как и еврейская еда, еврейская одежда или еврейские праздники. Т.е. это то, что соответствует законам Галахи.

Так же, как еда, которая не является кошерной, не может быть названа еврейской едой, так и государство, если оно не является кошерным, с их точки зрения не может называться еврейским государством. С точки зрения многих харедим, кошерное государство – это то государство, управляемое религиозными лидерами не нарушающее религиозные заповеди.

Надо отметить, что Израиль управляется не религиозными лидерами, а демократическим образом через парламент. Но при этом государство Израиль не нарушает заповеди, или, по крайней мере, очень стремится их не нарушать. Например, суббота является выходным днем, а в армии совершенно обязателен кашрут. Солдат, нарушивший правила кашрута в армии, будет посажен на гауптвахту. Государственные чиновники, независимо от того, являются они сами религиозными или нерелигиозными, не имеют права по служебным обязанностям нарушать субботу, например лететь в этот день на самолете. Государство никогда не проводит мероприятий, нарушающих еврейскую традицию, и т.д.

Отдельным и очень спорным вопросом является вопрос передачи арабам территорий, которое имело место при изгнании евреев из Гуш-Катифа. С точки зрения многих религиозных людей, это нарушает заповеди, поскольку существует заповедь еврейскому народу владеть страной Израиля.

Однако и этот вопрос спорный, и разные религиозные авторитеты высказывались в этом вопросе по-разному. Таким образом, даже с этой точки зрения нельзя считать Израиль некошерным государством, поскольку оно, в основном, всегда или почти всегда не нарушает религиозные законы.

Религиозно-сионистский подход

Согласно религиозно-сионистскому подходу, ненарушение заповедей государством, безусловно, очень важно, но суть понятия "еврейское государство" не сводится только к нему. И уж тем более, не к тому, чтобы государством управляли религиозные авторитеты, что, с точки зрения религиозного сионизма, вообще не должно быть.

Понятие "еврейское государство", с точки зрения религиозного сионизма, означает государство, созданное волей еврейского народа, реализующее национальные чаяния еврейского народа.

И в этом смысле, даже, например, заведомо неправильно действующее еврейское государство, как, например, государство в древности - в те эпохи, когда цари были идолопоклонниками и нарушали заповеди, или государство Маккавеев, в котором царь занимал пост первосвященника, что запрещено Галахой, – тем не менее, являются, конечно, еврейскими государствами.

Ссылки

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация