Абраhам

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Редактору-просьба-разделить Шаблон:Неадекватная статья

Об Аврааме в исламской традиции см. Ибрахим
Авраам (אַבְרָהָם)
«Жертвоприношение Авраамом Исаака»
Рембрандт, Эрмитаж
Пол: муж.
Толкование имени: «отец множества племён»
Имя на других языках: греч. Ἀβραάμ
лат. Abraham;  
В иных культурах: араб. ابراهيم‎‎‎ (Ибрахи́м)
Местность: Месопотамия, Ханаан
Отец: Фарра (Терах)
Супруг: Сарра, Агарь (Хагар), Хеттура (Кетура)
Дети: Измаил (Ишмаэль), Исаак (Ицхак)
Место погребения: Пещера Махпела, Хеврон
Связанные понятия: Еврей, Авраамические религии, Авраамово лоно, Авраамов завет
Связанные события: Обрезание, Жертвоприношение Исаака
Характерные черты: милосердие, гостеприимство

Авраа́м (ивр. אַבְרָהָם‎, Авраа́м, др.-греч. Ἀβραάμ, лат. Abraham, араб. ابراهيم‎‎‎, Ибрахи́м) — родоначальник многих народов (Быт.17:4). Является первым из трёх Библейских патриархов эпохи после Потопа. Согласно Пятикнижию первый еврей [1] и родоначальник всего еврейского народа [2]. Потомок Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя.

Содержание

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие (11:26-25:10).

В Месопотамии

Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в местности Харран на территории древнего государства Мари в среднем течении Евфрата, на территории современной Сирии.[3] В этом районе находятся несколько деревень и поселений, носящих имя «Серух» (так звали прадеда Авраама), «Нахор» (дед Авраама), «Фарра» (отец Авраама) и «Аран» (брат Авраама).

Некоторое время он жил с отцом в халдейском городе Ур (Ур Касдим), одном из древнейших и важнейших городов южной Месопотамии.

Там он женился на Сарай, которой позже Бог дал имя Сара. Отец Авраама Фарра (Терах) покинул Ур и, взяв с собой Аврама, Сару и племянника Лота, направился в Ханаан (мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны). По дороге, в городе Харране (Северная Месопотамия) Фарра умер.

Судя по тексту Торы, Авраам унаследовал достаточно большое стадо скота, обслуживавшееся наёмными или зависимыми от него пастухами.

Живя среди языческого мира, Авраам обнаружил существование Единого Бога.

Переселение в Ханаан (Быт.12:1-9)

Файл:Molnár Ábrahám kiköltözése 1850.jpg
Переселение Авраама. Картина венгерского художника Йожефа Молнара, 1850.

Бог открылся Авраму и повелел ему оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом:

« И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные
»


На 75-м году жизни Аврам оставил родину и, в сопровождении жены и племянника Лота, переправился через Евфрат на территорию Ханаана. От этого произошло, по одной из версий, его прозвище Аврам-«ха-иври» (еврей) — то есть «[прибывший] с той стороны [реки]».

Неподалёку от Сихема (Шхема) Бог снова явился Авраму, пообещав его потомкам всю землю Ханаана.[4]

Голод в Ханаане. Спуск в Египет (Быт.12:10-20)

Аврам с семьёй кочевал по Ханаану, сооружая жертвенники Единому Богу. Вскоре, однако, наступил в стране голод, и Аврам был вынужден отправиться в Египет, взяв с собой и Лота. В Египте Авраам выдал Сару за свою сестру, из-за опасения, что египтяне способны убить Аврама ради того, чтобы завладеть его женой. В результате, фараон взял Сару в свой дворец. «И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды»  (Быт.12:16).

Но впоследствии фараон был поражён свыше болезнями, и был вынужден вернуть Сару Авраму:

« Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.
»


Возвращение в Ханаан и отделение Лота (Быт.13)

Файл:LotAndAberham.jpg
Отделение Лота

Вернувшись в Ханаан, Аврам и Лот со всем приобретённым достоянием некоторое время кочевали вместе. Однако, «непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе»  (Быт.13:6) Тогда Лот отделился от Аврама: Аврам поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме.

После этих событий Бог явился Авраму снова, вновь подтвердив своё обещание отдать весь Ханаан его потомству и сделать это потомство бесчисленным, «как песок земной».[5] Аврам поселился в дубраве аморрея Мамре в Хевроне.

Пленение Лота и его освобождение Аврамом (Быт.14)

Авраму сообщили, что на Содом напало объединённое войско Кедорлаомера, царя Эламского, и союзных с ним царей, которые разграбили и увезли в плен жителей, среди которых оказался и его племянник Лот. Аврам немедленно вооружил своих людей, числом 318 человек (Быт.14:14), погнался за грабителями, разгромил войско четырёх царей и освободил из плена не только своего племянника, но и других содомлян с их добром.

Возвратившись из похода, Аврам получил благословение Мелхиседека (Малки-Цедека), царя Салима (Шалема) (по-видимому, древнейшее название Иерусалима) и «священника Бога Всевышнего».

Когда царь Содома предложил ему забрать всю добычу себе, Аврам отказался взять «даже нитки и ремня от обуви…» чтобы никто не мог сказать: «я обогатил Аврама» (Быт.14:22-24).

Союз с Богом, заключённый «меж рассечённых частей» (Быт.15)

После этих событий Бог в очередной раз подтвердил своё обещание дать Авраму многочисленное потомство, которому будет отдана земля «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата»  (Быт.15:18), причём на этот раз обещание было скреплено заключением союза (завета) между Богом и Авраамом.

Тогда же Бог возвестил Авраму пророчество о предстоящем египетском рабстве:

« И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом <...> в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
»


Агарь. Рождение Измаила (Быт.16)

Брак Аврама с Сарой долгое время оставался бесплодным. Сара, по обычаю тех времён, отдала своему мужу для продолжения рода свою рабыню, египтянку Агарь (Хагар). Таким образом, в возрасте 86 лет, у Аврама от Агари родился первенец Измаил (Ишмаэль) — родоначальник арабских племён (Быт.16).

После конфликта Агари с Сарой Бог посылает ей ангела с предсказанием потомству Агари большого будущего:

« И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества. …вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил …он будет между людьми, как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
»


Завет обрезания (Быт.17)

Основная статья: Обрезание

В возрасте 99 лет Бог снова явился Авраму, возвестив ему, что отныне его имя Авраам и в знак завета Аврааму и его потомкам следует совершать обрезание крайней плоти:

« ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их <...> и дам тебе и потомкам твоим после тебя <...> всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. <...> Сей есть завет Мой <...> : да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола
»


Также Бог возвестил, что имя Сары (Сарай) отныне станет Сарра (Сара) и пообещал, что через год у неё родится сын, Исаак (Ицхак), которому суждено великое будущее:

« Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё. <...> именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
»


Авраам, не медля, в тот же день исполнил повеление Господа:

« И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рождённых в доме своём и всех купленных за серебро своё, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет
»


Визит трёх ангелов. Наказание Содома и Гоморры (Быт.18, 19)

Файл:Domenico Tiepolo Abraham 1773.jpg
Авраам. Картина Джованни Доменико Тьеполо, 1773.

Вскоре после обрезания к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении Исаака. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своём намерении разрушить Содом и Гоморру за преступления их жителей.

Авраам и Сарра в Граре (Быт.20)

После повествования о разрушении Содома и Гоморры Библия сообщает о том, что Авраам направился к филистимской границе. Здесь Аврааму снова угрожала опасность лишиться жены, которая была взята царём города Грар Авимелехом в свой гарем. Вскоре, однако, Авимелех был вынужден отпустить Сарру по велению Бога.

Рождение Исаака (Быт.21:1-8)

Через год, когда Сарре было 90, а Аврааму 100 лет, у них родился, наконец, долгожданный сын, Исаак (Ицхак), который был предназначен Богом продолжать род Авраама.

Изгнание Измаила (Быт.21:9-21)

Авраам поселился в Вирсавии (Беер-Шеве). Спустя 13 лет после рождения Исаака, многолетний конфликт между Саррой и Агарью вылился в требование Сарры выгнать Агарь вместе с Измаилом в пустыню.

« И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над её сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.
»

После того, как Бог подтвердил слова Сарры, Авраам был вынужден подчиниться.

Файл:Guercino Abramo ripudia Agar.jpg
Изгнание Агари Авраамом. Картина Гверчино

Заблудившись в пустыне, Агарь со страхом ждала смерти от жажды и, чтобы не видеть страданий своего сына отошла далеко. Когда она «подняла вопль, и заплакала» услышал её Бог и появился перед Агарью ангел, успокаивая её. «и увидела она колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока»  (Быт.21:19).

« И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.
»


Союз Авраама с Авимелехом (Быт.21:22-34)

Некоторое время спустя, правитель той земли Авимелех предложил Аврааму союз:

« поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землёю, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь. <...> И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись и заключили союз в Вирсавии.
»


Жертвоприношение Исаака (Быт.22:1-19)

Основная статья: Жертвоприношение Исаака

После всех этих событий Господь пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести Исаака «во всесожжение» на горе Мория. Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. В самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на жертвеннике и Авраам занёс уже нож над сыном, ангел воззвал к нему с неба:

« Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
»

Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:

« благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
»


После этих событий Авраам вернулся в Вирсавию (Беер-Шеву).

Кончина Сарры. Приобретение пещеры Махпела (Быт.23)

Сарра умерла в возрасте 127 лет в Кириаф-Арбе (Кирьят-Арбе), возле Хеврона и была похороненна Авраамом в купленной у хеттийца Ефрона (Эфрона) пещере Махпела («двойная пещера») в Хевроне.

Женитьба Исаака на Ревекке (Быт.24)

Состарившись, Авраам посылает своего верного слугу к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты для Исаака, чтобы избежать брачных связей с ханаанеями. После долгого пути слуга встречает добродетельную девушку, напоившую и его самого и всех верблюдов.[6] Этой девушкой оказалась Ревекка (Ривка), дочь племянника Авраама, Вафуила (Бетуэля).

После обстоятельных переговоров с отцом Ревекки и её братом Лаваном, караван вместе с Ревеккой отправился в обратный путь.

« И ввел её Исаак в шатёр Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.
»


Последние годы жизни и погребение Авраама (Быт.25:1-11)

В глубокой старости Авраам женился на Хеттуре (Ктуре), родившей ему ещё несколько детей. Все они, как и старший сын его Измаил , сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» (Быт.17:5).

Авраам умер в возрасте 175 лет от роду и был погребён Исааком и Измаилом рядом со своей женой Саррой в пещере Махпела в Хевроне.

В Новом Завете

Файл:CottonGenesisFragment26vAbrahamAndAngels.JPG
Авраам и три ангела («Хлопковый Генезис», V-VI века)

В Новом Завете Авраам наряду с Моисеем наиболее часто упоминаемый ветхозаветный праведник. Родословие Иисуса возводится к прародителю всех евреев Аврааму: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова»  (Мф.1:1). В рождении Иисуса христианская традиция видит исполнение обетования Аврааму о том, что в семени его (которое, по слову апостола Павла, есть Христос (Гал.3:16)) благословятся все народы земли (Быт.22:18).

В Евангелии от Иоанна, а затем в христианской богословской традиции упоминания Авраама используются для обоснования божественности Иисуса Христа. В главе 8 описан спор Иисуса с фарисеями, сомневающимися, что тот послан от Бога. Фарисеи именуют себя «семенем Авраамовым» (Ин.8:33) и утверждают, что не нуждаются в «освобождении» через познание истины, которую, по его собственным словам, несёт Христос. Иисус признаёт их телесное происхождение от Авраама (Ин.8:37), но отрицает духовное: фарисеи не исполняют заветов патриарха, собираясь убить человека, возвещающего слово Бога (Ин.8:39); из-за этого они не имеют права именоваться детьми Авраамовыми, их отец — диавол, чьи «похоти» они и исполняют (Ин.8:44). Разгневанные фарисеи считают Иисуса одержимым бесом (Ин.8:48) и обвиняют его в том, что он «славит сам себя» и ставит себя выше давно умершего и пользующегося всеобщим почтением патриарха Авраама (Ин.8:53). На это Иисус отвечает: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался»  (Ин.8:56) — то есть, по богословскому толкованию, знал о грядущем пришествии Христа-Мессии [7]. Фарисеи недоумевают, поняв эти слова так, что Иисус, которому «нет ещё пятидесяти лет», будто бы жил одновременно с Авраамом (Ин.8:57). На это Иисус говорит: «Прежде нежели был Авраам, я есмь»  (Ин.8:58), утверждая тем самым, что он существовал вечно.

Файл:Meister des Codex Aureus Epternacensis (detail).jpg
Лазарь на лоне авраамовом

Авраамово лоно упоминается в притче о «Богаче и Лазаре», рассказанной Иисусом Христом (Лк.16:22). После этого происходит диалог Авраама и богача, который просит послать в его дом Лазаря, чтобы тот предупредил его братьев о наказании грешников:

« Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.
(Лк.16:29-31)
»


В эпизоде с мытарем Закхеем евангелист Лука описывает осуждение Иисуса за то, что он зашёл в дом мытаря, которого считали человеком грешным. Закхей раскаивается и Христос говорит ему: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама»  (Лк.19:9).

Авраама упоминает Иоанн Креститель в своей проповеди покаяния: «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»  (Лк.3:8). Иоанн этими словами напоминает своим соотечественникам, что один лишь факт принадлежности к потомкам Авраама не спасёт их от Божьего гнева если они не принесут покаяние. О том, что «не все дети Авраама, которые от семени его»  (Рим.9:7), пишет и апостол Павел.

В послании к христианской общине Галатии, состоявшей из бывших язычников, Павел говорит, что «Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы»  (Гал.3:8). Авраамово благословение распространяется на язычников через Иисуса Христа (Гал.3:14). По слову Павла, обетования были даны Аврааму и семени его, «которое есть Христос… если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники»  (Гал.3:16-29). Опираясь на ветхозаветный рассказ об Аврааме, вера которого вменилась ему в праведность (Быт.15:6) до получения завета обрезания, Павел в Послании к Римлянам ставит праведность веры выше праведности закона:

« И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании. Ибо не законом [даровано] Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
(Рим.4:11-17)
»


В то же время, в Послании апостола Иакова именно на примере Авраама доказывается, что «вера без дел мертва»:

« Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
(Иак.2:21-24)
»


В Коране

Основная статья: Ибрахим
Файл:Узоры шираз 61.jpg
Фреска с изображением Ибрахима, которого останавливает ангел, не давая ему принести в жертву своего сына в музее Хафт Танан (Семь могил) в Ширазе

В Коране Авраам выступает под именем Ибрахим, в его честь названа 14-я сура Корана, ниспосланная в Мекке (кроме мединских аятов 28 и 29) после суры «Нух» и состоящая из 52 аятов. Она получила своё название из-за упоминания в ней мольбы пророка Ибрахима к Аллаху. В исламе Ибрахим один из самых величайших пророков (расуль) Аллаха, о котором в Коране сказано: «Есть ли кто-нибудь прекраснее своей верою того добродеющего, кто полностью предался Аллаху и последовал за верой Ибрахима-ханифа? А ведь Аллах сделал Ибрахима [Своим] другом» (4:125).

Рассказ Корана об Ибрахиме своими деталями частично повторяет библейское повествование (бесплодие Сарры, посягательство на неё египетского царя, рождение сына от служанки Агарь и т. п.). Особенно подробно Коран описывает борьбу Ибрахима с идолопоклонством халдейских племён (21:63-67). За эту проповедь он был ввергнут в огонь по приказу царя Н`Амруда, но Аллах сделал для него огонь прохладным (21:69).

История жертвоприношения Ибрахимом (Авраамом) своего сына излагается и в Коране, но лишь в немногих стихах (37, 100—106):

Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, [Ибрахим] сказал: «О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?» Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым». Когда они оба покорились [воле Аллаха] и [отец] поверг его [лицом вниз]… Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему [сына] на большую жертву.

Сын Ибрахима в этом эпизоде в Коране по имени не назван, но в мусульманской традиции Исмаил (Измаил), а не Исаак был «дабиих Алла» — жертвой, выбранной Аллахом.

Традиционные предания

В еврейской традиции

В еврейских преданиях (мидрашах) Аврааму приписывается заслуга открытия идеи монотеизма и её развития. Ещё трёхлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он осознает, что «Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои». Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца Фарры (Тераха).

«Земля Мория», упоминаемая в истории жертвоприношения Исаака, отождествляется в еврейской традиции с горой Мория в Иерусалиме, на которой Соломон построил Храм.[8] Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.

Еврейские источники[9] приписывают авторству Авраама книгу «Сефер Йецира» (ивр. ספר היצירה‎ — «Книга творения»), которая является наиболее древним источником Каббалы.

В христианской традиции

Файл:Kievskaya psaltir avraam 01.jpg
Изображение Авраама из Киевской Псалтири, 1397 год

Образ патриарха Авраама служит прототипом наивысшего благочестия и праведности, как в Ветхом, так и в Новом Завете. По мнению Иоанна Златоуста, Авраам был хранителем и учителем веры и нравственности своего народа среди окружающих его язычников.[10] Августин Блаженный писал, что обещание Бога Аврааму об умножении потомства и его благословении (Быт.12:1-3) относится ко всему человечеству, на которое должно снизойти благословение Божие.[11] В преподнесённых Аврааму Мельхиседеком хлебе и вине (Быт.14:18) Отцы Церкви видели прообраз евхаристии.[12]

Григорий Нисский в своём сочинении «Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму» рассматривает глас ангела к Аврааму во время жертвоприношения Исаака как одно из доказательств троичности Бога:

…кто же беседовавший с Авраамом? Ужели Отец? Но не скажешь, что Отец есть чей-нибудь ангел. Следовательно, Единородный Сын, о Котором говорит пророк: «Нарицается имя Его велика совета Ангел»  (Ис.9:6).[13]

— Григорий Нисский. Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму

В раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался»  (Ин.8:56). Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского[14] (II век), Григория Богослова[15] (IV век) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воли Авраама и Иисуса воли Бога Отца, несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом Креста, а его путь на гору — крестным путём на Голгофу.

Файл:Abraham Sacrifice (icon).jpeg
Жертвоприношение Исаака
(икона, конец XVIII века)

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя жертвоприношение Исаака восхищается мужеством Авраама и смирением его сына, проявленном в ходе этого Божьего искушения:

Но кому здесь более удивляться и изумляться? Мужественному ли духу праотца, или покорности сына? Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву.

— Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия (Беседа 48)

В античной традиции

Согласно Николаю Дамасскому, Авраам был царём Дамаска, явившимся из земли халдеев. Затем он переселился в Ханаан.[16]

По преданиям Авраам занимался естественными науками, знал астрономию, химию и другие знания, которые он унаследовал на своей родине от халдеев и впоследствии распространял среди финикиян и даже египтян.[17] Некоторые считают Авраама изобретателем буквенного шрифта и календарных вычислений.[18]; другие приписывают ему даже сочинение некоторых книг.[19]

В мусульманской традиции

В мусульманской традиции Исмаил (Измаил), а не Исаак был «дабиих Алла» — жертвой, выбранной Аллахом.

В религиозной традиции

В иудаизме

Образ Авраама занимает центральное место в исторической памяти еврейского народа. Описание его жизни и его испытаний рассматривается в еврейской традиции в качестве поучительного примера, символически отображающего последующую историю еврейского народа.

Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как провозвестник монотеизма, который принёс людям веру в единого невидимого Бога, творца земли и неба и владыки мира. Авраамические религии, а также многие философские идеи, лежащие в основе современной цивилизации, восходят к идеям и постулатам, провозглашённым Авраамом. Тем не менее, в тексте Пятикнижия нигде не упоминается о том, что Авраам провозгласил веру в Единого Бога впервые. Еврейские комментаторы подчёркивают, что, хотя лично для Авраама эта вера стала действительно открытием чего-то нового, однако объективно — это было восстановлением заново очень старой и почти забытой истины, которая была известна Адаму, Ноаху (Ною) и его потомкам Шему (Симу) и Эверу (Еверу). Тем самым, Авраам действительно выдвигал нечто совершенно новое для того общества, в котором жил, призывая возвратиться к Единому Богу, возродить веру далёкого прошлого. Его идеи, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и Авраам должен был восприниматься ими не в качестве новатора, а в качестве ультраконсерватора, приверженца забытого древнего культа. Одно из доказательств того, что вера в Единого Бога уже существовала во времена Авраама, содержится в самом Пятикнижии: это рассказ о встрече с Мелхиседеком, царём Салима, «священником Бога Всевышнего»  (Быт.14:18). Таким образом, Авраам был не одинок — у него были единомышленники, изолированные друг от друга, рассеянные в разных местах, но сохранившие веру в Единого Бога.

Заслуга Авраама заключается в том, что он был первым, кто серьёзно отнёсся к изначальному религиозному представлению о Боге. Фактически Авраам был первым пророком древней веры. Он стремился внушить свою приверженности этой вере небольшой группе людей — сформированной им общине, которая должна была стать особым племенем (а позже — нацией), хранящим эту идею. С этой же целью Авраам бродил по Ханаану, неустанно взывая к имени Всевышнего, строя жертвенники, привлекая к себе тех, кто верил в Единого Бога, и пытаясь побудить других верить в Него.

В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является жертвоприношение Исаака. Еврейская традиция рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу.

Мишна[20] свидетельствует о том, что уже в I-II вв. тема жертвоприношения Исаака содержалась в молитве, читавшейся в дни постов. Талмуд[21] предписывает чтение рассказа о жертвоприношении Исаака в синагоге на второй день Рош ха-Шана и объясняет обычай трубить в шофар (изготовляемый из рога барана) в Рош ха-Шана как напоминание о том, что вместо Исаака в жертву был принесён баран.[22]

В Библии подчёркивается исключительная связь между Богом и Авраамом. Эта связь приобрела впоследствии форму союза (завета; ивр. брит), заключённого между Богом и Авраамом. Этот союз имеет важнейшее значение в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры. Он включает три основных элемента:

  1. избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака;
  2. обещание дать землю Ханаанскую в собственность этим избранным потомкам Авраама;
  3. повеление следовать заветам Бога, которые включают как культовые заповеди, так и этические нормы поведения.

Повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее этическое предписание быть непорочным (Быт.17:1), однако поведение Авраама, без сомнения, свидетельствует о наличие определённой системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей Содома, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить пещеру Махпела в подарок.

В христианстве

Почитание в Православии

Файл:AbrahamIcon.JPG
Авраам
(икона середины XVII века)

Православная церковь почитает Авраама в лике праведных и совершает его память дважды в год: 9 октября (по Юлианскому календарю) вместе с его племянником Лотом и в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым.

Имя Авраама и связанные с ним ветхозаветные образы часто встречаются в православной гимнографии. Наиболее распространено в песнопениях упоминание лона Авраамова, которое встречается уже в древней литургии апостола Иакова: «Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова…».[23] Само имя Авраама в молитвах выступает как составная часть обращения к Богу: «Господи вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведного…».[24]

Православная церковь использует ветхозаветные тексты, повествующие о жизнии Авраама в качестве паремий:

  • рассказ о явлении Аврааму Бога в образе трёх путников под Мамврийским дубом читается за богослужением в день памяти священника Захарии и его жены Елизаветы
  • рассказ о жертвоприношении Исаака читается на вечерни пятницы пятой недели Великого поста и Великой субботы.[25]

Выражение «отец множества племён» (Быт.17:5) трактуется в том смысле, что Авраам через Иисуса стал отцом христианским народам. В 318 домочадцах Авраама (Быт.14:14) составители богослужебного чина Православной церкви видели прообраз числа участников Первого Вселенского собора[26].

Явление Аврааму Бога в образе трёх путников (Быт.18) рассматривается Православной церковью как символ троичного Божества, что и отразилось на иконах Троицы. Этот иконописный сюжет получил название «Гостеприимство Авраама» (традиционно на иконе изображается сам Авраам, закалывающий тельца, иногда может присутствовать изображение его жены, слушающей речь ангелов).

В Католической церкви

В исламе

Основная статья: Ибрахим

Мусульмане считают Ибрахима строителем Каабы. Он построил её в Мекке вместе со своим сыном Исмаилом на том же месте, где она стояла во времена Адама. По окончании строительства Ибрахим научил Исмаила обрядам хаджа и сделал его хранителем Каабы.

Умер Ибрахим в Иерусалиме в возрасте 175 лет. Мусульмане построили над пещерой Махпела, в которой похоронен Авраам, мечеть и оберегают её, как одну из величайших святынь.

Легенды и фольклор

Славянские апокрифы

В славянской литературе предания об Аврааме нашли своё отражение в двух переводных апокрифах, основанных на греческих переводах еврейских сказаний.

  • Откровение Авраама — рассказывает, что Авраам убеждается в бессилии идолов, которых делает его отец Фарра и приходит к мысли о Боге, сотворившем всё. Тогда он услышал голос с неба, приказывающий ему после 40-дневного поста, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму ангел Иоиль ведет его на гору Хорив. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению дьявола Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Он видит неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырёх животных, семь небес и всё, что делается на них, землю, преисподнюю и Эдем, в котором находятся Адам, Ева и Азазил.
  • Смерть Авраама (Завещание Авраама) — архангел Михаил является в образе путника в дом Авраама чтобы возвестить ему наступление смерти, но не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия открывается Аврааму через сон Исаака. Перед смертью Авраам пожелал увидеть все дела Божии, и архангел вознёс его на небо. Там он увидел двое врат: широкие ведущие людей на погибель и узкие — в жизнь вечную. У ворот сидел Адам, плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие (плакал он в семь раз больше, чем смеялся). Далее Авраам вместе с Михаилом побывал на судном месте, где Авель совершает суд, а Енох по книгам отыскивает грехи, которым ведёт запись. Здесь Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, проявив такую суровость, что Бог, до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее следует рассказ о смерти Сарры, о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с Библией.

В русском переводе данные апокрифы известны с XIV века (Сильвестровский сборник), а также были включены в состав Палеи.[27]

Мусульманские предания

Мусульмане утверждают, что Авраам был в Мекке и основал там вместе с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и д.) О посещении Аврамом сына своего Измаила в Аравии говорит и еврейское предание. См. подробности о всех легендах об А. в книге Беера «Leben Abrahams». Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов. Одни критики отождествляют Авраама с Брамою, другие с Зороастром, ещё другие, наподобие древнего Филона Александрийского, аллегоризировали историю патриархов, видя в них лишь олицетворение известных отвлечённых понятий.[28] Критически-историческое освещение преданий об Аврааме у [29][30].

Исторический фон

Мир, в котором жил Авраам, был просвещённым и интеллектуальным миром политеистической религии. Авраам не был выходцем из среды неотёсанных и неграмотных кочевников-скотоводов. Он был жителем большого города, одного из тех центров культуры и торговли, которые явились продуктом цивилизации, уже в те времена весьма древней и развитой: Ур Халдейский, Вавилон, Египет… Это была политеистическая (идолопоклонническая) городская цивилизация, вершина культуры своей эпохи, выдвигавшая блестящие идеи и утончённые концепции в науке, философии, искусстве. Идеи Авраама, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и он должен был восприниматься ими не в качестве новатора, а в качестве ультраконсерватора, приверженца забытого древнего культа.

Переселение в Ханаан

По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в XIX—XVIII веках до н. э. интенсивную иммиграцию западно-семитских племён, называемых амореями или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Связь с Верхней Месопотамией нашла, в частности, отражение в именах отца, деда и прадеда Авраама (Фарра (Терах), Нахор, Серух), являющихся названиями городов и местностей в районе Харана, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка Евер (Эвер), означающее «другая сторона» или «Заречье», связано с эпитетом иври — «(человек) из Эвера», то есть Заречья. Этот эпитет (от которого происходит слово «еврей») впервые применяется в Библии по отношению к Аврааму (Быт.14:13), а затем и к израильтянам вообще. Первоначально им могли называться все племена, перешедшие через Евфрат на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан. Некоторые исследователи считают, что существует некоторая связь между эпитетом иври и наименованием хабиру, хапиру или апиру, которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.[31][32]

Иврим были чужеземцами, проникшими в Ханаан и остававшимися, по-видимому, чуждыми религии, культу и быту ханаанских народностей. Действительно, характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни ханаанеев — с другой. Авраам, как затем его сын и внук — патриархи Исаак и Иаков — не обладает в Ханаане собственной землёй и находится в зависимости от ханаанских царьков — правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.

Согласно другой гипотезе, эпоха Авраама приходится на XXI—XX века до н. э. Эта гипотеза основана на сообщении Третьей книги Царств (3Цар.6:1), согласно которому между Исходом из Египта и началом постройки Соломоном Храма прошло 480 лет. Опираясь на внутрибиблейскую хронологию, можно подсчитать, что Авраам вышел из Харана около 2091 года до н. э. Впрочем, по мнению большинства исследователей, период в 480 лет носит скорее символический характер (12 поколений по сорок лет). Кроме того, археологи не обнаружили свидетельств существования на территории Ханаана в XXI—XX веках до н. э. городов, подобных упоминаемым в библейском рассказе о патриархах.

Было также высказано предположение, что семья Фарры могла покинуть Ур около 1740 года до н. э., в период подавления восстания против вавилонского правителя Самсу-илуны, в котором участвовал и Ур. В 1739 году до н. э. город был разрушен войсками Самсу-илуны, вырезавшими значительную часть населения, и надолго обезлюдел. Следует также отметить, что именование Ура «Уром Халдейским» (Быт.11:31) является анахронизмом, так как халдеи появились в Вавилонии лишь в 1100—1000 гг. до н. э. По всей видимости, такое обозначение города возникло в период подъёма Ура в правление последнего царя Нововавилонской (Халдейской) династии Набонида (556—539 гг. до н. э.) и было внесено в повествование об Аврааме.

Союз «меж рассечённых частей»

В рассказе о заключении завета между Богом и Авраамом (Быт.15:9—18) нашла отражение практика заключения союза, при котором договаривающиеся стороны проходили между частями рассечённого животного. В еврейском языке заключение Завета часто описывается идиомой «разрубить Завет». Похожее выражение встречается в тексте из сирийской Катны (XV век до н. э.), а также в аморейских текстах из Мари, где заключение союза описывается выражением «убить ослёнка».

Датировка времени написания

Большинство современных историков пришло к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в дошедшей до нас литературной форме относятся к очень древнему периоду, хотя, по всей вероятности, они были зафиксированы в период царей (после X в. до н. э.).[31]

Имена

Файл:Stamp Ia.jpg
Авраам и Исаак на почтовой марке Израиля

Личные имена Аврам и Авраам впервые встречаются в датируемых 3—2 тысячелетиями до н. э. месопотамских клинописных табличках, египетских текстах, а также в текстах, найденных в сирийской Эбле. Этимология имени Аврам точно неизвестна. Возможно, оно означает «отец вознесён», «отец великолепен», и является формой раннесемитского собственного имени Ав(и)рам. Полученное Аврамом после заключения завета (Быт.17:5) имя Авраам означает «отец множества» (народов). В отличие от имён Исаака, Иакова-Израиля и его сыновей, имя Авраама никогда не используется в Библии для обозначения местностей или колен.

Имя матери Авраама в Пятикнижии не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по еврейским (Талмуд, Бава-Батра 91а) — Аматлея, вероятно Аматсула — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.

В философии

История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов нового и новейшего времени, так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали «в силу чистого практического разума» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына:

Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен, и не могу быть уверен.[33]

Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.

Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»[7], признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (т.е. всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам — «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» — в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни».

Развивая идеи Кьеркегора, Жан-Поль Сартр в знаменитом эссе «Экзистенциализм — это гуманизм» использует введённое им выражение «тревога Авраама» для утверждения абсолютной свободы и одновременно абсолютной ответственности человека:

Мне вовсе не обязательно быть Авраамом, и тем не менее на каждом шагу я вынужден совершать поступки, служащие примером для других. Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками. И каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу. Речь идет здесь не о том чувстве, которое ведет к квиетизму, к бездействию. Это — тревога, известная всем, кто брал на себя какую-либо ответственность.[34]

В искусстве и литературе

Файл:North door of iconostasis v.1.jpg
Лоно Авраамово: Авраам, Исаак и Иаков изображены сидящими за столом, с душами праведников, представленных в виде младенцев. (Фрагмент серверных врат иконостаса, XVII век, Нижний Новгород)

В изобразительном искусстве

В литературе

  • Ласло Бито. «Авраам и Исаак» (1998).

В русской литературе

В музыке

В кинематографе

Сноски и источники

  1. Быт.14:13
  2. Статья «Авраам» в Православной энциклопедии
  3. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 61-62
  4. Быт.12:7
  5. Быт.13:14-17
  6. До сих пор упоминание верблюдов в этом эпизоде Торы считалось анахронизмом и свидетельством исторической ошибки. Но позднейшие исследования с использованием откалиброванных радиоуглеродных измерений установили, что верблюды были одомашнены около 25 века до нашей эры. (Джаред Даймонд. Ружья, микробы и сталь. Москва, "Act Москва", 2009. Стр. 211). Л.Гроервейдл
  7. 7,0 7,1 http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1507 Толковая Библия А.П. Лопухина
  8. 2Пар.3:1
  9. «Кузари», р. Иеhуда Галеви, 4, 25
  10. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.
  11. Августин. «О Граде Божием». XVI 15
  12. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия (Беседа 35); Феодорит Кирский. Толкования на Книгу Бытия (Вопрос 65)
  13. Григорий Нисский. Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму
  14. Ириней Лионский, Против ересей. IV:5; Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII:56
  15. Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху
  16. Николай Дамасский. История, фр.19 Якоби
  17. Филон Александрийский, opp. II, 13; Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» I, 8:2
  18. Isidor Orig. I, 3
  19. Epiph. haer. 39, 5; Origen Horn. in Luc. 35
  20. Мишна, Таанит 2:4
  21. Талмуд, Мегила 31а
  22. Талмуд, Рош ха-Шана 16а)
  23. Анафора литургии ап. Иакова: СДЛ. Т. 1. С. 182
  24. Часослов, молитва Манасии
  25. Ветхозаветные чтения Сырной седмицы и Святого Великого поста
  26. Библейский отрывок о числе домочадцев Авраама читается в день памяти отцов Первого Вселенского собора — см. Триодь Цветная. Л. 201об.
  27. Апокрифы о Аврааме (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)
  28. Бернштейн «Ursprung der Sagen von A., Isaak uno Iacob» (Берлин, 1871)
  29. А. Гейгер «Urschrift etc» (Бреслау, 1857)
  30. Гициг «Geschichte des Volks Israel» (Лейпциг, 1869)
  31. 31,0 31,1 Статья «Авраам» в Электронной еврейской энциклопедии
  32. Эта точка зрения находит всё меньше сторонников в современной науке. Так, по словам И. М. Дьяконова, иврим и хапиру «не имеют между собой ничего общего; хапиру не были кочевниками, кем несомненно являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским, и, возможно, хурритским и т.п.» (История Древнего Востока, ч. 2, М., 1988, стр. 275). Лингвистически слово иври также никак не связано с хапиру, восходящим к аккадскому глаголу habaru («быть изгнанным»).
  33. Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» Паскаля: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и ученых» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).
  34. «Экзистенциализм — это гуманизм».

Литература

Ссылки


af:Abraham an:Abraán ar:إبراهيم arz:ابراهيم az:İbrahim peyğəmbər bat-smg:Abrauoms bg:Авраам bo:ཨབ་ར་ཧམ། bs:Abraham (prorok) ca:Abraham ceb:Abraham cs:Abrahám cy:Abraham da:Abrahamee:Abraham el:Αβραάμeo:Abrahamet:Aabraham fa:ابراهیم fi:Abrahamgan:阿卜拿咸 gl:Abrahamhi:इब्राहिम hif:Abraham hr:Abraham hu:Ábrahám (Biblia) ia:Abraham id:Abraham ig:Abraham is:Abrahamja:アブラハム ka:აბრაამი kab:Brahim kn:ಅಬ್ರಹಮ್ ko:아브라함 ku:Îbrahîm la:Abraham lmo:Abram ln:Abrahama lt:Abraomas lv:Ābrams mk:Авраам ml:അബ്രഹാം ms:Abraham nl:Abraham nn:Patriarken Abraham no:Abraham (bibelsk person) oc:Abraam pl:Abraham pt:Abraão ro:Avraam sh:Abrahamsk:Abrahám (biblická postava) sl:Abraham sq:Abrahami sr:Аврам sv:Abraham (patriark) sw:Abrahamu ta:ஆபிரகாம் th:อับราฮัม tl:Abraham tr:İbrahim (peygamber)vi:Abraham war:Abrahamyo:Abrahamu zh:亞伯拉罕 zh-min-nan:Abraham


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация