Иешива «Слободка»

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 13:12, 7 октября 2010; RedBot (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск

Иешива «Слободка» (Слободкер Ешива) — одна из самых известных современных иешив, относится к «литовскому» направлению в ортодоксальном не-хасидском иудаизме. Возникла в 1882 году близ Ковно, ныне — в Израиле (город Бней-Брак).

Файл:Knesses Yisrael Yeshiva Hebron.jpg
Здание иешивы в Хевроне

Иешива была создана одним из лидеров движения «Мусар» рабби Носоном Цви Финкелем (известном как Дер Алтер, или старец из Слободки) для поддержания идеала изучения Торы вместе с нравственным развитием учеников по системе «Мусар» («мораль»). Иешива была противопоставлена как хасидизму, так и просветительскому движению Гаскала.[1].

Сам раввин Финкель занимал должность ивр. mashgiah[2], придуманную в иешивах сустемы «мусар», а главами иешивы были длительные период зятья Финкеля. Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина Иехиэля Яакова Вайнберга.[3]

В движении «мусар» были разные направления. Мрачное аскетическое направление развивалось в иешиве в Наваградак (Новардок), где всё время проповедывали ничтожество человека, в то время как в Слободке царило более оптимистическое учение рабби Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Рабби Финкель стремился к тому, чтобы иешиботники пользовались уважением и имели самоуважение, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.[3]

Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В иешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Такое подозрение пало, например, на упомянутого Вайнберга. Кроме того, Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.[3] То же справедливо относительно другого видного представителя «мусара» в Слободке рабби Исаака Блазера (известного как реб Ицеле Петербургер), в силу этого отстранённого от управления еврейскими фондами самим рабби Ицхаком Эльхананом Спектором.[4] Девять видных раввинов выступили против раввина Блазера в печати, он вынужден был расстаться со Слободкой в 1902 году и, произнеся речь, которую ученики вспоминали и десятки лет спустя, уехал в Палестину.[3][4]

Иешива в Слободке стала играть особенно большое значение после закрытия властями в 1892 году ведущей иешивы в Воложине. Хотя та и открылась через несколько лет, центр тяжести переместился в Слободку. В Слободке тоже были свои трудности, главным образом, вокруг применения системы «мусар», как и в Воложине. Сопротивление «мусару» привело в 1897 году к расколу в слободкинской иешиве. Отколовшаяся часть скоро переехала в другое место, так что название «Слободка» осталась за иешивой Финкеля, хотя официальное название стало «Кнесес Исроэл» (Кнессет Исраэль), в отличие от «диссидентов», выбравших название «Кнесес бейс Ицхок» (Кнессет бейт Ицхак) и более похожий на иешивы Воложина.[1] Но и после раскола внутри «Слободки» были противники «мусара», и в 1901 году иешива снова оказалась на грани раскола. Определённую роль сыграло тяготение студентов к Гаскале и сионизму, с которыми боролся Финкель. В иешиве обнаружился сионистский кружок, и администрация закрыла его, в качестве оружия применялась угроза лишить звания раввина или не допустить его получения, а также препятствия к нахождению хорошей жены.[3][5]

К 1899 году в Иешиве было уже около 300 учеников, она стала одной из ведущих. В ходе Первой мировой войны иешива часть времени была закрыта, рав Финкель был арeстован немецкими властями, перезжал с места на место. Иешива восстановила уровень к 1920 году, после чего начался новый расцвет. Количество учеников дошло до 500.

В 1925 году правительство независимой Литвы поставило иешиву перед выбором: ввести светские предметы или потерять право на освобождение учеников от армии. Финкель не пошёл на компромисс, а открыл отделение иешивы в Палестине в городе Хеврон, куда переехала основная масса учеников и преподавателей, в том числе и сам Финкель, умерший в Иерусалиме в 1927 году.

В ходе печально известного погрома 1929 года в Хевроне 25 учеников было убито, и иешива переехала в Иерусалим.[1] В настоящее время в Хевроне действует музей, посвящённый погрому, и там на фотографиях видны студенты, одетые по европейской моде, даже с тросточками.

В Иерусалиме иешива продолжала действовать под названием «Хеврон». Исходная иешива в Слободке действовала до 1941 года, пока не была закрыта нацистами. Почти все ученики и преподаватели погибли в ходе Холокоста. В 1945 году иешива под тем же названием была создана в Бней-Браке, и существует и по сей день, пользуясь репутацией одной из самых сильных «литовских» иешив.[1]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Статья «Слободская иешива» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Трудно переводимое слово, обычное значение «надзиратель» (например, за кошерностью пищи), но здесь скорее заместитель по воспитанию, завуч.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Marc B. Shapiro. Early Life // Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy: The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg, 1884–1966. — London; Portland, Or.: Littman Library of Jewish Civilization., 1999. — P. 5-10. — 288 p. — ISBN 1-874774-52-8. [— ISBN 978-1-874774-91-4 (2nd ed., 2002).] — (англ.) Между миром иешив и современной ортодоксией. Жизнь и труды рабби Иехиэля Якоба Вайнберга, 1884–1966
  4. 4,0 4,1 Блазер, Исаак в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Эфрона.
  5. Дов Кац. «Спор о движении „мусар“». «Mahloket al Tnuat Musar» (Hebrew). Иерусалим.

Ссылки

  • Marc B. Shapiro Между Иешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966. = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966. — London. Portland, Oregon.: The Littman library of Jewish Civilization, 1999. — 283 с. — ISBN 1-874774-52-8
  • Статья «Слободская иешива» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Дов Кац Спор о движении «мусар». = Mahloket al Tnuat Musar (Hebrew). — Иерусалим.: 1972.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках