Эльдад hа-Дани

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск

Эльдад бен Махли hа-Дани (2-я половина IX в.), еврейский путешественник.

Он утверждал, что был гражданином независимого еврейского государства в восточной Африке, где проживают племена Дан, Ашер, Гад и Нафтали, и сам происходил из колена Дана (отсюда и его прозвище).

Выйдя из этого предполагаемого государства, Эльдад побывал в Вавилонии, Кайруане и Испании, устроив во всём мире большой переполох среди евреев своим рассказом о Потерянных десяти коленах, и правилами кошерного забоя скота, которые, по его утверждению, он привез из родной страны.

Записано не менее шести версий его рассказов.

Около 880 г. Элдад ха-Дани прибыл в Кайруан в Тунисе, а в 883 г. написал послание в общины Испании и затем отправился туда. Из ответа Цемаха бен Хаима, гаона Сурской иешивы в 889–898 гг. на запрос кайруанской общины следует, что до своего путешествия в Северную Африку Элдад ха-Дани побывал в Вавилонии.

По утверждению караимского ученого XII в. Иехуды бен Элияху Хадасси, Эльдад ха-Дани совершил два путешествия, первое — в Египет, второе — в Магриб.

Рассказы самого Эльдада hа-Дани о его путешествиях содержат множество приключений (кораблекрушение, плен у людоедов и «огнепоклонников», выкуп его за 32 золотых евреем из племени Иссахара).

Основная часть повествования Эльдада hа-Дани посвящена пропавшим коленам Израилевым. По его утверждению, даниты вместе с коленами Нафтали, Гад и Ашер создали свое государство в восточной Африке около Красного моря), окруженное страной Куш (Эфиопией). Их земля называлась Хавила — «страна золота» (ср. Быт. 2:11); ею управлял царь Аддиэль (Уззиэль). Жители страны говорили исключительно на священном языке (иврите). Их галахическая традиция напрямую восходила к Моше и Иеhошуа бин Нуну.

Эльдад hа-Дани также упоминает, что поблизости жили «сыны Моисея» (бней Моше), отделенные рекой Самбатион. Так как в будни река течет бурным потоком и ее невозможно переплыть, а в субботу, когда она останавливает воды, переход ее был бы нарушением Закона, они могли общаться друг с другом, лишь находясь на разных берегах.

Колено Иссахара, согласно сведениям Элдада ха-Дани, — независимое кочевое скотоводческое племя. К югу от него располагалось колено Звулуна, занимая земли, которые простирались от Армении по реке Евфрат. «За горами Парана» жило колено Реувена.

Колено Эфраима и половина колена Менашше находились в «горах Нагед» в «стране Мака» (Южной Аравии) и были очень воинственны. Храброе и воинственное колено Шим‘она и вторая половина колена Менашше пребывали в земле хазар и собирали дань с 25 царств, в том числе и мусульманских.

Во время пребывания Элдада ха-Дани в Кайруане местные евреи записали с его слов и отослали гаону Цемаху подробное описание хилхот шхита и трефа. Источники этих оригинальных законов неизвестны. Часть из них близки к караимским нормам, однако многие обнаруживают очевидное знакомство с элементами талмудического права, а также некоторое мусульманское влияние. Несмотря на то, что практически все халахот Элдада ха-Дани не были приняты средневековыми раввинистическими авторитетами, многие цитировали их с большим уважением (Раши, Ашер бен Иехиэль, тосафисты /см. Тосафот/), да и сам гаон рабби Цемах в своем ответном послании (см. выше) не отрицал возможности существования различных версий халахот. На Элдада ха-Дани ссылались Хисдай Ибн Шапрут в послании к хазарскому царю, рабби Иехуда Ибн Курайш (9 в.), рабби Аврахам бен Моше бен Маймон (1186–1237, сын Маймонида) и др. Однако Аврахам Ибн Эзра и рабби Меир бен Барух из Ротенбурга считали Элдада ха-Дани лжецом.


Несмотря на явно аггадический характер рассказов Элдада ха-Дани и богатую фантазию автора, они были, по-видимому, основаны на вполне реальных исторических прецедентах независимого существования еврейских государств в период средневековья, в числе которых, видимо, были Хазария, фалашские княжества (см. Эфиопские евреи) и последнее Химьяритское государство Ю. Зу Нуваса (начало 6 в., см. также Химьяр). Целью Элдада ха-Дани, очевидно, было поднять дух евреев, живших в диаспоре под властью правителей-иноверцев, рассказами о свободной и независимой жизни десяти колен Израилевых и пробудить в них мессианские надежды. Его рассказы должны были опровергнуть утверждения христианских теологов о невозможности еврейской независимости после разрушения Второго храма.


Вопрос о происхождении самого Элдада ха-Дани до настоящего времени является причиной научных споров, основанных преимущественно на построениях спекулятивного характера. Элдад ха-Дани использует иврит (а не арамейский язык) и халахот, не нашедшие отражения в Талмуде. Это означает, что он не мог принадлежать к еврейским общинам Вавилонии, Эрец-Исраэль, Северной Африки или Испании. Высказывались предположения о том, что он эфиопский еврей или еврей из прикаспийских регионов иудейской Хазарии. Наиболее аргументирована гипотеза (основанная на анализе особенностей его иврита) о принадлежности Элдада ха-Дани к йеменским евреям, проживавшим в северном районе Наджран (см. Йемен).


Впервые рассказы Элдада ха-Дани были опубликованы в Мантуе в 1480 г., а затем издавались несколько раз по различным рукописям, значительно отличающимся друг от друга. Наиболее полное критическое издание текстов рассказов Элдада ха-Дани было осуществлено в Пресбурге (ныне Братислава) в 1891 г. рабби А. Эпштейном (1841–1918). Повествование Элдада ха-Дани переводилось на многие языки, в том числе на идиш (Фюрст, 1769; Вильно, 1849) и русский (в книге П. Марголина «Три еврейских путешественника IX–XII столетий», СПб., 1881).

Источники

Литература

  • Metz in "Das Jüdische Litteraturblatt," 1877, No. 41
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация