Санhедрин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Данная статья недостаточна и требует существенного дополнения.
Вы можете помочь развитию Ежевики, расширив и улучшив эту статью. Это можно сделать на основании аналогичных статей в ЕЭ Брокгауз-Ефрон, ЭЕЭ, Российской ЕЭ или соответствующих статьях в Английской или Ивритской Википедии (см. ссылки в колонке слева) |
Синедрио́н (ивр. סנהדרין, Санхедри́н; греч. συνέδριον, букв. «совместное заседание») — в Древней Иудее — высший судебный орган в каждом городе, состоявший из 23 человек.
Содержание |
Малый Синедрион и Великий Синедрион
В отличие от обычного суда из трёх человек, малый Синедрион из 23 человек имел право проводить уголовные процессы с казнью или поркой[1], смертный приговор требовал большинства не менее, чем в два голоса, и выносился обязательно наутро после завершения дела. Множество нарочито строгих процессуальных требований делал смертный приговор довольно редким.[2] Существенным требованием для смертного приговора было наличие Великого Синедриона при Храме.
В Иерусалиме существовал также Великий Синедрион — высшее государственное учреждение (совет) и высший судебный институт иудеев, состоявший из 71 члена[3]. По своему составу синедрион представлял собой вид аристократического сената, члены которого назначались, по-видимому, кооптацией из учеников членов Синедриона, членами могли являтся коэны, левиты или евреи с родословной. Прозелиты не допускались.[4] Председателем Синедриона был «наси» (ивр. נשיא), созывавший собрания, им мог быть первосвященник. Местом собрания был зал (ивр. Lishkat AGazit=Зал из тёсаных камней)[5] при Иерусалимском храме[6], но в особенных и крайних случаях собирались в доме «наси».[7].
Согласно Талмуду уже за сорок лет до разрушения Храма Синедрион покинул Храм[8][9], и казни прекратились, хотя поздний комментарий к Талмуду не исключает, что в отдельных случаях Синедрион возвращался на место[10]. Синедрион, по Талмудическому преданию 10 раз сменил место пребывания.[11]
По разрушении Иерусалима Синедрион был уже не судилищем, а школой или академией Закона. Последний глава Синедриона, Гамалиил V, при Феодосии II был лишён всех прав, и с его смертью в 425 г. исчез последний след древнего Синедриона.
Обсуждению Синедриона подлежали важнейшие дела (менее важные решались в низших судилищах, которые были в многих городах), например вопросы о войне и мире, о замещении правительственных должностей, установление календаря, учреждения богослужебные, суждения о дееспособности священников, дело о ложном пророке, о расширении Иерусалима, перестройке Храма, суд над целым городом и т. п. Влияние Синедриона простиралось и на царя. Хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе Синедрион удерживал свою судебную власть и касательно царя. Без его согласия царь не мог начинать войны. До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя.
Синедрион и христианство
Синедрион в Новом Завете
Согласно Новому Завету, Синедрион во главе с первосвященниками Анной и Каиафой осудил на смерть Иисуса Христа; этот приговор, после первоначальных колебаний, был утверждён римским прокуратором Понтием Пилатом.
Среди членов Синедриона были люди, с симпатией относившиеся к Христу и канонизированные в христианстве: Новый Завет называет Никодима, Иосифа Аримафейского и Гамалиила. Последний был учителем апостола Павла.
Исторических подтверждений, что Гамалиил присутствовал в синедрионе на суде Христа мы не находим, но можем лишь предполагать.
Иисус в талмудических источниках
Талмудические места об Иисусе обычно подвергались в христианских странах цензуре или самоцензуре. В Талмуде Иисус называется Ешу, по-видимому, из-за того, что на севере Палестины гортанная буква «айн» не произносилась, так что последнее «а» исчезало.[12] [13] Вторая буква «хей», которая есть в имени «Иеошуа» (Иисус Навин) могла отсутствовать и в написании, как в варианте написания в книге Нехемии(Неем.8:17): Иешуа.
По разрозненным талмудическом источникам создаётся биография Ешу, резко отличающаяся от евангельского. По Талмуду, он родился от внебрачной связи его матери с неким человеком по имени Пандира[14] , что повторял в своих нападках на христианство Цельса. Ешу был учеником р. Иеошуа бен Перахия, бежал вместе с ним в Египет [15], откуда он вывез приёмы колдовства.Вавилонский Талмуд, Талмуд осуждает р. Иеошуа бен Перахия, что он слишком сильно оттолкнул ученика после ссоры.[16] Слово Евангелие Талмуд пишет через букву «айн», что нехарактерно для заимствованных слов, и видимо, переводит как «листы греха» (авон гилаён).[17] Суд над Ешу в Талмуде происходит перед судом Санхедрина, римляше не упомянуты, казнь - побиение камнями за совращения на идолопоклонство вместе с пятью учениками.[18]. Единственные совпадающие детали: время Песаха и имя одного ученика: Маттай. По-видимому, по Талмуду годы жизни Ешу: от 89 год до нового летоисчисления и до 53 до н.л. Ивритская Вики.
Иисус в современных еврейских источниках
В новое время некоторые еврейские историки как David Flusser (Давид Флюссер) и Hyam Maccoby (Хиам Маккоби) пытались произвести реконструкцию событий ближе к Евангелиям. Они отмечали тенденцию евангелистов доказать, что Ешу отверг еврейский закон, в т время как по самим деяниям, этого практически не видно. Флюссер объяснил почти все нарушения Галахи у евангельского Иисуса, как мнимые нарушения. Другая тенденция евангелистов - оправдывать римлян и осуждать евреев, объясняется упомянутыми историками политическими соображениами - стремлением получить легитимацию христианства у римских властей.
Подробное исследование процесса над Иисусом проделал известный израильский юрист Haim Cohen (Хаим Коэн, был министром юстиции и членом Верховного суда). Отметив всевозможные нарушения процессуальных норм в суде, как он описан в Евангелиях (самооговор, отсутствие свидетелей, ночное время и др.), он пришёл к выводу, что Санхедрин оправдал Иисуса. Отклонения от процедуры, по его теории, были сделаны, чтобы спасти Иисуса от казни.[19][20] Хаим Коэн отвергает как неосновательную и апологетическую версию, что Синедрион того времени был в руках саддукеев, что, согласно свидетельству Талмуда иемло место в определённые исторические периоды.[21]
Попытки восстановления Синедриона
В XVI веке рабби Jacob Berab (рав Яаков Берав) сделал неудачную попытку восстановления раввинской ординации (Смиха) и Синедриона в Цфате.
При Наполеоне I в Париже заседал Великий Синедрион (фр. le Grand Sanhedrin, 9 февраля 1807 — 9 марта 1807), включавший как раввинов, так и мирян, как консультативный орган по разработке гражданского законодательства Франции, касающегося евреев.
Осенью 2004 группа раввинов объявила в израильском городе Тверии, где был распущен исторический Синедрион, о восстановлении этого органа в составе 72 человек. Бо́льшая часть членов нового Синедриона анонимна, однако его председатель и ещё 7 членов несколько раз делали публичные заявления. Этот Синедрион, однако, не признаётся ни правительством Израиля, ни большинством иудейских общин в мире. Среди приверженцев традиционного иудаизма сам факт его существования малоизвестен.
Примечания
- ↑ Талмуд. Мишна трактата Санхедрин 1:5
- ↑ Мишна Макот, конец
- ↑ По образцу собрание, собраного Моисеем в книге Чисел 11:16
- ↑ Мишна Санхедрин
- ↑ Мишна Мидот 2:8
- ↑ По стиху из Второзакония 17:8
- ↑ Mф. XXVI, 3; Иоан. XVIII, 24
- ↑ Трактат Шабат 15А
- ↑ Трактат Авода Зара 38Б
- ↑ Тосфот к Санхедрин 14Б
- ↑ Тракта Рош Ашана 31А, там же одоночное мнение, что только 6
- ↑ Иерусалимской Талмуд, Берахот, глава 2, 16Б
- ↑ Вавилонский Талмуд, Эрувин 53А
- ↑ Вавилонский Талмуд, Шабат 104Б
- ↑ Вавилонский Талмуд, Санхедрин 107Б
- ↑ Вавилонский Талмуд, Шабат 104Б
- ↑ Вавилонский Талмуд,Шабат 116Б
- ↑ Вавилонский Талмуд, Санхедрин 43А
- ↑ Суд над Иисусом: взгляд Хаима Коэна
- ↑ Хаим Коэн. Иисус - суд и распятие. Иерусалим: Иерусалимский издательский центр, 1997. С. 374.
- ↑ Вавилонский Талмуд Санхедрин 52Б
|
||
---|---|---|
События | Страсти Христовы: Арест Иисуса Христа • Поцелуй Иуды • Отречение апостола Петра • Суд Пилата • Бичевание Христа • Крестный путь • Распятие Христово • Слова Иисуса на Кресте | |
Места | Гефсиманский сад • Синедрион • Голгофа | |
Иисус и ученики | Иисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иоанн Богослов • Апостол Пётр • Апостол Марк • Иуда Искариот • Жены-мироносицы | |
Иудеи | Ирод Антипа • Каиафа • Анна • Малх • Раба придверница • Варавва • Симон Киринеянин • Агасфер • Благоразумный и безумный разбойники | |
Римляне | Понтий Пилат • Клавдия Прокула • Сотник Лонгин | |
Предметы | Орудия Страстей: Терновый венец • Риза Господня/Бесшовный хитон • Животворящий Крест • Титло INRI • Копьё Лонгина • Святой Грааль | |
Иконография | Ecce Homo • Форма орудия казни Иисуса • Распятие (декоративно-прикладное искусство) |
ar:سنهدرين
bg:Синедрион ca:Sanedríeo:Sinedrioeu:Sanedrin fa:سنهدرین fi:Sanhedrinid:Sanhedrinja:サンヘドリン ko:산헤드린 lt:Sanhedrinas ms:Sanhedrin nl:Sanhedrin pl:Sanhedryn pt:Sinédrio ro:Sinedriu sv:Sanhedrin tl:Sanedrinzh:猶太公會