Руссо, Барухия
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Барухия Руссо (в другой транскрипции Берехия, Брухия, Берахия, Брухия. после принятия ислама - Осман-баба- еврейский каббалист, саббатианец, живший в Салониках, руководитель секты дёнме. Считал себя воплощением Шабтая Цви и Мессией. Умер в 1720 или 1721 году.
Биография
Его дедом был Иосиф Философ, отец последней жены Шабтая Цви, а отцом - Якоб Керидо, основатель секты дёнме. Когде в 1690 Якоб Керидо умер после паломничества в Мекку, Барухия принял на себя руководство сектой.
Приняв ислам, Барухия вззял себе имя Осман-баба, типичное для суфийских орденов. Барухия Руссо считается наиболее радикальным лидером дёнме. Он выдвинул тезис, что Высшее божество не несёт никакой ответственности за Творение. Он ввёл понятие Торы мессианских времен (тора де-ацилут) - особом своде законов, когда всё становится наоборот. 36 запретов Торы из категории керитот (наказуемые) превращались по терии тора де-ацилут в позитивные деяния. В частности, по его учению, в этот список входили сексуальные запреты, оргии и инцест, потребление запретной пищи. Он организовывал многочисленные празднества. Многие элементы учения Барухии появились под влиянием суфийского ордена Бекташи, c которым община дёнме находилась в дружеских отношениях.
Несмотря на его позицию, большинство саббатианцев предпочитало сохранять приверженность еврейской религии и, хотя бы внешним образом, придерживаться предписаний ортодоксального иудаизма; они осуждали радикальные призывы к нарушению заповедей и предпочитали философские и каббалистические интерпретации саббатианства в духе Натана из Газы или Мигеля Кардозо.
Последователи Якоба Керидо составляли измирскую группу дёнме измирлар, позднее последователи Барухии Руссо отделились в особую группу Каракашлар (на турецком — чернобровые). Более умеренные саббатианцы составляли другие группы дёнме, которые отвергали позиции Барухии Руссо и не общались с каракашлар.
Влияние
Могила Барухии Руссо стала объектом почитания и паломничества. Последователем Барухии Руссо считал себя Якоб Франк, считавший себя "третьим" мессией - после Шабтая Цви и Барухии Руссо. После смерти Барухии община в Салониках оставалась без лидера, и Франк претендовал на место главы общины, однако не был принят.
Литература
- Harris Lenowitz. The Jewish Messiah from the Galilee to Crown Heights 1998
- Harris Lenowitz (translator) Sayings of Yakov Frank: Berkeley: Tzaddikim: 1978: ISBN 0-917246-05-5Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.