Искусственное оплодотворение - подход иудаизма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 25/03/2010


Иудаизм относится к «искусственному оплодотворению» (научное название - «экстракорпоральное оплодотворение», ЭКО) в целом положительно, считая его важным инструментом для решения проблем, которые не могут быть решены другими способами.


Содержание

Различие мнений - отсутствие окончательно закремленной нормы

Однако при этом по многим конкретным вопросам в этой области в иудаизме не существует однозначного или окончательного мнения.

(Следует учитывать, что ортодоксальный иудаизм не является сегодня централизованной религией, и нет органа, выносящего окончательное решение. Каждый авторитетный раввин (со статусом "посек") может принять собственное решение, которое он считает нужным. В конечном итоге, когда формируется консенсус, принятое решение считается окончательным. Но пока консенсуса нет, различные раввины имеют разную точку зрения. По вопросу искусственного оплодотворения, - ввиду того, что этот вопрос возник совсем недавно - консенсус еще не достигнут, хотя основные линии решения прослеживаются[1].)


доводы «за»

Иудаизм учитывает в вопросе об ЭКО следующие доводы «за»:

  • Необходимость помочь в выполнении заповеди «плодись и размножайся».
  • Обязанность оказывать добро людям, в частности, облегчать страдания бесплодных пар.
  • Спасение семьи, цельности которой угрожает бесплодие.

Возникающие проблемы рассмотрены ниже.

ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее

ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее (т.е. искусственная помощь оплодотворению жены от спермы мужа) разрешаются практически всеми религиозными авторитетами. В частности, такие ведущие авторитеты, как р.Овадия Йосеф[2] и р.Шломо Горен[3] дали разрешение на ЭКО для пар, не могущих обычным способом выполнить заповедь. Но есть и такие авторитеты,которые запрещают это (р. Э. Вальденберг [4]).

Проблемы донорской спермы

Если мать замужем – то нет ли здесь супружеской измены?

Поскольку при оплодотворение донорской спермой женщина рожает от спермы другого мужчины, то не может ли это считаться эквивалентным супружеской измене?

В этом вопросе признано, что это не так, т.е. супружеской измены нет, т.к. супружеская измена – это только интимные отношения женщины с посторонним мужчиной, а искусственное оплодотворение не является интимными отношениями.

Соответственно, в отношении ребенка, который рождается у замужней женщины в результате искусственного оплодотворения спермой, взятой не от ее мужа, нет никакой проблемы мамзера.

Кого считать отцом ребенка, и как предотвратить близкородственные браки

Кого считать отцом ребенка, родившегося в результате технической процедуры?

Проблема отцовства важна не только в социальном плане (воспитание и социальная ответственность - всеми признано, что в результате донорства спермы социальных отношения отцовства не возникает), но в том плане, что человек не может, например, женится на своей сводной сестре. И если от данного донора спермы рождаютя еще какие-то дети, то им нельзя между собой жениться.

Считается возможным оплодотворение спермой родственников мужа. В этом случае имя донора может быть известно, и дети-родственники не вступят в запрещенный брак. (Донорство спермы обычно бывает анонимным, чтобы в семье не возникало психологических проблем из-за этого. Но в некоторых случаях - как, например, донорство спермы родственников мужа - оно может быть не анонимное).

В целом считается, что для того, чтобы предотвратить брак между родственниками, желательно сделать оплодотворение не-еврейской спермой[5][6][7].

Проблемы суррогатного материнства

Кому принадлежит ребенок

Большинство религиозных авторитетов считает, что материнство устанавливается процессом беременности, а НЕ оплодотворением яйцеклетки. Соответственно, матерью будет считаться та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), а не та, у которой была взята яйцеклетка[8][9][10][11].

Здесь может возникнуть социальная проблема: даже если заранее было заключено соглашение о том, что суррогатная мать передаст ребенка донору яйцеклетки, - это соглашение не может ее обязывать, поскольку соглашение об отказе от родительских прав не может быть заключено заранее. В связи с этим договоры о суррогатном материнстве составляются так, чтобы суррогатная мать в случае отказа передать ребенка (а она имеет на это право) не получала оплаты, или даже платила какие-то штрафы.

Проблема национальности ребенка

Если матерью считается та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), то национальность ребенка (которая в еврейской традиции считается по матери) определяется по национальности суррогатной матери, а не по национальности донора яйцеклетки.

В связи с этим, некоторые религиозные авторитеты запрещают создание ситуации, когда донор яйцеклетки не еврейка, а рожает еврейка, или же наоборот[12]. но другие разрешают это.

Есть также точка зрения, что материнство устанавливается по родам, а еврейство по донору яйцеклетки (р. Шабтай Раппопорт[13]).

Если мать не замужем – то не приводит ли такое рождение ребенка к разрушению института традиционной семьи?

Хотя такая угроза есть, большинство религиозных авторитетов полагают, что, даже если женщина не замужем, то ее право иметь детей – это более основополагающее право, чем те угрозы традиционной семье, которые при этом возникают, и поэтому разрешают незамужней женщине завести детей таким образом.

См. также

Иудаизм об ЭКО в Википедии

Ссылки

  1. Jewish Medical Ethics series (2 volumes). Editors: Rabbi Mordechai Halperin, MD, Prof. Shimon Glick, MD, and Rabbi David Fink, PhD. Volume 2, pages 162-171, by R.Mordechai Halperin.
  2. R. Ovadia Yosef, Unpublished responsa, Techumim 1, (1980), p.287
  3. R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984
  4. Rabbi E. Waldenberg, "In-Vitro Fertilization: A Medical-Halachic Discussion",Assia 33 (1982),pp.5-13
  5. R. Moshe Feinstein, "Responsa Iggerot Moshe", Even Ha'ezer 2:11, pp 322-324
  6. R. Shlomo Z. Auerbach "Artificial insemination", Noam 1,(1958), pp145-166
  7. M. Drori "Artificial Insemination and The Law of Adultery": Halachic Viewpoints, Torah u-Madda 10 (1984), pp.28-36, note 50
  8. Rabbi E. Waldenberg, "Tzitz Eli'ezer, 20:49
  9. R.Y.Sh.Elyashiv, in "Nishmat Avraham 4 (Even Haezer),2:2"
  10. R.Z.N.Goldberg,"Fetal implant", "Techumim" 5(1984), pp248-259;269-274; R. Moshe Kilav, ibid.pp.260-267
  11. R Y.M. Ben-Meir,"In-Vitro Fertilization: The legal Relationship of the Embryo and the Surrogate Mother", Assia 41 (1986),pp.25-40
  12. R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984
  13. Whose child, what faith? Rabbi Shabtai A. Rappoport
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация