Исраэли, Ицхак бен Шломо
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Ицхак бен Шломо Исраэли | |
יצחק בן שלמה ישראלי | |
Род деятельности: |
Врач, еврейский философ |
---|---|
Дата рождения: |
855 год |
Место рождения: | |
Подданство: |
Держава Фатимидов |
Дата смерти: |
955 год |
Место смерти: |
Исраэли (точнее Исреэли) Ицхак бен Шломо (855?, Египет, – 955, Кайруан), врач и философ.
Медицина
Был врачом-окулистом примерно до 50-летнего возраста, когда оставил Египет и переехал в Кайруан. Там Исраэли изучил другие отрасли медицины, а затем стал придворным врачом Убайд Аллаха ал-Махди, первого халифа из династии Фатимидов.
Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. – умер не ранее 955 г.) и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке.
Его лекции привлекали множество слушателей, а труды о лихорадочных заболеваниях (пять книг), о лекарствах и пищевых продуктах (в четырех частях), о моче и противоядиях, о пульсе и другие переведены на иврит (сохранились лишь в списках) и латинский язык.
В Западной Европе, где некоторые университеты включили труды Исраэли в переводе на латинский язык в курс медицинского обучения, его авторство стало известно лишь в XVI в. (до тех пор их автором считался переводчик, монах XI в. Константин Африканский).
Философич
Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. Из его философских трудов, большинство которых переведено с арабского на иврит и латинский язык, наиболее известен «Китаб ал-худуд» (на иврите «Сефер hа-гвулим» — «Книга определений»). В нём автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям.
Об этом труде, а также о всеобъемлющем философском сочинении Исраэли «Китаб ал-устукусат» (на иврите «Сефер hа-иесодот» — «Книга о первоэлементах») Маймонид отзывается пренебрежительно, как, впрочем, и о произведениях других неоплатоников.
Среди сочинений Исраэли имеются труды по метафизике, логике, о различии между духом и душою, и другие. Философия Исраэли связывает мистицизм неоплатоников с еврейской эсхатологией. Исраэли считает, что различные ступени реальности — это ряд эманаций интеллекта — результата соединения созданных Богом первичной материи и первобытной формы (автор называет ее также «мудрость»).
Душе человека присуще стремление соединиться с высшим сиянием мудрости. Достигая этой ступени, душа испытывает блаженство рая, в ад же попадает душа, не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира.
Исраэли вел интенсивную научную переписку с Са‘адией Гаоном. Влияние мировоззрения Исраэли можно обнаружить у Ш. Ибн Габирола, у И. Ибн Цаддика, а также у ранних каббалистов Жероны. Некоторые исследователи приписывают Исраэли философский комментарий к книге Бытие.
Источники
- КЕЭ, том 3, кол. 916–917
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Исраэли Ицхак бен Шломо в ЭЕЭ