Психология (еврейский аспект)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Психология.
Содержание |
В Библии и в Талмуде
Человеческое поведение со всеми его загадками и детерминирующая его душевная жизнь пробудили интерес у евреев так же рано, как и у других народов.
В Библии и Талмуде содержатся многочисленные упоминания психических аномалий и расстройств (см. Медицина) в основном в контексте связанных с ними ритуальных и правовых проблем.
В талмудической и мидрашистской литературе
В талмудической и мидрашистской (см. Мидраш) литературе наряду с этим часто обсуждаются вопросы, касающиеся различий в индивидуальном и групповом поведении в пределах психической нормы (например, Авот 2:4), оценок личностных качеств и роли привычек в их формировании (например, Иома, 27а), сновидений и их происхождения (например, Санх. 38а; Иома 27а) и многие другие проблемы, вошедшие впоследствии в предмет психологии.
В Торе
Общее объяснение душевной жизни и особенно поведения человека (причем не только с этической, но и психологической стороны), данное еще в Торе (например, Быт. 8:21) и сохраненное во всех последующих толкованиях, содержится в различении двух главных человеческих побуждении: иецер hа-ра (буквально `инстинкт зла` — нередко неудержимая склонность к греху) и иецер hа-тов (`инстинкт добра` — столь же сильное стремление к обузданию первой).
Эти начала не тождественны плоти и духу, дуализм которых в первоначальном иудаизме полностью отсутствует.
Человеку предоставляется свободный выбор между этими началами, но на него возлагается и ответственность за последствия своего выбора.
У средневековых еврейских мыслителей
Учение о душе у средневековых еврейских мыслителей базируется в основном на этой традиции, усложненной заимствованными у Платона, Аристотеля, гностиков и других философов элементами греческой мудрости (например, в каббале; у Маймонида, различавшего пять главных способностей души — питательную, чувствительную, воображательную, эмоциональную и рациональную как высшую способность творить и воспринимать идеи).
В философии нового времени
В процесс становления психологии как самостоятельной науки в философии нового времени крупный вклад внес Барух Спиноза.
Его учение об аффектах или страстях, которые, выражая неразрывное единство душевной жизни с телесностью человека, неустранимы даже при достижении через достоверное знание свободы, было едва ли не первой научной постановкой психологической проблемы.
В философии же, влияние которой на психологию и в дальнейшем оставалось преобладающим, были созданы ставшие отправной точкой для многих ведущих психологических школ концепции Г. Когена о мышлении и чувственности, А.-Л. Бергсона о длительности или конкретном времени, преодолевающем различие субъективного и объективного, Э. Гуссерля о конституирующей предметной интенциональности, Э. Кассирера, который одним из первых поставил перед наукой в качестве фундаментальной задачу изучения сложнейших психических явлений — сознания, отвлеченного мышления, произвольного акта, психической направленности и смысла, и ряд других.
Среди тех, кто подготавливал возникновение психологии как науки, связанной с медициной и биологией, были крупные немецкие физиологи Ю. Бернштейн (1839–1917), заложивший основы нейрофизиологии и автор актуальной до сих пор мембранной теории возбуждения, и Г. Мунк (1839–1912), положивший начало строго научному исследованию функций головного мозга; Ч. Ломброзо, одним из первых обратившийся к исследованию психологических черт индивидуума для объяснения асоциального поведения, и другие.
Вклад евреев в современную психологию
Вклад евреев в современную психологию (становление которой обычно относят к началу 20 в.) был, а во многом и остается беспрецедентным: из трех ведущих школ, определивших с самого начала лицо этой науки, основные направления исследований и наиболее важные достижения — психоанализа, гештальтпсихологии и бихевиоризма — две первые были созданы преимущественно учеными-евреями.
Так, в психоанализе не только З. Фрейд, но и его непосредственные предшественники И. Бернхейм (1840–1919), И. Брейер (1842–1925), а также почти все ближайшие сотрудники и ученики: А. Адлер, К. Абраhам (1877–1925), Ш. Ференци (Френкель, 1873–1933), А. Брилл (1874–1948), О. Ранк (1884–1939), Э. Фромм и многие другие были евреями.
То же в гештальтпсихологии, где ее основателю М. Вертхеймеру принадлежат ее главные концепции целостности структуры (гештальта) образов восприятия, целостности «видения» мышлением разрешаемой проблемы, и инсайта (понимания, интуиции) как необходимого условия успешного решения всякой задачи; К. Коффке — теория автохтонного, самопорождающего характера психических процессов, вытекающего из принципа образования целостных форм, а К. Левину — отличное от бихевиористского целостное истолкование индивидуального поведения и основы современных экспериментальных методов при изучении проблем запоминания, психологического замещения, фрустрации, уровня притязания личности и многое другое.
Создателем индивидуальной психологии, открывшей путь к изучению психических особенностей отдельного человека, был А. Адлер.
Ему принадлежит и ряд важных общепсихологических теорий, в частности, компенсации и сверхкомпенсации, согласно которой изначально присущее человеку чувство неполноценности полностью, а порой и с избытком компенсируется за счет богатых и разнообразных ресурсов, таящихся в глубине психики.
Первые психологические лаборатории были созданы во Фрайбургском (Германия) и Гарвардском (США) университетах Х. Мюнстербергом и в Кембриджском (Англия) университете Ч. С. Майерсом (1873–1946).
Они были основателями прикладной психологии (соответственно — психологии профессий и индустриальной психологии); их продолжателями в этой области были немецкий психолог О. Липпман (1880–1938), который одним из первых стал применять статистические методы при обработке результатов психологических экспериментов, а также психологические консультации при выборе профессий и В. Штерн (именно они основали в Берлине первый в мире Институт прикладной психологии и журнал «Прикладная психология»).
В. Штерн является и общепризнанным создателем дифференциальной психологии, а также автором фундаментальных работ по детской психологии.
Дифференциальная психология многим обязана Т. Адорно (особенно в области психологии характера и психологии личности), М. Хоркхаймеру (в частности, в области психологии семьи и исследования различных форм ложного сознания) и Карен Хорни (1885–1952), которая разработала психодинамическую концепцию, объясняющую психическую дискомфортность и неврозы разрывом между реальным положением индивида в обществе и его идеализированным представлением о себе.
Наряду с К. Левиным, К. Коффкой и В. Штерном крупный вклад в детскую психологию внесли Д. Кац, обнаруживший и описавший коренные отличия детской психики от психики взрослых, полностью или в значительной мере исчезающие в ходе индивидуального развития, которые создают серьезные трудности для интерпретации взрослыми поведения ребенка; Шарлотта Б. Бюлер (1893–1974), которая разработала, в частности, биографический метод в психологии и основы социальной психологию ребенка, Ф. Редль (1902-?), один из основателей психогигиены и психологии детской преступности, и другие ученые.
Психология мышления возникла во многом благодаря О. Зельцу (1881–1944?; погиб в нацистском концлагере), немецкому ученому, автору концепции продуктивного (творческого) и репродуктивного (моделирующего) мышления, которая открыла новые направления исследований в этой области и позднее была использована при компьютерном моделировании мыслительных процессов.
Среди основателей эмпирической психологии — голландский ученый Г. Хейманс (1857–1930), создатель первой в Нидерландах (при Гронингенском университете) лаборатории эмпирической психологии; педагогической психологии, психологии юношества, патопсихологии — австрийский психолог Т. Геллер (1869–1935); психологи творчества и гениальности — венгерский ученый Г. Ревес (1878–1955); психологии ощущений — датский психолог Э. Рубин (1886–1951), разработавший феноменологическую теорию зрительных, слуховых и тактильных ощущений; психологии профессий — Г. Фингерман (1890–1976), возглавивший исследования в этой области в Аргентине; психология личности почти целиком основана на работах З. Фрейда, Э. Фромма, Т. Адорно, Ш. Бюлер, В. Штерна, А. Адлера, К. Левина и других ученых-евреев.
У истоков социальной психологии стояли М. Лацарус и Х. Штайнталь, предпринявшие первую плодотворную попытку описания особенностей поведения и психических реакций не индивида, а больших коллективов.
Важными предпосылками становления современной социальной психологии стали отказ Э. Дюркгейма от господствовавшего до него в науке атомистического взгляда на общество как простую сумму составляющих его индивидов и его концепция психики и поведения человека как функции общезначимых коллективных представлений, возникающих на основе доминирующей системы общественных связей и типа культуры.
Э. Дюркгейму принадлежит также один из первых вариантов структурно-функционального подхода в психологии и социологии, введение в научный оборот фундаментального понятия «аномия» для характеристики психики и поведения, типичных в условиях социальных кризисов и ослабления социальной регламентации и многое другое.
В социальной психологии основополагающими стали также исследования Л. Леви-Брюлем специфичности коллективных представлений и их структурообразующей роли в каждом обществе; концепция К. Леви-Строса о коллективно-бессознательном и первичных структурах сознания; теория «групповой динамики» К. Левина; концепция «социального характера» Э. Фромма; работы З. Фрейда, касающиеся роли бессознательного в индивидуальном и коллективном поведении; исследования Т. Адорно и В. Беньямином изменений характера и психических реакций человека в «управляемом» обществе и многое другое.
Оригинальный вклад в социальную психологию внес французский ученый И. Мейерсон (1888–1983; сын Э. Мейерсона), один из основателей психологии искусства и создатель так называемой сравнительно-исторической психологии, которая, рассматривая все формы и продукты человеческой деятельности и творчества (язык, искусство, мифологию, религию, мораль, науку, право, технику, материальную культуру, социальные и государственные учреждения и т. д.) как объект выражения психических функций, предлагает изучать психику человека через ее историю, воплощенную в мире его творений.
Бурное развитие после Второй мировой войны в США социальной психологии (как и других наук, во многом благодаря эмиграции из Германии и других европейских стран спасавшихся от нацистов ученых, главным образом еврейского происхождения) сопровождалось ее превращением из одного из многих разделов психологии в ведущую, наряду и в тесной связи с социологией, прикладную социальную науку.
Решительно изменилась в ней философская и ценностная ориентация: свою главную задачу она стала видеть в гуманизации человеческих отношений, выявлении факторов, способствующих и препятствующих достижению этой цели.
Этот поворот произошел прежде всего благодаря появлению, наряду с психоанализом и бихевиоризмом, так называемой «третьей силы» в американской психологии — экзистенциальной или гуманистической психологии.
Ее основатели, эмигрировавший из Германии психолог В. Вольф (1904–1957) и особенно Шарлотта Бюлер (см. выше), первый президент Международной ассоциации гуманистической (экзистенциальной) психологии, решительно выступили против абсолютизации объективных методов в изучении душевной жизни (ведущих, по их мнению, к непозволительно упрощенному, дегуманизирующему и дезинтегрирующему толкованию человеческого поведения) и сформулировали принципиально новый подход к личности как к некоторой целостности, уникальности и идентичности.
В дальнейшем гуманистическая психология плодотворно развивалась А. Маслоу (1908–1970), автором концепций самоактуализирующейся, психически здоровой личности, иерархической теории человеческих мотивов, теории мотивационной структуры и ряда других.
Концептуально с этим направлением связаны получившие широкий резонанс исследования личностно-психологических аспектов тоталитаризма, начатые Т. Адорно вместе с Эльзой Френкель-Брунсвик (1908–1958, в США с 1938 г.), предложившей первую психологическую модель «авторитарной личности» (ее доминантной психической чертой, на которую опирается всякий тоталитаризм, является, согласно этой модели, «нетерпимость к неоднозначности», проявляющаяся в сверхупрощенном восприятии событий внешнего мира и личных отношений, в неумении видеть при моральных оценках промежуточные состояния между абсолютно положительным и абсолютно отрицательным, нюансы и оттенки и т. д.).
Весьма близка к этой модели влиятельная в американской психологии теория агрессивности Л. Берковитца (родился в 1926 г.), которая связывает агрессивное поведение с фрустрацией.
По Л. Берковитцу, открытое агрессивное поведение, провоцируемое чувством гнева, в свою очередь обусловленным неосуществившимися ожиданиями, бывает направлено не только на действительных или мнимых виновников неудачи, но и на всех, кто ассоциируется с ними по тем или иным, чаще всего этническим, признакам.
Широкую известность получили также исследования Г. Горнстейном (родился в 1938 г.) альтруизма, выявившие зависимость между вероятностью оказания бескорыстной помощи незнакомому человеку и интерпретацией его в терминах принадлежности к своей или чужой группе; теория аккультурации (процесса восприятия одним народом культуры и ментальности другого народа), разработанная этнологом и психологом М. Д. Херсковицем; работы А. А. Гольденвейзера (1880–1940) в области психологии истории и культуры; М. Розенберга (родился в 1925 г.) — в области психологии международных отношений; П. Ф. Лазарсфельда (1901–1976) — в эмпирической психологии, в частности, применительно к проблемам массовой коммуникации и механизмов электоральной борьбы; К. Прибрама — в области использования кибернетических схем для объяснения фактов поведения.
В психолингвистике важное значение имели работы Э. Сепира; в психологии пропаганды — Л. Фестингера; в психологии общественного мнения — Д. Каца (1903–?); в психологии религии — С. Клауснера; в психологии потребностей — Б. Берелсона (1912–79); в когнитивной психологии — Д. С. Брунера (родился в 1915 г.); в психологии стрессов — Р. Лазаруса (родился в 1922 г.); в психологии утомления — Э. Симонсона; в психологии фобий — Д. Леви; в психологии алкоголизма — Эдит Лисански.
В разработку широко применяемого в США метода тестирования способностей крупный вклад внесли нейропсихолог К. Гольдштейн (1878–1965; в США с 1930-х гг.), один из создателей широко применяемого теста Гольдштейна-Шерера; Д. Векслер (1896–1981), который разработал наиболее точные методы количественного определения психических свойств, в частности, интеллектуальности (общепризнанные преимущества его тестов обычно связывают с концепцией, утверждающей существенную роль в показателях интеллектуальности, наряду со способностью к оперированию символами и абстракциями, также волевых и других нерациональных факторов).
В дореволюционной России
В дореволюционной России в становлении психологии евреи почти не принимали участия. Исключения составляют, по-видимому, лишь С. Франк, чья философская концепция личности повлияла на направление деятельности основанного в 1912 г. Г. И. Челпановым Московского психологического общества, М. М. Рубинштейн (1878–1953), начавший еще до революции исследовать проблемы детского и подросткового мышления (см. также Педагогика) и М. О. Гуревич (1878–1953), психиатр, результаты исследований которого в области мозговых механизмов сложных движений были использованы также в психологии.
В конце 19 в. – начале 20 в. в России, однако, широко переводились и изучались, способствуя созданию основ русской психологической науки, работы М. Лацаруса, А. Адлера, Э. Б. Титченера, Г. Мюнстерберга, З. Фрейда, В. Штерна, О. Липпмана и других.
В советскую
Наиболее крупный вклад в советскую психологию внесли С. Рубинштейн и особенно Л. Выготский, который всего за 10 лет научной работы не только создал крупнейшую в Советском Союзе школу (его учениками были почти все ведущие советские психологи — А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин /1902–1988/, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и многие другие), но и обогатил мировую психологию идеями и концепциями, которые до сих пор питают ее развитие: в общей психологии это культурно-историческая теория формирования высших психических функций человека, оказавшая немалое влияние на школу Ж. Пиаже; в детской психологии — теория сензитивных периодов в психическом развитии ребенка и многое другое; в психологии деятельности — теория интериоризации в структуре психики и высших психических функций логики практических действий; в психологии воли — начало исследований процессов формирования в фило- и онтогенезе механизмов произвольных действий; в психофизиологии — современная концепция локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга; в психологии речевой деятельности, ныне психолингвистике, — раскрытие психической основы синтаксической специфики внутренней речи; в педагогической психологии — теория зон ближайшего развития. Л. Выготский заложил также основы изучения знаковых продуктов психической деятельности, оказал сильное влияние на патопсихологию, дефектологию, социальную психологию и ряд других разделов психологии. Важный вклад в развитие советской психологии также внесли: Д. Г. Элькин (1895–1983) в области психологии восприятия времени, теории темперамента и условных реакций в структуре волевого акта; Н. А. Бернштейн (1896–1966), основатель нового направления в психофизиологии — физиологии и психологии активности; В. С. Мерлин (1898–1982) в детской и педагогической психологии, в частности, в раскрытие психологических различий устной и письменной речи; Блюма Вольфовна Зейгарник (1900–1987), чьи исследования в области психологии памяти получили всеобщее признание в мировой науке («эффект Зейгарник»), основательница новой отрасли психологии — экспериментальной патопсихологии; Рахель Боскис (1902–76), детский патопсихолог, участвовавшая в создании советской дефектологии; П. Я. Гальперин, автор фундаментальной теории умственных действий, в 1980-е гг. один из главных советских авторитетов в области психологических проблем компьютеризации и программированного обучения; А. Р. Лурия (см. выше); Г. З. Рогинский (1903–57) в области зоопсихологии; Д. Б. Эльконин (1904–84) — в детскую и педагогическую психологию, психологию игры и т. п.; К. М. Гуревич (родился в 1906 г.) — в дифференцированную психологию, особенно в область индивидуальных психофизиологических различий; Роза Евгеньевна Левина (1908–89) — в детскую психологию и патопсихологию, где ей принадлежит теория психических механизмов нарушений чтения и письма; А. С. Лейтес (родился в 1918 г.) — в возрастную психологию; Эсфирь Соломоновна Бейн (1907–81) — в патопсихологию, особенно в область сенсорной афазии; С. Г. Геллерштейн (1896–1967) — в психологию труда и профессий; Л. М. Шварц (1902–41) — в ряд разделов теоретической и экспериментальной психологии; Л. Н. Ланда (родился в 1927 г.), Л. Б. Ительсон и другие — в психологию программированного обучения; М. Г. Ярошевский (1915–2001) — в историю психологии, и многие другие ученые.
Политика второй половины 1980-х — перестройка и гласность — стимулировала расцвет российской психологии. В ней появились новые имена и направления: Л. Гозман выдвинулся в социальной психологии, Н. Гришин — в психологии конфликта. Гораздо свободнее стали обсуждать психологию либидо и юношескую психологию (И. Кон). После долгого молчания вспомнили русский и психоанализ — почти целиком еврейские области психологии.
В еврейском ишуве Эрец-Исраэль и позднее в Государстве Израиль психология была важнейшей из гуманитарных дисциплин, тесно связанной с общинным и государственным строительством. Установка на то, что, совершив алию, галутный еврей должен изменить свою сущность, а главное, воспитать детей достойными свободного общества, в котором они живут, создавала постоянную напряженность, связанную с противоречиями еврейско-израильского самосознания (см. Кнааним). Изменение образа жизни и характера труда вследствие алии, постоянная военная угроза, тесное взаимодействие различных этнокультурных групп создавали специфические психологические проблемы израильской жизни. С 1960-х гг. в стране существенно возросло значение специальных психологических служб и профессиональных психологов в разных сферах общественной жизни — системе образования и воспитания, армии (см. Цахал), социальных службах, системах профориентации, реабилитации больных и правонарушителей. Во всех израильских университетах есть факультеты психологии. В 1950 была основана Израильская психологическая ассоциация, которую в 1958 преобразовали в Общество израильских психологов, входящее в Международный союз психологической науки. В Израиле распространены психоанализ (см. Фрейдизм) и психотерапия. Израильские психологи часто сочетают научную и практическую деятельность, например, А. Боденхаймер (родился в 1923) был заведующим отделениям психиатрии-психотерапии в больнице Тель-hа-Шомер и профессором Тель-Авивского университета, И. Фрид (родился в 1929) — профессор того же университета и глава психиатрической клиники. Систематические психологические исследования были начаты после создания государства под прямым воздействием ведущих школ, направлений и достижений западной психологии. Преимущественное внимание к прикладным проблемам психологии и психологическим процессам, специфичным для израильского общества (психологические проблемы еврейской идентификации, психология киббуцного движения, сравнительно-психологическое изучение разных еврейских общин, психологические аспекты социализации репатриантов в израильском обществе и т. д.) сохранилось и в последующие годы. С 1960-х гг. в стране существенно возросло значение специальных психологических служб и профессиональных психологов в самых разных сферах общественной и государственной жизни — системе образования и воспитания, армии (см. Цахал), социальном обеспечении, профориентации, реабилитации правонарушителей и многих других. В израильских университетах (см. Бар-Илан университет; Еврейский университет в Иерусалиме; Тель-Авивский университет; Университет имени Д. Бен-Гуриона в Негеве, Хайфский университет) наряду с прикладной психологией исследуются проблемы физиологической психологии, социальной и педагогической психологии, сравнительной психологии культуры, когнитивной психологии, психологии высокого риска и некоторые другие. В 1950 г. была основана Израильская психологическая ассоциация, которая в 1958 г. преобразовалась в Общество израильских психологов, входящее в Международный союз психологической науки.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПСИХОЛОГИЯ в ЭЕЭ