Монреаль (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 19:06, 2 апреля 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Шаблон:Канадский муниципалитет

Монреа́ль (фр. Montréal [mɔ̃ʁeˈal], англ. Montreal [mʌntriˈɑːl]) — город в Канаде, в юго-западной части провинции Квебек, крупный промышленный, научный и культурный центр. Имея население 1 620 693 человек (2006), собственно город Монреаль занимает по этому показателю второе место в Канаде. Вместе с тем, существует понятие «Большой Монреаль» (с пригородами). Его население составляет 3 635 571 житель. Большинство (66 %) населения составляют франкоканадцы. Город также является центром англоквебекского населения провинции. Монреаль — крупнейший город провинции Квебек. Будучи, как уже упоминалось, вторым по величине городом Канады, Монреаль является крупнейшим франкоязычным мегаполисом Западного полушария и вторым по величине франкоязычным городом мира (после Парижа). Девиз Монреаля — лат. Concordia Salus (Процветание в единстве).

Содержание

До ХХ в.

С переходом города, бывшего последним оплотом французских сил в Новой Франции, в руки англичан 8 сентября 1760 г., декрет кардинала Ришелье от 1627 г., согласно которому лишь католики имели право на жительство во французской колонии, фактически утратил силу. Первыми евреями в Монреале были сефарды из среды офицеров и интендантов британской армии.

В 1768 г. эти евреи образовали сефардскую конгрегацию «Шеэрит Исраэль» (`Остаток Израиля`) с собственным молельным домом.

В 1776 г. было открыто еврейское кладбище, а в 1777 г. — синагога, в последующие 70 лет остававшаяся единственной во всей Канаде.

В 1828 г. группа монреальских евреев ходатайствовала о разрешении еврейской общине города осуществлять официальную регистрацию гражданского состояния своих членов; соответствующий закон был принят парламентом спустя шесть лет.

В 1831 г. из 107 евреев, проживавших в Канаде, 50 были жителями Монреаля.

В 1832 г. среди депутатов Национальной ассамблеи Квебека был еврей.

Во время восстания 1837–38 гг. евреи поддерживали лоялистов (сторонников английской короны).

В сражении у Сент-Чарльза 25 ноября 1837 г. командовавший кавалерией лоялистов капитан Эл‘азар Давид, потомок одного из первых еврейских поселенцев Монреаля, столь отличился, что был специально упомянут в официальном отчете о бое и произведен в чин майора.


В 1846 г. выходцами из Германии и Польши в городе была основана ашкеназская община (см. Ашкеназы); в 1882 г. была создана реформистская община (см. Реформизм в иудаизме).

В 1848 г. в Монреале было создано первое еврейское благотворительное учреждение — Еврейское филантропическое общество, одним из руководителей которого был Аврахам де Сола (1825–82), раввин и популярный проповедник, в 1854 г. открывший у себя в доме первую еврейскую школу.

В 1858 г. А. де Сола получил почетный титул доктора Университета Мак-Гилла, — первый случай, когда раввин удостоился подобной чести как в Британской империи, так и в Америке; впоследствии А. де Сола был назначен лектором, а затем — профессором языка иврит и восточной литературы в этом университете.


Согласно цензу 1851 г., в Канаде проживал 351 еврей, в том числе 181 – в Монреале.

В 1886 г. в Монреаль начинают прибывать еврейские эмигранты из России, покинувшие ее в результате прокатившейся там волны погромов. Новоприбывшие находились в бедственном положении, и монреальская община взяла на себя обеспечение их неотложных нужд. В частности, товарный склад был переоборудован под ночлежный дом и была открыта благотворительная столовая.

Волны эмиграции из России увеличили еврейское население города с 811 человек в 1881 г. до 6975 в 1901 г.

В 1896 г. в Монреале была открыта первая талмуд-тора, в 1903 г. — Еврейская библиотека, фонды которой состояли преимущественно из книг на иврите и идиш. В 1910 г. еврейское население Монреаля составило 28 тысяч человек.

В 1914 г. на основе Еврейской библиотеки и других общественных книжных фондов была создана Еврейская публичная библиотека.

В 1916 г. была организована Федерация еврейских общественных организаций. Во время и сразу же после Первой мировой войны в Канаду прибыли многочисленные еврейские эмигранты из Восточной Европы, большей частью — из Румынии, Польши и с Украины, что увеличило еврейское население Монреаля до 46 тысяч человек (1919).

В 1920 г. в Монреале была учреждена ложа Бней-Брит.

ХХ в.

Период между двумя мировыми войнами ознаменовался развитием общинной жизни евреев Монреаля: были созданы многочисленные благотворительные, медицинские, общественно-культурные и просветительские учреждения.

В годы Второй мировой войны 17 тысяч евреев Канады, около половины которых были жителями Монреаля, служили в канадской армии; 429 из них погибли, 196 получили воинские награды. После Второй мировой войны тысячи европейских евреев, уцелевших в годы Катастрофы, поселились в Монреале.

В 1952 г. еврейское население города достигло 85 тысяч.

С 1957 г. в Монреале начинают селиться еврейские эмигранты из Марокко; из более чем трех тысяч марокканских евреев, прибывших в Канаду между 1957 г. и 1966 г., три четверти осели в Монреале В 1959 г. была основана Ассоциация евреев — выходцев из Северной Африки, в 1966 г. — Франкофонная (франкоязычная) сефардская ассоциация, в 1976 г. — Сефардская община Квебека, объединившая различные еврейские франкоязычные организации и службы и с 1978 г. ставшая постоянным членом Федерации еврейских общественных организаций (см. выше).

В 1961 г. еврейское население Монреаля достигло 103 тыс. человек (все население города — два миллиона человек).

Еврейское образование

В конце 1960-х гг. была проведена реформа еврейского школьного образования.

В рамках действовавшей около 100 лет в Канаде системы существовали лишь религиозные (католические и протестантские) школы, субсидируемые из налогов членов соответствующих общин. Ко времени образования Канадской федерации (доминиона) в 1867 г. еврейские дети, как и дети других вероисповеданий (кроме католиков) посещали протестантские школы, которые не чинили этому никаких препятствий.

В 1902 г., однако, ненормальность существующего положения стала очевидной, когда еврейские дети были лишены многих прав из-за того, что их родители не платили налога в пользу протестантской школьной системы.

Так, еврейский мальчик Пинслер был допущен к школьному конкурсу и занял первое место, но ему было отказано в призе; в ответ на судебный иск судья постановил, что решение школьной администрации юридически правомочно. Совет протестантских школ предложил компромиссное решение: все 1775 учеников-евреев (около 23% от общего числа учащихся протестантских школ Монреаля) были полностью уравнены в правах с протестантами (однако освобождались от обязательного изучения или чтения христианских книг, от участия в религиозных церемониях и т. п.), в обмен на что протестантская школьная система стала получать соответствующую часть от налогов, взимаемых с евреев; этот компромисс был закреплен законодательным актом от 1903 г.

В 1912 г., однако, обнаружились недостатки этого соглашения: на основании акта от 1903 г. комитет еврейских родителей потребовал представительства в Совете протестантских школ и получил отказ. Таким образом, выяснилось, что евреи, хотя и участвуют в финансировании протестантских школ, не имеют права голоса в их управлении.


В 1913 г. в Совете протестантских школ возникли острые разногласия по вопросу о приеме на работу учителей-евреев; в результате совет принял уклончивую формулировку, согласно которой рассматривались «прошения о приеме на работу еврейских учительниц».

В том же году были приняты три еврейские учительницы; их число постоянно увеличивалось, однако стало очевидно, что оно все же непропорционально численности еврейских учащихся (в начале 1930-х гг. 12 тысяч учащихся из общего числа около 30 тысяч) и что еврейские выпускницы Учительского колледжа не могут найти места в протестантских школах, в то время как их протестантские коллеги, окончившие Учительский колледж с более низким баллом, получали работу.

В 1930 г. квебекская легислатура приняла закон о создании Еврейского школьного совета, обладающего правом создания собственной школьной системы, взимания налогов на ее содержание и вступления в соответствующие соглашения с другими школьными комитетами.

Однако уже в следующем году под давлением католических кругов, опасавшихся, что возникновение дополнительных школьных систем повлечет за собой секуляризацию школьного образования, за Еврейским школьным советом было оставлено только право вступать в соглашения с другими школьными комитетами в целях обеспечения нормальных условий школьного обучения еврейских детей.

Такое соглашение было достигнуто и обновлялось в 1945 и 1960 гг.; евреи, таким образом, продолжали финансировать протестантскую школьную систему, не обладая правом голоса в ее управлении.

Лишь в 1968 г. евреям удалось, наконец, добиться права представительства в Совете протестантских школ Монреаля, а также официального признания тех еврейских школ, уровень преподавания которых соответствует принятым нормам.

В 1969 г. около пяти тысяч еврейских учащихся посещали еврейские школы и около 17 тысяч — протестантские школы.

В результате проведенных после 1976 г. пришедшей к власти в Квебеке французской националистической партией мероприятий (правительственное финансирование до 70% бюджета еврейских школ и предоставление права обучения на английском языке лишь тем ученикам, чьи родители в свое время обучались в английских школах) большинство еврейских школ Монреаля стало франкоязычными.

Вторая половина ХХ в.

В 1973 г. в честь 25-й годовщины провозглашения Государства Израиль Еврейская культурная ассоциация Монреаля организовала ряд мероприятий, в том числе спортивное шествие в Иерусалим.

В 1979 г. еврейская община Монреаля взяла шефство над поселением Иерохам в Негеве в рамках израильской правительственной программы благоустройства развивающихся поселений и городских районов.


В 1980 г. в Монреале насчитывалось 57 синагог (50 ортодоксальных, три консервативные, три реформистские, одна — течения реконструктивистов /см. Реконструктивизм/). В Монреале находится большинство центральных еврейских организаций Канады, в том числе канадское отделение Всемирного еврейского конгресса, Сионистское рабочее движение Канады, ВИЦО, «Канадские друзья Альянса» и другие.

В городе выходят еврейские периодические издания на английском, французском и идиш (30,2% евреев Монреаля в 1961 г. назвали идиш родным языком), в том числе «Кенедер одлер» («Канадский орел»; с 1907 г.). Основные занятия евреев Монреаля — торговля и свободные профессии; велико число рабочих (в 1961 г. — около 22% трудоспособного еврейского населения).


В 1970-х гг. в результате роста французского национализма и связанного с этим усиления антисемитских настроений в Квебеке многие евреи Монреаля переселились в англоязычные провинции Канады.

К середине 1980-х гг. еврейское население Монреаля составляло около 90 тысяч человек. Отношения между еврейской и французской общинами Монреаля улучшились вследствие ряда демонстративных мер, предпринятых правительством Квебека; это, в частности, официальные празднования 150-летия (в 1982 г.) избрания первого депутата-еврея членом Национальной ассамблеи (парламента) Квебека, усиление правительственной поддержки еврейских школ и т. п.

Активное внедрение правительством Квебека французского языка привело к значительному увеличению числа евреев, владеющих как английским, так и французским языком, что обеспечило контакты между ашкеназскими и североафриканскими группами евреев и увеличило число браков между ними.


В Монреале имеется русскоязычная синагога.

Население

Этническое
происхождение
Численность
канадцы 1 885 085
французы 900 485
итальянцы 224 460
ирландцы 161 235
англичане 134 115
шотландцы 94 705
евреи 80 390
гаитяне 69 945
китайцы 57 655
греки 55 865
немцы 53 850
португальцы 41 050
румыны 32 540
армяне 25 439
поляки 23 890

Примечания

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация