Шолти, Георг
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Шолти, Георг, сэр (Дьёрдь; Solti, Sir Georg; 1912, Будапешт, – 1997, Антиб, Франция), английский дирижер и пианист.
Содержание |
Биографические сведения
С пяти лет начал заниматься игрой на фортепиано и в 12 лет дал первый сольный концерт.
В 1925 г. поступил в Будапештскую академию музыки имени Ф. Листа, где учился игре на фортепиано, композиции и дирижированию у Б. Бартока, Э. фон Дохнаньи, З. Кодая и Л. Вайнера (1885–1960).
Творческий путь
В 1930 г., после окончания Академии, стал капельмейстером Будапештской оперы, в 1931 г. под впечатлением от концерта оркестра под управлением Э. Кляйбера (1890–1956) решил посвятить себя дирижированию.
В 1937 г. Шолти был ассистентом А. Тосканини в постановках опер В. Моцарта «Волшебная флейта» и Дж. Верди «Фальстаф» на Зальцбургском фестивале.
Самостоятельный дебют Шолти — дирижера состоялся в Будапештском оперном театре постановкой оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро» 11 марта 1938 г. — в день вступления нацистской армии в Австрию.
В 1939 г. Шолти уехал в Швейцарию, вернулся к карьере пианиста и в 1942 г. стал победителем на Международном конкурсе в Женеве (сохранились записи с его исполнением сонат Л. Бетховена и Ф. Шуберта, сделанные в конце 1940-х гг.).
В 1946 г. Шолти был приглашен в Мюнхен американской военной администрацией в Германии для постановки оперы Л. Бетховена «Фиделио».
После колоссального успеха спектакля Шолти пригласили возглавить Баварскую государственную оперу; он занимал этот пост в 1946–51 гг.; под его руководством театр достиг уровня лучших оперных трупп мира.
В это время Шолти выступал на Зальцбургском фестивале, а также в Вене, Берлине, Париже, Риме, Флоренции и Буэнос-Айресе.
В 1952–61 гг. Шолти был художественным и музыкальным руководителем Франкфуртской городской оперы и постоянным дирижером серии «Музеумконцерты» во Франкфурте.
Шолти ездил на гастроли во многие страны, в том числе в 1959 г. поставил в Лондоне в театре «Ковент-гарден» оперу Р. Штрауса «Кавалер роз».
С 1961 г. и до конца жизни Шолти жил в Лондоне, в 1961–71 гг. был музыкальным руководителем «Ковент-гарден» (в 1971–92 гг. — постоянный приглашенный дирижер, в 1992–97 гг. — почетный музыкальный руководитель).
С этим театром связаны высшие достижения Шолти как оперного дирижера: он поставил цикл «Кольцо нибелунгов», «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» В. Р. Вагнера, «Так поступают все женщины», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» В. Моцарта, «Сила судьбы» и «Риголетто» Дж. Верди, «Саломея» и «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Моисей и Аарон» А. Шёнберга, оперы Х. Глюка, Д. Пуччини, Б. Бриттена.
В те же годы Шолти завоевал всемирное признание как симфонический дирижер, выступая с Венским, Нью-Йоркским и Лондонским филармоническими оркестрами (1979–83), оркестром «Де Пари» (1971–75), Лондонским симфоническим и другими.
В 1970-е гг. предпочитал концертную деятельность работе в театре. В 1969–91 гг. Шолти был музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (в 1991–97 гг. — почетным музыкальным руководителем).
В 1971 г. Шолти совершил с оркестром, который под руководством дирижера стал одним из лучших в мире, международное гастрольное турне.
Шолти — один из выдающихся мастеров звукозаписи: он записал за 49 лет сотрудничества с фирмой «Декка» более 40 опер и более 250 дисков, в том числе почти все оперы В. Р. Вагнера и Р. Штрауса, многие оперы Дж. Верди и Б. Бриттена, оперу «Евгений Онегин» и симфонии П. Чайковского, симфонии А. Брукнера, все симфонии Г. Малера, все симфонические произведения и оперу «Фиделио» Л. Бетховена. Записи Шолти более десяти раз награждались «Гран-при» Французской академии и 32 раза — призом «Грэмми».
Особенности творчества
Шолти — один из крупнейших дирижеров 20 в., его называли «последним супердирижером». Огромный и разнообразный репертуар Шолти включал почти всю оперную и симфоническую музыку 18–20 вв. (по словам самого дирижера, 55 опер и более 200 симфоний).
Творческую манеру Шолти отличают глубокое постижение авторского замысла, убедительность и нетривиальность интерпретации, эмоциональность исполнения, поразительное чувство ансамбля.
Подобно А. Тосканини, Шолти отличала невероятная работоспособность и долголетие в искусстве.
Шолти неоднократно бывал в Израиле, дирижировал Израильским филармоническим оркестром. Шолти написал книгу воспоминаний (1997).
В 1997 г., незадолго до смерти, Шолти дал тысячный концерт с Чикагским оркестром.
Признание заслуг
В 1972 г. Шолти получил от королевы Великобритании Елизаветы II дворянский титул.
Он был избран почетным доктором многих университетов, в том числе Оксфордского, Лондонского, Чикагского, Йельского и Гарвардского.
В 1989 г. Шолти получил золотую медаль Королевского филармонического общества — высшую музыкальную награду Великобритании, множество званий и наград в Германии, США, Венгрии, Дании, Австрии, Бельгии, Италии, Испании, Португалии.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШОЛТИ Георг в ЭЕЭ