Хабиру (название группы племён)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Хабиру (также хапиру и апиру; по-видимому, название, производное от глагола хабару — `эмигрировать`, то есть пришельцы, разбойники, бездомные), социальный элемент в районе Плодородного полумесяца, существовавший во 2 тыс. до н. э.
Содержание |
Упоминания в документах
В ранних ассирийских и вавилонских документах (18–17 вв. до н. э.) хабиру упоминаются в качестве отрядов воинов на содержании местных правителей в Каппадокии, Ларсе, Вавилонии и Мари.
Документы 15 в. до н. э. из Алалаха (Северная Сирия) перечисляют членов боевых отрядов хабиру в соседних городах.
Документы того же времени из Нузи упоминают отряды хабиру и отдельных хабиру, находящихся под защитой государства.
В аккадских документах из Угарита говорится о хабиру хеттского царя и о квартале хабиру в городе Халбу.
С 15 в. по 12 в. до н. э. хабиру упоминаются в египетских документах как пленники из Сирии и Ханаана и как государственные рабы, занятые на тяжелых работах (в каменоломнях и рудниках, на транспортировке камня и т. п., а также в сельском хозяйстве).
Этнический состав
Хабиру не составляли единую этническую группу. В Мари вспомогательный воинский отряд назывался «иамутбальским хабиру» — по имени западносемитского клана и территории в Месопотамии (к западу от современного Багдада).
В документах из Мари и Алалаха упоминаются города, из которых происходили местные хабиру. В Нузи хабиру были выходцами из Аккада, Ассирии и других мест.
Имена хабиру также свидетельствуют о многообразии их этнического состава. Так, ранневавилонский список включает аккадские и западносемитские имена; в Алалахе имена хабиру преимущественно несемитские; в Нузи — смесь аккадских и несемитских имен.
Социальная группа
То, что хабиру были социальной, а не этнической группой, очевидно также из того факта, что термин хабиру никогда не встречается с окончанием, указывающим, что данное название относится к народу или племени.
Как беженцы, покинувшие свои общины, и бесправные чужеземцы хабиру обладали низким социальным статусом и были вынуждены отдавать себя под власть местных правителей.
Относительно некоторых хабиру в документах специально отмечается, что они бежали от правителя или от собственных бед или, наконец, были преступниками (ср. с подобными отрядами в Израиле в библейскую эпоху: Суд. 9:4; 11:3 и I Сам. 22:2 и об отряде Давида).
Хабиру обычно были заняты на военной службе, но иногда выполняли домашние и сельскохозяйственные работы.
В периоды политической дестабилизации и упадка центральной власти хабиру фигурируют как разбойники, грабящие города — иногда вместе с жителями соседних городов.
Так, в 15–14 вв. до н. э. упадок египетского контроля в Ханаане и столкновения между местными правителями вызвали активизацию разбойничьих банд хабиру.
Действуя сами, или вместе с местными жителями, или в качестве наемников на службе местных правителей, или египетских губернаторов, хабиру значительно способствовали усилению политического хаоса в стране.
Социально-политические процессы того времени
Появление хабиру в начале 2 тыс. до н. э., равно как и их исчезновение в начале 1 тыс. до н. э. объясняется социально-политическими процессами, характерными в эти периоды для всего Ближнего Востока.
Начало 2 тыс. до н. э. ознаменовалось глубокими изменениями социальной и политической структуры общества.
Политическая нестабильность, непрекращающиеся войны и высокий долговой процент зачастую вынуждали людей покидать свой город или племя и становиться беженцами в чужой стране.
В то же время образование больших национально-территориальных государств в начале 1 тыс. до н. э. было стабилизирующим фактором, положившим конец значительным миграциям деклассированных элементов.
Лингвистическое сходство между термином хабиру и библейским названием израильтян иврим наводит многих исследователей на предположение, что иврим — производное от хабиру (см. Израиль. Исторический очерк; Авраам; Еврей).
Трудно объяснить, как широкий социальный термин мог превратиться в Библии в название специфической этнической группы, однако следует отметить, что в Библии термин иврим прилагается к израильтянам только в догосударственный период и только в контекстах, где они выступают либо как эмигранты и чужеземцы (книги Бытие и Исход), либо в устах филистимлян как народ, поставлявший наемников правителям филистимских городов (книга Самуила).