Еврейская шляпа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 11.01.2013
Эта статья о головном уборе средневековых европейских евреев. О современной еврейской ермолке, см. Кипа.
Файл:Codex Manesse Süßkind von Trimberg.jpg
Еврейский поэт Зюскинд из Тримберга в еврейской шляпе (Манесский кодекс, XIV век.)
Файл:Meister des Manna-Wunders 001.jpg
Христианская картина, изображающая ветхозаветное жертвоприношение, 1483, с различными формами еврейской шляпы, а также тюрбаны и другие экзотические стили. По этой дате трудно судить, относится ли иллюстрация точно к фактическому виду одежды в Европе того времени, или это попытка воссоздать исторически соответствующие древние одежды из стилей современного художнику Ближнего Востока.

"Еврейская шляпа", также известная как еврейская шапка, (нем. Judenhut' и латинский pilleus cornutus - "рогатая ермолка"), была конусообразной остроконечной шляпой, часто белой или жёлтой; её носили евреи в средневековой Европе и кое-где в исламском мире.

Сначала её носили по собственному желанию, но Четвертый Латернский собор в 1215 году обязал всех евреев-мужчин носить её за пределами гетто в качестве отличительного знака.

Как и фригийский колпак, на который она похожа, эта шляпа, возможно, возникла в доисламской Персии - похожие шляпы носили вавилонские евреи.[1]

Современные отличительные или характерные еврейские мужские головные уборы включают кипу (ермолку), штраймл, сподик, колпик, кашкет (глубокая кепка, преимущественно детский головной убор) и федора (мягкая шляпа с большими полями); см. также хасидские головные уборы.

Содержание

Европа

Файл:Süddeutscher Glasmaler 001.jpg
Даниэль на витраже, Аугсбург, Германия, первая половина XII-го века
Файл:DetailOfMedievalHebrewCalendar.jpg
Фигура еврея в еврейской шляпе из средневекового еврейского календаря, напоминает евреям о лулаве: пальмовой ветке, ветке мирта, ветке ивы и этроге для Суккот.

В Европе еврейская шляпа появилась во Франции с XI-го века, и Италия с XII-го, по-видимому, прибыв из исламского мира. По еврейским правилам, евреи должны держать головы покрытыми почти все время[2] В отличие от желтого знака, еврейская шляпа часто изображалась в иллюстрированных рукописях на иврите, а затем была включена немецкими евреями в их печати и гербы. Это позволяет предположить, что по крайней мере первоначально она расценивалась европейскими евреями как "элемент традиционной одежды, а не навязанная дискриминация".[3]

Шляпы также надеты в христианских картинах на такие фигуры, как святой Йосеф, а иногда и Иисус Христос (см. ниже). Однако, как только её ношение "стало обязательным, шляпа, до сих пор намеренно отличавшаяся от шляп, которые носили христиане, была воспринят евреями в негативном свете".[4] Закон во Вроцлаве в 1267 году гласил, что поскольку евреи перестали носить остроконечных шляпы, которые они обычно носили, это будет сделано обязательным.[5]

Четвертый Латернский собор 1215 года постановил, что евреи и мусульмане должны быть различимы по их одежде (лат. "габитус"), обосновав это так:

"В некоторых провинциях платье евреев и сарацинов отличает их от христиан, но в других возникла путаница, так что они не могут быть опознаны ни по каким отличительным знакам. Таким образом, по ошибке христиане имеют половое сношение с еврейскими или сарацинскими женщинами, а евреи и сарацины имеют половые сношения с христианскими женщинами. Для того, что преступление такого проклятого смешения не имели бы в будущем оправдания и уклонения от ответственности под предлогом ошибки, мы решаем, что (иудеи и сарацины) обоих полов во всех христианских странах должны отличать себя публично от других людей по одежде. По свидетельству Священного Писания, такие предписания были уже сделаны Моисеем (Lev.19.19; Deut.22.5.11)".[6]

Однако не все европейские средневековые монархи следовали этим папским резолюциям. Король Андраш II Венгерский (1177 - 1235) игнорировал в ряде случаев требования папы, который отлучал его от церкви дважды. В то время многие евреи были на королевской службе. Отлучение помешало Андрашу II присутстввовать на канонизации его дочери Элизаветы Венгерской в Германии.[7] Шляпы были замечены главным образом к северу от Альп, несмотря на то, что некоторые из самых ранних экземплярров находились в Италии, и не были обнаружены в Испании.

Файл:Codex St Peter perg 7 10v.jpg
Германская икона XII-го века, изображающая св. Марию со св. Иоакимом, на котором еврейская шляпа

Более подробные правила были введены в действие на местах правителями, в очень разные времена и в разном виде. Решение совета было подтверждено советом Вены в 1311-12 гг. В 1267 году этот головной убор стал обязательным в Вене. Врач получил временное разрешение на неношение его в Венеции в 1528 году, по просьбе различных уважаемых пациентов.[8] Папа Павел IV приказал в 1555 году, чтобы в Папской области должна быть желтая остроконечная шляпа, а с 1567 в течение двадцати лет она была обязательной в Литве, но этот период её редко можно было увидеть в большинстве стран Европы.[9]

Как результат еврейской эмансипации использование еврейской шляпы было официально прекращено, хотя оно сокращалось задолго до этого, и её не часто видели после 1500 года; различные формы желтого знака были гораздо более долговечны.[10] Это была альтернативная форма отличительного знака, не виданная в Европе до 1215 года, а затем вновь введённая нацистами. Вероятно, это более соответствовало местными законам; например, английского законодательство сосредоточено на знаке, который принял форму двух Скрижалей Завета. На некоторых картинах из всех частей Средневековья раввины и другие еврейские лидеры носят еврейскую шляпу, когда другие евреи этого не делают, что может отражать реальность.[11]

Форма шляпы переменная. Иногда, особенно в XIII-м веке, она мягкий фригийский колпак, но чаще в ранний периода это шляпа с круглыми полями - видимо, жесткая - изогнутая вокруг сужающейся верхней части, которая заканчивается в точке,[12] названная Сарой Липтон "маслёнкой".[13] Меньшие версии, сидевшие на верхней части головы также можно увидеть. Иногда кольцо какого-нибудь вида окружает шляпу на дюйм или два вокруг верхней части головы. В XIV веке шар или кисточки появляется в верхней части шляпы, и сужающийся конец становится скорее стеблем относительно постоянной ширины.[14] В верхней части шляпа становится более плоской, или округлой (как на картинке Кодекса Манессье).

К концу Средних веков шляпы неуклонно заменялись на различные головные уборы, в том числе экзотические, пылающего восточного стиля шляпы, тюрбаны, а с XV-го века широкие плоские шляпы и большие береты. В картинах на библейские сюжеты иногда предпринимались попытки изобразить современную одежду, которую в то время носили в Святой Земле, но все же стили можно увидеть в некоторых изображениях тогдашних европейских сцен. Где отличительная заостренная еврейская шляпа осталась, но она стала гораздо менее определенной формы, и мешковатой. Свободные тюрбаны, широкие плоские шляпы и береты, а также новая меховая шапка стиля из черты оседлости по-прежнему связаны с евреями вплоть до XVIII века и дальше.

Еврейская шляпа в искусстве

Еврейская шляпе часто используется в средневековом искусстве для обозначения евреев библейского периода. Часто евреев рисовали в шляпах, чтобы показать в невыгодном свете по истории, которую изображали, например, менял, изгонямых Иисусом из храма (Матфей 21.12-17), но это далеко не всегда так. Мужа Марии, св. Йосефа, часто показывают носящим еврейскую шляпу, и сам Иисус может быть показан носящим её, особенно в изображениях Встречи в Эммаусе, где его ученики сначала не узнали его (Лука 24.13-32).[15] Иногда это используется, чтобы отличить евреев от других народов, таких как египтяне или филистимляне. Они часто изображаются в искусстве в таких временах и места, где шляпу, кажется, на самом деле евреи обычно не носили, "как внешний и в значительной степени произвольный знак, разработанный христианскими иконописцами", один из ряда полезных визуальных способов определения типов лиц в средневековом искусстве.[16]

В заметное отличие от формы отличительного знака, еврейскую шляпу часто можно видеть на иллюстрациях еврейских рукописных книг, таких как Ѓагадот, сделанных в средневековой Европе (см. картинку выше). В Ѓагаде птичьей головы (Германия, с. 1300, сейчас в Иерусалиме), фигуры в шляпах сидят за седером.[17]

См. также

Часть серии статей об
антисемитизме

История · Хронология
Арабы и антисемитизм
Христианство и антисемитизм
Ислам и антисемитизм
Новый антисемитизм
Расовый антисемитизм
Религиозный антисемитизм
Антисемитизм без евреев

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма

п·о·р

Примечания

  1. Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge Такие шляпы носят зороастрийские священники на картинах в Дура Европас (но нет таких изображений в синагогах того же времени); они очень похожи на некоторые из самых ранних европейских экземпляров, которые надеты на ветхозаветных персонажей на рельефах с дверей Сан-Зено, Верона, ок. 1100 - Corbis - см., например, на средней панели в строках 2 и 3.
  2. Хотя это, возможно, еще не приобрело силу закона в тот период. См. Roth op cit.
  3. Françoise Piponnier and Perrine Mane; Dress in the Middle Ages; p. 138, Yale UP, 1997; ISBN 0-300-06906-5. Seals from Norman Roth, op cit. Also Schreckenburg p. 15 & passim.
  4. Piponnier & Mane, op & page cit.
  5. Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge
  6. Schreckenburg, Heinz, The Jews in Christian Art, p.15, 1996, Continuum, New York, ISBN 0-8264-0936-9
  7. Fehér, J. (1967). Magyar Középkori Inkvizicio. Buesnos Aires, Argentina: Editorial Transilvania.
  8. Jewish Encyclopedia
  9. Pope:in the Bull Cum nimis absurdum. Lithuania, JE:"Yellow badge".
  10. Schreckenburg:288-296
  11. Например, в загадочных иллюстрациях к Золотой Агаде из Дармштадта, около 1300 г. См. также изображение жертвоприношения.
  12. Например, как надетые на персонажей Ветхого Завета на Клостернойебургском алтаре 1181 года.
  13. Lipton, 16
  14. Иногда небольшие прямые "стебли" видели раньше, например, Schreckenberg: 77, иллюстрации, 4, из c.1170
  15. Schreckenburg:125-196. Английский экземпляр 12-го века в музее Гетти
  16. Lipton, 16-19, 17 quoted
  17. Meyer Schapiro, Selected Papers, volume 3, Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art, pp. 380-86, 1980, Chatto & Windus, London, ISBN 0-7011-2514-4; Lipton, 16-17

Источники и ссылки

Литература

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация