Шабтай бен Меир hа-Коhен

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Шабтай бен Меир hа-Коhен (Шах)
(שבתי בן מאיר הכהן (הש"ך
Файл:Shabbatai HaKohen.jpg
Рабби Шах в последние годы жизни
Род деятельности:

Раввин, галахист, каббалист

Дата рождения:

1621 год(1621)

Место рождения:

Амститов, близ Вилкавишкиса (Волковыска), Литва

Подданство:

Австрия

Дата смерти:

8 февраля 1663(1663-02-08)

Место смерти:

Голешов, Чехия

Шабтай бен Меир hа-Кохен (известен также как Шах, שַׁ"ךְ — акроним названия его книги «Сифтей коhен», «שִׂפְתֵי כֹּהֵן» — «Уста священника», ср. Мал. 2:7; 1621, Амститов, близ Вилкавишкиса, – 1662, Голешов, Богемия), литовский раввин, посек и автор комментария к Шулхан аруху и галахических постановлений, действовавших долгое время.

Содержание

Биография и творчество

Учился у своего отца, а затем у А. И. Хешела и в йешиве Люблина. Вернувшись в Литву, он женился на дочери виленского богача Ш. Вольфа, внука Моше Иссерлеса.

«Сифтей коhен»

Снискав вскоре широкое признание среди раввинистических ученых, Шабтай бен Меир получил пост даяна. В 1646 г. он опубликовал в Кракове комментарий к разделу «Иоре деа» правового кодекса И. Каро Шулхан арух. Этот комментарий, носивший название «Сифтей коhен», был одобрен крупнейшими еврейскими учеными Польши и Литвы и с 1674 г. включался в большинство изданий «Иоре деа».

Одновременно с трудом Шабтая бен Меира в Люблине под заглавием «Турей захав» («Золотые столбцы»; ср. Песнь 1:11, в русской традиции 1:10) вышел в свет комментарий к «Иоре деа», составленный Давидом бен Шмуэлем hа-Леви, который к тому времени был признанным посеком.

Дискуссия с Давидом бен Шмуэлем hа-Леви

Шабтай бен Меир написал возражения на комментарий Давида бен Шмуэля («Некуддот hа-кесеф» — «Серебряные блестки»; ср. Песнь 1:11, в русской традиции 1:10), которые были изданы только после смерти обоих ученых, но частично стали известны Давиду бен Шмуэлю, ответившему на них в приложении (с названием «Даф ахарон» — «Последняя страница») ко второму изданию своего комментария. Ознакомившись с ответом Давида бен Шмуэля, Шабтай бен Меир составил новые возражения («Кунтерес ахарон» — «Последний лист»), которые вышли в свет после смерти Шабтая бен Меира вместе с «Некуддот hа-кесеф».

Диспут был продолжен другими учеными после смерти обоих поским. Большинство раввинов Польши и Литвы приняли сторону Шабтая бен Меира, в то время как раввины Германии следовали мнениям Давида бен Шмуэля.

Шабтай бен Меир составил также комментарий к разделу Шулхан аруха «Хошен мишпат». Этот комментарий был издан вместе с текстом Шулхан аруха в Амстердаме (1663). Комментарии Шабтая бен Меира стали классическими и по сей день пользуются авторитетом среди hалахических ученых.

Бегство от хмельничины и свидетельство о ней

Во время еврейских погромов в Литве в 1655 г., последовавших за погромами Б. Хмельницкого на Украине (1648–55), Шабтай бен Меир бежал из Вильны в Люблин, однако через три месяца погромщики достигли Люблина, и Шабтай бен Меир бежал в Богемию.

Несколько позднее он получил пост раввина в Голешове (по-немецки Холешау, Богемия), который занимал до смерти. Там Шабтай бен Меир подружился с христианским ученым В. Видрайхом. В академической библиотеке в Лейпциге хранится письмо Шабтая бен Меира, написанное на иврите и адресованное «тому, кого я люблю как самого себя, магистру философии Валентино Видрайху».

В своем сочинении «Мегиллат эйфа» («Свиток тьмы», Амстердам, 1651) Шабтай бен Меир описывает погромы Хмельницкого и страдания, пережитые польскими евреями. Это сочинение служит важным историческим источником, оно переведено на немецкий и русский языки. В написанных тогда же слихот (Амстердам, 1651) Шабтай бен Меир горько сетует на обрушившееся на еврейский народ бедствие.

Опубликованные труды

  • Слихот на 20-е сивана, в память о погибших от хмельничины (Амстердам, 1651)
  • Сифтей Коэн, комментарии к Шульхан Арух (Амстердам, 1667)
  • Ѓа-Арух, комментарий к части "Йоръэ деа" ТУРа (Берлин, 1667)
  • Некдот ha-кесеф, критика "Тур заhав" р. Давида бен Шмуэля ha-Леви (Франкфурт на Одере, 1677)
  • Tekafo Kohen, general laws concerning "teku," etc. (Frankfort-on-the-Oder, 1677)
  • Gevurat Anashim, on section 154 of the Shulchan Aruch Even Ha'ezer (Dessau, 1697)
  • Po'el Tzedek, an arrangement of the 613 commandments of Maimonides (Jessnitz, 1720)
  • A discourse upon the passage Kammah Ma'a lot in the Haggadah (Presburg, 1840; abbreviation of Kerem Shlomo)


Синагога Шаха

Источники и ссылки

#REDIRECT Шаблон:Commonscat
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАБТАЙ БЕН МЕИР hа-КОХЕН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация