Арон, Раймон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Раймон Арон | |
Raymond Claude Ferdinand Aron | |
Файл:Raymond Aron (1966) by Erling Mandelmann.jpg | |
Дата рождения: |
14.3.1905 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
17.10.1983 |
Место смерти: | |
Период: |
Философия XX века |
Направление: |
Западная Философия |
Основные интересы: |
социология, журналистика |
Значительные идеи: |
постиндустриальное общество |
Гражданство: |
Раймон Арон (фр. Raymond Aron, 14 марта 1905, Париж — 17 октября 1983, Париж) — французский философ, политолог, социолог и публицист еврейского происхождения.
По политическим взглядам принадлежал к течению «консервативного либерализма». Считал, что государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение.
Является одним из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ.
Содержание |
Биография
Родился в Париже в єврейской семье среднего достатка. Піосля учёбы в Версальском лицее и парижском лицее Кондорсе изучал философию в Высшей нормальной школе, которую закончил в 1928 году с лучшей оценкой свого випуска. В 1930 году получил докторскую степень.
Служил во французской армии, в 1930-1933 годах жил в Германии, преподавал французскую литературу в Кёльнском и Берлинском университетах (1931-1933). В 1934–39 гг. возглавлял Центр социальной документации Высшей нормальной школы.
В 1938 году защитил в Сорбонне докторскую дисертацию по теме «Введение в философию истории: ессе о границах исторической объективности и теория истории современной Германии: критическая философия истории». В 1939 году получил должность профессора социологии в университете Тулузы, но в связи началом Второй мировой войны не успел эту должность занять.
С начала Второй мировой войны Арон на фронте, в авиации. После капитуляции Франции в 1940 г. эмигрировал в Лондон, где, будучи соратником генерала Ш. де Голля, редактировал газету «Свободная Франция» — орган одноименного антинацистского движения.
Вернувшись во Францию в 1944 г., Арон стал ведущим политическим комментатором газеты «Комба»; затем (1947–77) — главным политическим обозревателем газеты «Фигаро», а с 1977 г. — еженедельника «Экспресс».
В 1955 г. Арон был избран профессором Сорбонны, в 1970 г. — профессор Коллеж де Франс.
Научная деятельность
Фундамент собственной историософской концепции Арон заложил еще в своих первых работах («Современная немецкая социология», 1935; «Введение в философию истории», 1938), где обосновал тезис об ограниченности и условности всяких исторических сведений и ненадежности воздвигаемых на их основе всеобъемлющих доктринальных систем.
Важное место в его философской концепции истории позднее (не без влияния М. Вебера, А. Шпенглера и А. Тойнби) заняла своеобразная форма исторического релятивизма и скептицизма с ее центральной и близкой к экзистенциализму идеей неустранимой трагичности исторического бытия человека и антиномичности провозглашенных французским Просвещением идеалов свободы, равенства и справедливости:
- «Человек перед тиранией», 1946;
- «Столетие тотальной войны», 1954;
- «Надежды и опасности века», 1957, и др.
С конца 1940-х гг. и до последних дней жизни Арон оставался верен своей главной установке: история подтвердила невозможность полной и одновременной реализации этих идеалов, однако это никоим образом не отменяет необходимости видеть в них важнейшие ориентиры любой социальной практики и обязывает критически оценивать как принципиально несовершенную любую осуществленную форму социального бытия. Применение этой историософской установки к осмыслению катаклизмов XX в. оказалось чрезвычайно плодотворным как в теоретических разработках Арона, так и в аналитических еженедельных газетных обзорах текущих событий и актуальных проблем.
Как политический обозреватель Арон отличался глубиной анализа, широтой охвата тем (помимо событий международной жизни он писал о проблемах мировой экономики, военной стратегии, о последствиях научно-технического прогресса и многом другом) и точностью большинства прогнозов.
Государственные лидеры Франции, США и других западных стран нередко обращались к услугам Арона как эксперта. Высокую научную оценку получили также теоретические разработки и обобщения Арона 1950–70-х гг., особенно концепции единого индустриального общества, социальной стратификации и мобильности, деидеологизации:
- «Рост индустриального общества и его социальная стратификация», тт. 1–2, 1956–57;
- «Великий спор», 1963;
- «Разочарование в прогрессе», 1963;
- «Размышления о войне. Клаузевиц», 1976, и другие.
Работа во враждебном окружении
Арон критически относился к ценностям западной демократии, однако не скрывал, что предпочитает ее советскому тоталитаризму.
В течение долгих десятилетий он подвергался нападкам левых французских интеллектуалов (в том числе друзей его юности Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти). Избрание Арона профессором Сорбонны вызвало бурные протесты ряда профессоров университета, заявлявших, что они не желают, чтобы их коллегой был реакционер и антикоммунистический писака.
К этой враждебности, которая его глубоко ранила, Арон сумел также отнестись как ученый. В ряде работ («Опиум для интеллигенции», 1955; «От одного святого семейства к другому», 1969, и других) он основательно и, в отличие от своих оппонентов, корректно проанализировал идейные, исторические и психологические корни легкой восприимчивости интеллигенции к марксистской и коммунистической фразеологии.
В книге «Опиум для интеллигенции» (1955) Арон излагает свои мысли о том, почему интеллигенция так тяготеет к марксистской идеологии и советской системе. По его мнению, она со временем разочаруется в марксизме и потеряет к нему интерес, осознав всю антидемократичность советского строя.
Лишь в последнее десятилетие жизни Арона даже французские левые интеллектуалы перестали подвергать сомнению его авторитет выдающегося и честного мыслителя. В те же годы всеобщее внимание привлекла его резкая критика чрезмерной американизации социальной и духовной жизни, нравов и быта в странах Западной Европы («В защиту старушки Европы», 1977).
Еврейская тематика
Арон не принимал участия в деятельности еврейских организаций, но интересы еврейского народа и Государства Израиль всегда были ему близки. В 1967 г. он выступил против политики Ш. де Голля в отношении Израиля накануне и после Шестидневной войны («Де Голль, Израиль и евреи», 1968). Это не мешало Арону время от времени критически высказываться о политическом курсе еврейского государства.
Почётные звания и награды
Арон был избран членом Института Франции, Американской академии искусств и наук, Британской АН, почетным доктором многих университетов (в том числе Оксфордского, Кембриджского, Чикагского, Еврейского университета в Иерусалиме), награжден орденом Почетного Легиона и многими медалями и премиями.
Лауреат Премии Алексиса Токвиля за гуманизм (1979 г.).
Его дочь — политолог и социолог Доминик Шнаппер.
Источники и ссылки
- КЕЭ, том Доп.2, кол. 78–79
- Статья "Раймон Арон" в украинском разделе Википедии
- Раймон Арон в библиотеке Гумер
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АРОН Реймон в ЭЕЭ