Рапапорт, Натан
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Рапапорт (Рапопорт) Натан (Rapaport, Nathan; 1911, Варшава, – 1987, Нью-Йорк; похоронен в Петах-Тикве), скульптор-монументалист.
Содержание |
Биографические сведения
Родился в небогатой семье; его дед был шохетом. Рапапорт окончил городскую художественную школу, затем Варшавскую академию искусств (1936). В том же году его скульптура «Теннисистка» экспонировалась на выставке «Спорт в искусстве» в Варшаве.
После этого Рапапорта пригласили на международную выставку в Берлине, посвященную Олимпийским играм, но он отказался от участия в мероприятии нацистского режима.
На стипендию Академии жил во Франции и Италии (1936 г. и 1938 г.), где изучал искусство старых мастеров, работал в художественных студиях.
В 1939 г., после раздела Польши, оказался в Советском Союзе. В начале советско-германской войны проходил службу в строительном батальоне Красной армии.
Еще в России начал работу над монументом, посвященным восстанию в Варшавском гетто (см. Варшава).
В 1945 г. Рапапорт возвратился в Варшаву и осуществил свой замысел: монумент был установлен в 1948 г. на месте бывшего гетто.
С 1948 г. Рапапорт жил в Израиле, в 1959 г. переехал в США.
Творчество
Еврейская тема
Все важнейшие произведения Рапапорта посвящены еврейской теме. В его творчестве события древней еврейской истории переплетаются с недавним прошлым.
Все его скульптуры составляют как бы единый трагический мемориал (это отчасти связано и с событиями его личной биографии: мать погибла в нацистском концлагере).
В 1951 г. Рапапорт создает памятник главе восстания в Варшавском гетто М. Анелевичу, установленный в киббуце Яд-Мордехай, в 1953 г. — монумент памяти защитников киббуца Негба, погибших в Войну за независимость.
Особенности творчества
В своем раннем творчестве Рапапорт испытал влияние так называемого социалистического реализма и советской монументальной скульптуры. В этот период Рапапорт тяготеет к традициям академизма, в его работах сочетаются натурализм и внешняя патетика.
Впоследствии Рапапорт старался преодолеть влияния, ограничивавшие его творческие возможности, стремился к более емким и обобщенным образам, к более строгому, но внутренне экспрессивному и пластически выразительному языку («Памятник шести миллионам погибших в Катастрофе», Филадельфия, 1962).
Одна из наиболее экспрессивных и искренних работ Рапапорта — скульптура «Иов» (установлена в мемориале Яд ва-Шем в 1968 г.). Лицо и поза праведника, темпераментная лепка выражают трагическую суть диалога с Богом, связанного в сознании скульптора с Катастрофой.
В этот период Рапапорт повторил часть монумента в Варшаве, сделав новые отливы с его рельефов («Восстание в гетто», установлен в Яд ва-Шем в 1972 г., и «Последний путь», установлен там же в 1976 г.).
Одна из наиболее значительных работ Рапапорта — мемориал «Огненный свиток» — возведен в 1972 г. на горе Ксалон западнее Иерусалима.
Две исполинские сомкнутые колонны как бы образуют свернутый свиток. Рельефы на фризах посвящены событиям еврейской истории 20 в.: Катастрофа, алия, Война за независимость, Шестидневная война, освобождение Иерусалима.
Памятник удачно вписан в ландшафт: он находится на вершине горы, с которой открывается вид на Иерусалим.
Среди других поздних работ Рапапорта — группа «Борьба Иакова с ангелом» (1980, Торонто) и абстрактная композиция «Древо познания» (1969, Реховот, парк Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана).
Рапапорт создавал также станковые произведения, в том числе портреты советского дирижера Е. Мравинского и А. Рубинштейна.