Холокост в Македонии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 1.09.2012


Урны с прахом македонских евреев
В Мемориальном центре Холокоста в Скопье поставлены эти три урны с пеплом македонских евреев. Они доставлены в Македонию в 1961 году и были выставлены в Битоле, Скопье и в Штипе. Из этих трёх городов 10 и 11 марта 1943 года были собраны почти все евреи Македонии и в конце марта из лагеря Монопол в Скопье были депортированы в лагеря смерти в Польше.[1]

Депортация евреев Македонии была частью нацистского плана "окончательного решения". Она была осуществлена болгарскими фашистами - союзниками нацистской Германии во Второй мировой войне.

Содержание

Краткое содержание события

В Македонии в 1941 г. проживало восемь тысяч евреев. Она была оккупирована болгарской армией и включена в так называемые "новоосвобождённые территории" вместе с греческой частью Македонии, Фракией и частью Сербии вдоль реки Морава.[2][3][4][5]

Преследования евреев начались осенью 1942 г., были опубликованы антиеврейские законы. В феврале 1943 г. завершились переговоры между немецкими и болгарскими представителями, в ходе которых немцы достигли соглашения с болгарами об отправке евреев Македонии в лагеря смерти.

11 марта 1943 г. болгарская полиция арестовала почти всех евреев, проживавших в Македонии, и заключила их в лагерь в Скопье. 22–29 марта евреи из Македонии были депортированы в Треблинку. Там не выжил никто. Не осталось ни одного свидетеля, который мог бы рассказать, как это было. Единственный источник сведений - документы.[2]

Из Вардарской Македонии было отправлено более 7000 человек. С учётом евреев Греческой Македонии и Фракии около 11400 человек.[6][3][5]

Спаслись лишь те, кто смог спрятаться или участвовал в партизанской войне. По данным на октябрь 1945 года, на территории современной Республики Македония осталось 419 евреев, а в наши дни около 200.[7]

Антисемитизм в фашистской Болгарии

Основная статья: Спасение евреев Болгарии
Файл:Daf rishon.jpg
Болгарский закон о защите нации
Файл:The Holocaust Museum in Skopje 31.jpg
Согласно болгарским антисемитским законам на еврейские дома были повешены указатели их принадлежности (слева). Везде, где евреям был вход запрещён, висел знак, ограничивающий доступ (Справа). Снимок сделан в Музее Холокоста в Скопье, Республика Македония
Файл:Skopsko Kale, stara.jpg
Вид на Еврейский квартал в Скопье. (Старая открытка)

В отличие от Румынии (ещё одного союзника нацистской Германии), где за время войны пострадало около 50% евреев, в Болгарии пострадало около 20%. В обеих странах в период от 1899 до 1939 г. антисемитизм возрастал.[8][9]

"Закон о защите нации"

В июле 1940 года Болгария начала вводить антисeмитские законы.[5] В январе 1941 года ввели „Закон о защите нации“.[5] В марте 1941 года Болгария стала союзником нацистской "оси".[5][10]

"Закон о защите нации", среди прочего, запрещал евреям владеть многими видами имущества и заниматься многими профессиями, практически лишая их возможности нормально зарабатывать. Ограничивались гражданские права евреев. В перспективе был взят курс на изгнание или уничтожение евреев в Болгарии.[11][12]

Файл:The Holocaust Museum in Skopje 20.JPG
Болгарские евреи на принудительных работах. Фото из Музея Холокоста в Скопье, Республика Македония.

Положение евреев Болгарии во время Второй мировой войны

Несмотря на всё это, в Болгарии, как и в Румынии, еврейскому населению удалось выжить.[13] Тем не менее, некоторые считают, что спасение 50000 евреев "внутренней Болгарии" - уникальный факт.[14]

В противопложность фашистскму правительству, Болгарская православная церковь и многие болгарские интеллигенты в то время встали, чтобы защитить евреев от позорного акта, затевавшегося Богданом Филовым. Среди них был и спикер парламента Димитр Пешев, который публично выступил против сервильной политики по отношению к Берлину.[15][16] К сожалению, ни патриарх Кирилл, ни спикер Димитр Пешев вместе с 42 членами парламента,[17] ни болгарская интеллигенция не смогли предотвратить депортацию евреев с оккупированных территорий Македонии и Фракии. [15][16][17]

Несмотря на все усилия болгарской общественности, болгарские евреи в годы осуществления антисемитских законов не были защищены:[5][18]

  • Мужчины-евреи в возрасте от 20 до 40 лет с 1941 по 1943 были привлечены к принудительному труду.[5]
  • Их дома были отмечены (см. фото).
  • Как и в нацистской Германии, болгарские евреив были даже вынуждены носить желтые ленты со звездой Давида.[5]
  • Болгарское правительство выслало софийских евреев в провинцию. (В 1934 году в Софии жило около 26.000 евреев, которые составляли около 9% от общей численности населения города). В течение двух недель около 20.000 евреев из города были изгнаны. Протесты еврейского и нееврейского населения против высылки были жестоко подавлены.[5]
  • Смешанные браки между болгарами и евреями были запрещены.[18]
  • Существовал запрет на занятия определенными профессиями и владение акциями предприятий евреями. [18]
  • Были введены чрезвычайные налоги на еврейское население.[18]
  • Был комендантский час для евреев.[18]
  • Евреи могли купить хлеб только из определенных пекарен.. [18]
  • По некоторым улицам движение евреям было запрещено. [18]

Болгарская оккупация

В апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти Королевства Сербия, в качестве части Болгарии.[19]

В оккупированные Болгарией области не были включены ни Салоники с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией Албании.[19]

Антисемитские постановления оккупантов

4 октября 1941 года болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать.

Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку Королевство Югославия имело к тому времени свои антисемитские законы, принятые еще в 1939 году.[20] Евреи Битолы были заключены в гетто, проживание в котором было принудительным.[21]

Уже с самого начала оккупации болгарские фашисты начали вводить вводить свои законы. 9 апреля 1941 года в Битоле были конфискованы еврейские дома, торговые и промышленные предприятия (см. фото).[11][12]

В соответствии с "Законом о защите нации" каждый еврей должен был заполнить специальную декларацию, которая содержала перечисление всех возможных видов его имущества, недвижимого и движимого, от домов и заводов до серебряных вилок и кожаных пальто. Всё это подлежало конфискации (с заменой на выплату денежной стоимости).

Цена всех конфискованных вещей должна была быть заплачена в болгарских левах. Работа комиссии, отвечающей за перепись собственности македонских евреев закончилась в конце 1941 года. Этим занимались болгары и немцы; они шантажировали евреев, требуя денег или других ценносией за то, чтобы не вписывать реальную стоимость вещи. Так был проведен полный учет собственности евреев.

В 1942 году давление на евреев выросло еще больше, когда в Битолу прибыли три специальных инспектора "по еврейским вопросам". На самом деле их прибытие было связано с началом полного геноцида по взаимному согласию болгарских фашистов с германскими. Началась экономическая ликвидация евреев.[22] В течение 1942 г. были приняты все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной Греции.

Специальным приказом была введена обязанность евреев, проживающих за границей, заплатить штраф в пользу государства. Это касалось евреев, находившихся в Америке, Хорватии, Боснии, Палестине, Сербии, Греции, Греческой Македонии (Салоники). С этих евреев причиталось в общей сложности 34 млн. левов штрафа. Кто не заплатил штрафа, были арестованы (или вынесено постановление об их аресте), и их имущество было конфисковано.[2]

Депортация в лагеря смерти

Концом процесса в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти Треблинка созданный нацистами в оккупированной Польше.[5][4][3]

Планирование депортации

Файл:The Holocaust Museum in Skopje 17.JPG
В начале 1942 года болгарские оккупационные власти в Битоле приказали всем главам еврейских семей внести в реестр свое имя, адрес и фотографию. Этот реестр является уникальным в анналах истории Холокоста, потому что это, вероятно, единственный сохранившийся такого рода документ, когда-либо составленный. (Экспонат Музея Холокоста в Скопье)

Ликвидация евреев из Македонии стал результатом соглашения между нацистской Германией и Царством Болгарией. От имени двух стран 2 февраля 1943 соглашение подписали Адольф Бекерле (немецкий полномочный министр в Болгарии) и Петр Габровский - болгарский министр внутренних дел.[6][22]

Конкретные планы по депортации были отражены в извещении от 12 ноября 1942 года Министерства иностранных дел Германии немецкому посольству в Софии, в котором говорится, что "болгарское правительство особенно радо сообщить, что, наконец, решит еврейский вопрос".[2] Кроме того, болгарское правительство просит Германию представить подробные планы по выселению евреев из Румыния, чтобы и оно приняло необходимые меры по выселению евреев.

Комиссариату по еврейскому вопросу болгарское правительство дало приказ составлять списки всего еврейского населения Македонии, собственности всех членов семьи с указанием возраста, пола, рода занятий и адреса места жительства. Крайний срок для представления основных списках было всего несколько дней.

Делегату еврейской общины Скопье был обязан в дополнение к спискам еврейского населения Скопье представить списки евреев, которые жили в местах, где из-за малочисленности евреев не были созданы еврейские общины. К ним относятся: Куманово, Прешево, Удово, Гервелия, Крива Паланка и Буяновац. Данные показали, что в 1941 году в Скопье, было 1181 семей с 3795 членами, в Битоле было 810 семей с 3351 членами, в Штипе 140 семей с 551 членом, в Куманово 7 семей с 17 членами, в Гервелии 3 семьи с 11 членами, в Велесе было 2 семьи с 8 членами, в Крива Паланка 1 семья из 5 членов, и в других местах - шесть семей с 28 членами. Это в общей сложности 2150 семей с 7762 членами.[2]

Фашистское правительство Болгарии и нацистской Германии вели секретные переговоры о выдаче еврейского населения с оккупированной территории Болгарии к немцам. 22 февраля 1943 в Софии были подписано соглашение о выселении 20000 евреев с территорий, оккупированных Болгарией, т. е. Фракии и Македонии. Выселение должно было осуществляться в восточные немецкие области (например, в Польшу). Соглашение подписали Александр Белев, комиссар по еврейским делам при Министерстве внутренних дел и национальной здоровья в Софии и немецкий капитан охранных подразделений (дивизий СС) Теодор Данекер. Соглашение было одобрено Советом Министров Болгарии. В нём указаны железнодорожные станции для отправки, а именно:

  • из Скопье 5000 человек в 5 поездах
  • из Битолы 3000 человек в 3 поездах
  • из Пироты 2000 человек в 2 поездах
  • из Горной Дзумаи 3000 человек в 3 поездах
  • из Дупницы 3000 человек в 3 поездах
  • из Радомира 4000 человек в 4 поездах

Министр внутренних дел и национального здравоохранения Петр Габровски представил доклад Совету Министров о достигнутой договоренности между Болгарией и Германией о предстоящем выселении 20000 лиц еврейского происхождения из "новоосвобождённых земель", и что они будут размещены в лагерях в городах: Скопье, Пирот, Горна Дзумая, Дупница и Радомир. Совет министров поручил комиссару по еврейским делам реализацию соглашения.

Согласно письму Бекерле от 22 января 1943 года, в переговорах с министром иностранных дел Болгарии по поводу высылки евреев он подтвердил, что, несмотря на меры, принятые против евреев, в первую очередь необходимо выселить евреев с "новоосвобождённых территорий". В ходе переговоров между немецким нацистским правительством и болгарским фашистским правительством постоянно обсуждалась высылка, то есть отправка в ​​лагеря смерти не только евреев "новоосвобождённых территорий", но старых областей Болгарии.

В телеграмме от 4 апреля 1943 г. Отто фон Риббентропа, министра иностранных дел нацистской Германии, германскому послу в Софии написано, что на переговорах в Берлине царь Борис "... дал согласие на вывоз в Восточную Европу евреев Македонии и Фракии. Из самой Болгарии он хочет выслать только небольшое количество большевикцко-коммунистических элементов. Другие 25000 евреев он соберёт в концентрационных лагерях в стране, потому что есть необходимость строить дороги. Я не удовлетворился заявлением царя, и сказал, что на наш взгляд, самое радикальное решение является единственным реальным решением еврейского вопроса ...".

После подписания договора, следуйте протоколу №32 Совета минсиров от 2 марта 1943 года, который обеспечивает организационные меры по депортации 20 000 евреев из "новых" и "старых" регионов Болгарии и конфискацию собственности.

Непосредственная подготовка депортации

Главному управлению железных дорог было приказано выделить, без оплаты, специальные поезда для транспортировки евреев из Македонии и Белморья в места, обозначенных Комиссариатом по еврейским делам. Реквизиционным комиссиям был приказ от Комиссариата по еврейским делам отобрать здания, необходимые для создания концентрационных лагерей, где будут размещены депортируемые.

Были мобилизованы гражданские лица, которые после высылки евреев должны были содержать еврейское имущество до его ликвидации. Наблюдатели были оплачены из фонда «еврейских общин». Вся недвижимость перемещенных евреев переходила болгарскому государству. Всё их движимое имущество должно было быть продано Комиссариатом по еврейским делам на специальных торгах, и эти средства должны были быть внесены в фонд «еврейских общин». Комиссару по еврейским делам поручено было выселить 20000 евреев, как это было предусмотрено в договоре с немецкими властями.

Комиссар по еврейским делам издал "Положение об организации и деятельности временных лагерей". Правила предусматривали чрезвычайно бесчеловечные условия. Некоторые из правил перечислены ниже:

  • В статье 7 Регламента предусматривает использование туалетов группами в сопровождении охраны.
  • Согласно статье 10 запрещается топить печи или разжигать жаровни - без отопления зимой 1943 года, которая была очень холодной.[2]
  • Статья 13 Положения гласит, чтобы задержанным оставили только одеяла, одежду и еду, всё остальное забрать.
  • Статья 18 запрещает смотреть в окна, открыв их, писать письма и читать газеты.
  • Статья 25 предусматривает кормление два раза в день, а для детей до 10 лет три раза в день, и т.д.

Издано десять приказов, назначающих различные технические службы в лагере, по состоянию на 9 марта.

В Скопье под лагерь были приспособлены здание Государственной (табачной) монополии, которое было расположена у железнодорожной станции и было пригодно для дальнейшей транспортировки. Хотя подготовка проводилась в строжайшей тайне, по различным каналам активисты Народноосвободительного движения узнали, что готовится что-то против евреев. Не было известно, сколько и где они будут интернированы (в Болгарии или в другом месте). Про лагеря смерти никто ничего не знал. Фашистская пресса в те дни писала, что евреи будут отправлены на по принудительные работы.

10 марта делегация евреев из Битолы была принята епископом, который великодушно обещал не допустить, чтобы что-то случилось. Делегация вернулась к большому собранию еврейских граждан, которые с радостью принял известие.[2]

Облава и депортация

Македонские евреи в заключении у болгар на табачном комбинате - Скопье в 1943 г.

В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, войска и полиция окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа.[23][24] Утром 11 марта людей начали собирать по домам. Женщин,детей и больных грузили на автобусы или грузовики. Евреям говорили, чтобы они сдавали "на хранение" драгоценности и деньги, которые якобы будут возвращены им в Болгарии. Дома высылаемых евреев были разграблены. Задержанных направили на железнодорожные станции в Битоле и Штипе и в изолятор временного содержания на государственный склад табака "Монополь" в Скопье.[21][24][25]

Считается, что имущество и активы депортированных евреев составили около $16 млн. (по оценке, сделанной в 2006).[16] Небольшая часть изъятых предметов хранились в Архиве Македонии, в том числе детский браслет, золотая турецкая монета и шпилька, восемь золотых зубных коронок и т.д.). С февраля 2011 года всё это находится в центре памяти жертв Холокоста евреев из Македонии.[26]

Файл:The Holocaust Museum in Skopje 29.JPG
Вагон для перевозки македонских евреев - экспозиция в Музее Холокоста в Скопье, Республика Македония.

Среди 7215 задержанных на складе "Монополь" были:

  • 539 детей моложе 3-х лет,
  • 602 детей в возрасте от 3 до 10 лет,
  • 1172 детей в возрасте от 10 до 16 лет,
  • 865 человек старше 60 лет,
  • 250 тяжело больных (лиц, прикованных к постели),
  • 4 беременные женщины, родившие в следственном лагере,
  • 4 человека погибли при прибытии в лагерь.

Из этих данных видно, что более одной трети заключённых в лагере были беспомощны. Одиннадцать дней спустя, из лагеря было выпущено 198 евреев - иностранных граждан и 67 человек - врачей, фармацевтов и членов их семей. Иностранные граждане были освобождены после вмешательства консульских учреждений. Врачи и фармацевты были дефицитными кадрами, которых не хватало болгарским властям, и они были освобождены из лагеря.[2]

Остальные были вывезены в железнодорожных составах для скота в Треблинку в три этапа:

  • первый транспорт с евреями Скопье ушёл 22 марта 1943 года;
  • второй транспорт с частью евреев Скопье, всеми штипскими и группой битолских евреев ушёл 25 марта 1943 года;
  • третий транспорт ушёл 29 марта с около 2500 человек.

Еврейские общины Югославии и Греции были почти полностью уничтожены.[27][28]

Несколько десятков евреев Битолы избежали депортации, четверо сбежали из транзитного лагеря. Ни один из 3276 евреев, депортированные из Битолы в Треблинку не выжил.

Число евреев, депортированных из Македонии

Количество депортированных евреев указано в болгарских официальных списках. Есть две группы оригинальных списков македонских евреев, сделанных в лагере незадолго до депортации; болгарские, в соответствии с которыми в лагере в Скопье было 1702 семей с 7056 членами, и немецкие, в котором лагере были 1828 семей с 7162 членами - по основным данным. В секретном письме от 18 марта 1943 A. Вите, немецкого консула в Скопье, направленном в Министерство иностранных дел в Берлине, сказал, что евреев выслано 7240.[2]

В докладе немецкой делегации в Софии Главному царскому управлению безопасности и работ о высылке евреев из Болгарии сообщено о высылке 7122 македонских евреев.

Заодно с евреями из Вардарской части Македонии болгарские власти депортировали и евреев Фракии и Греческой Македонии. Общее число евреев, высланных в лагеря смерти болгарскими властями - около 11400 человек.[6][3][5]

Треблинка

Файл:Treblinka Concentration Camp sign by David Shankbone.jpg
Лагерь смерти Треблинка, где были убиты все македонские евреи

Все евреи из Македонии были депортировани в лагерь Треблинка в Польше, где они были задушены в газовых камерах. Из Треблинки не вернулся никто.

По оценкам, в Треблинке было убито около 900.000 человек, из которых более 750.000 - евреи. Жертвы Холокоста в этом лагере в 100 километрах к северо-востоку от Варшавы, были убиты в период с июля 1942 до октября 1943 года.[25]

После войны

После освобождения Македонии в 1944 году, общее число выживших евреев, по мнению Федерации еврейских общин Югославии, было 419 (по состоянию на октябрь 1945 года).[29][30] Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины снова собрались в Белграде,[31] но только около 140 выжили.[32] Большинство из них выжили, перейдя в подполье на сторону югославских партизан.[23] Из депортированных в лагеря смерти, не выжил никто.

По подсчётам 1947 года, число евреев увеличилось до 534. Большинство выживших репатриировались в Израиль, некоторые вернулись в Македонию, остальные переселились в Сербию. В результате число евреев, живущих в Македонии снизилось до 82 к 1952 году.[29] Сейчас в Македонии живут около 200 евреев. Почти все живут в Скопье, одна семья живёт в Штип и один человек - в Битоле.[7]

Современное отношение болгар к событиям Холокоста

Болгария считает, что статус Фракии и Македония сыграл важную роль в судьбе тамошних евреев. Считается, что эти провинции были завоеваны немецкими войсками, а затем гражданским и военным властям Болгарии было поручено администрирование. Таким образом, Болгария чувствовала зависимость от Германии и вела себя строже с евреями из этих областей, чем с теми, кто в "Старой Болгарии".[33]


На Стокгольмском международном форуме за холокалустот (The Stockholm International Forum on the Holocaust) кој се одржал во Стокхолм во периодот од 26 - 28 јануари 2000 година, во извештајот презентиран од Г.Адамсон се вели дека во погледите на холокаустот биле „евидентни националистички тенденции посебно од делегатите од Бугарија, Латвија, Унгарија и Турција.“[34] Во извештајот потоа се продолжува со анализира и критика на говорите на делегатите од овие земји. Критиките во однос на бугарската делегација се однесуваат на саможртвата на Бугарија во отпорот против нацистите. Овие гледишта во голема мерка биле пренагласувни во говорите смета Адамсон, па дури и се претерувало во истакнувањрто на добротворниот карактер на бугарскиот народ во целина.[34] На оваа конференција бугарските делегати, исто така, лажно сведочеле дека депортацијата на Евреите во одредени области надвор од границите на предвоена Бугарија не биле извршени од страна на Бугари. Во истиот говор, спротивно на доказитe, било истакнувано дека бугарскиот парламент едногласно се спротивставувал на антисемитизмот.[34]

Stokholskiot международном форуме holokalustot (Стокгольмского международного форума по Холокосту), которая состоялась в Стокгольме в период с 26 по 28 января 2000 года, в докладе, представленном G.Adamson заявил, что мнения о Холокосте были "очевидно националистические тенденции особенно делегатов от Болгария, Латвия, Венгрия и Турция ». [34] В докладе затем переходит к анализу и критике выступления делегатов из этих стран. Критика в отношении болгарской делегации относительно самосожжения Болгарии в сопротивлении против нацистов. Эти взгляды были в основном prenaglasuvni речи считается Адамсон, даже preteruvalo istaknuvanjrto благотворительный характер болгарского народа в целом. [34] болгарских делегатов в конференции также ложно свидетельствовали, что депортация Евреи в некоторых районах за пределами довоенного Болгария, не были совершенные болгарской. В той же речи, в противном случае dokazite подчеркнуть, что болгарский парламент единогласно выступили против антисемитизма. [34]

Несмотря на все это, той же конференции Петр Стоянов спросил признание Болгарии человечества [15] же году еврейская община в Македонии направило обращение для установления виновности короля . Борис в геноциде евреев Вас. [15]

Бывший президент Петр Стоянов сказал, что преследование евреев в последние 700 лет, выполняется, когда Болгария находилась под иностранным господством (турецкий или Византийской империи). [17]

Бывший президент Болгарии Желю Желев рехабилитирал военных преступников, включая Богдан Филов, премьер-министр правительства Болгарии за годы фашистской Болгарии и других людей вокруг него, такие как делегат от Комиссариата по еврейским делам во главе Скопье, Иван Захариев возглавлял сбор евреев в Монополию в Скопье и их депортации в Треблинка. [35] [15]

В 1996 году болгарские евреи, которые живут в США, в честь Борис III и спасения болгарских евреев 50000 загружен лесом в Израиль, которая называется' болгарских лесов. В рамках этой инициативы были воздвигнуты памятники короля, королевы Иоанны, Димитар Пешев dostojnicite болгарской церкви и других достойных людей того времени. [36]

В результате реакции израильтян с македонского происхождения [35] и некоторых болгарских интеллектуалов, {{}} то после рассмотрения выводов для депортации евреев из Македонии, Фракии и Pomoravjeto по приказу президента Израиля, Шимон Перес, все памятники были удалены. [15] [35] [36]

13 февраля 2003 Година с решением болгарского правительства 10 марта был объявлен День Холокоста и жертв преступлений против человечества. [37] [38] В Болгарии этот день в то же время отмечается как День спасения болгарских евреев 50000. [39]

Как реакция на открытии Мемориала Холокоста Центр евреев из Македонии Скопье болгарской историка Георгия Маркова событие называется "анти-болгарской кампании». [40]


Покрај сето ова, на истата конференција Петар Стојанов побарал признание за хуманоста на Бугарија.[15] Истата година, Еврејската заедница во Македонија упатила апел за утврдување на вината на царот Борис во геноцидот над Eвреите.[15]

Поранешниот претседател Петар Стојанов рекол дека прогон на Евреите, во последните 700 години, се вршел кога Бугарија била под странска власт (турската или византиската власт).[17]

Поранешниот бугарски претседател Жељу Желев ги рехабилитирал воените злосторници меѓу кои и Богдан Филов, премиерот на бугарската влада од годините на фашистичкиа Бугарија и другите околу него како на пример делегатот на Комесаријатот за еврејски прашања надлежен за Скопје, Иван Захариев кој раководел со собирањето на Евреите во Монополот во Скопје и нивната депортацијата кон Треблинка.[35][15]

Во 1996 година бугарските Евреи кои живеат во САД, во чест на Борис ІІІ и спасувањето на 50.000 бугарски Евреи, подигнале шума во Израел која е наречена Бугарска шума. Како дел од истата иницијатива биле подигнати и споменици на царот, на царицата Јоана, на Димитар Пешев, на достојниците на Бугарската црква и на други заслужни личности од тоа време.[36]

Како резултат на реакциите на Израелците со македонско потекло[35] и на некои бугарски интелектуалци,Шаблон:Факт откако биле преиспитани сознанијата за депортацијата на Евреите од Македонија, Тракија и Поморавјето со наредба на претседателот на Израел, Шимон Перез, сите споменици биле отстранети.[15][35][36]

На 13 февруари 2003 годинa со одлука на владата на Бугарија 10 март е прогласен за Ден на холокаустот и на жртвите на кривичните дела против човештвото.[37][38] Во Бугарија овој датум истовремено се слави и како Ден на спасување на 50.000 бугарски Евреи.[39]

Како реакција на отворањето на Меморијалниот центар на холокаустот на Евреите од Македонија во Скопје бугарскиот историчар Георги Марков го нарекол настанот „антибугарска кампања“.[40]

См. также:

Источники

Документы

Примечания

  1. Јовановска, Маја Урните со пепел на македонските Евреи жртви на Холокаустот на едно место (македонски). Канал 5. Проверено 10 июля 2011.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Жамила Колономос, Вера Весковиќ-Вангели, Steve Lipman
, The Unknown Rescue, The Jewish Week, April 28, 2000 [1]Татјана Поповска Наш, Камен од Македонија поставен во Треблинка, ТАЖНА ЦЕРЕМОНИЈА ВО ПОЛСКИОТ ЛОГОР НА СМРТТА, Дневник, 24 септември 2008. [2].holofund2000Евреите во Македонија во Втората светска војна (1941-1945), Зборник на документи, том 1, и том 2, Скопје, 1986.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Vera Rich, Bulgaria: Shadows of the holocaust, The Lancet, Vol. 337, Issue 8750, Page 1152, 11 May 1991.
  4. 4,0 4,1 Shlomo Alboher, The Jews of Monastir Macedonia - The Life and Times of the Departed Jewish Community of Bitola [3]
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Bulgaria, Holocaust Encyclopedia http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005355
  6. 6,0 6,1 6,2 Битолските народноослободителни партизански одреди, СЗБ-НОВ, Битола, 1982.
  7. 7,0 7,1 Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review [4]
  8. Brustein, W.I., King, R.D. Balkan a nti-Semitism: The cases of Bulgaria and Romania before the Holocaust, East European Politics and Societies Volume 18, Issue 3, June 2004, Pages 430-454
  9. E.J.Hollander, The final solution in Bulgaria and Romania: A comparative perspective, East European Politics and Societies, 22, May 2008, Pages 203-248.
  10. Милкова Ф., История на българската буржоазна държава и право през периода 1918-1944 г., С., 1976, с.192.
  11. 11,0 11,1 М.X. Константинов, Занаети и еснафи во Битола и околијата, Битола, 1961 год. стр. 25-79.
  12. 12,0 12,1 М.X. Константинов, Битолски Евреи, Прилози, бр. 1, Битола, 1960.
  13. Brustein, W.I., King, R.D., Anti-semitism as a response to perceived jewish power: The cases of Bulgaria and Romania before the holocaust, Social Forces 83, December 2004, Pages 691-708
  14. Beyond Hitler's Grasp: The Heroic Rescue of Bulgaria's Jews, Michael Bar-Zohar, Adams Media Corporation, 2001, ISBN 158062541X, 298 pages.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6 15,7 15,8 15,9 Димитар Чулев, Израелскиот национален фонд открива нови моменти за улогата на бугарскиот суверен како божемен еврејски спасител - Депортација на Евреите за 300 марки по човек Среда, 19 Јули 2000 г.
  16. 16,0 16,1 16,2 Димитар Чулев, Треба да добиеме морална сатисфакција од Бугарија - ИНТЕРВЈУ - Виктор Мизрахи, претседател на Еврејската заедница на Македонија за холокаусто, Утрински Весник, број 1115, 16 октомври 2006.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Steve Lipman
, The Unknown Rescue, The Jewish Week, April 28, 2000 [5]
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 18,6 Аврамов, Румен. Комуналният капитализъм: Т.III. София, Фондация Българска наука и култура / Център за либерални стратегии, 2007. ISBN 978-954-90758-9-2.
  19. 19,0 19,1 Chary, p. 45
  20. Chary, p. 46
  21. 21,0 21,1 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
  22. 22,0 22,1 Жамила И. Колономос, Битолската еврејска заедница и нејзиното учество во НОВ 1941-1942 год, Зборник – Битола и Битолско во НОВ 1941 И 1942 год. (материјали од Симпозиумот одржан на 11, 12 и 13 април 1977) кн. 2, 1978год. стр. 542,
  23. 23,0 23,1 Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski
  24. 24,0 24,1 Holocaust Encyclopedia - The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry
  25. 25,0 25,1 Отворање на Меморијалниот центар на холокаустот, Press24, 10 март 2011 [6]
  26. Архивот му подари вредни артефакти на музејот на холокаустот, 24 Февруари 2011 [7]
  27. The Jewish Community of Monastir: A Community in Flux, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
  28. Transports from Macedonia and Thrace (англ.). deathcamps.org (2005). Архивировано из первоисточника 31 августа 2012. Проверено 28 декабря 2011.
  29. 29,0 29,1 Давид Пипера, Јеврејски алманах 1968-1970, Савез јеврејских општина Југославије.
  30. "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix
  31. "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix
  32. "Macedonia's Jews battle the odds of survival", Katka Krosnar, Centropa Reports
  33. Спасяването на българските евреи през Втората световна война. Глава седма. Депортацията на евреите от Тракия и Македония. Христо Бояджиев (София, 1991 год., стр. 43-58)
  34. 34,0 34,1 34,2 34,3 34,4 34,5 G. Adamson, Selective perceptions: The Stockholm International Forum on the Holocaust, Patterns of Prejudice, Volume 34, 2000, 65-71.
  35. 35,0 35,1 35,2 35,3 35,4 35,5 Yossi Melman and Haaretz Correspondent, Bulgaria accepts blame for deaths of 11,000 Jews in Shoah, HAARETZ (20.03.2008) [8]
  36. 36,0 36,1 36,2 36,3 TRIBUTE, Tsar Boris III of Bulgaria, the Tsar Unifier and Savior of the Bulgarian Jews THE NATIONAL HERO, Holocaust Survivors and Remembrance Project
  37. 37,0 37,1 Честваме 66 години от спасяването на българските евреи, News.bg (10.03.2009) [9]
  38. 38,0 38,1 Bulgaria Honors Holocaust Vicitms, 1943 Rescue of Jews, Novinite.com (10 март 2011) [10]
  39. 39,0 39,1 Отбелязваме спасението на евреите в България, News.bg, 10.03.2011. [11]
  40. 40,0 40,1 Ива Иванова, Скопие ни "захапа" и за евреите, News.bg 10.03.2011 [12]

Ошибка цитирования Тег <ref> с именем «voa10mart2011», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка цитирования Тег <ref> с именем «prvanov2008», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка цитирования Тег <ref> с именем «treblinka2008dnevnik», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка цитирования Тег <ref> с именем «treblinka2008vecer», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.
Ошибка цитирования Тег <ref> с именем «prvanovSega», определённый в <references>, не используется в предшествующем тексте.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация