Мидьян
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | |||||||||||
|
Мидьян (ивр. מִדְיָן) - территория обитания полукочевых племён мидианитов (ивр. מִדְיָנִים - мидьяним) в районе пустыни Негев.
Содержание |
Упоминания в ТаНаХе
Родоначальник мидианитов, Мидиан, назван в числе сыновей Авраама от наложницы Кетуры, отосланных им «в землю восточную» (Быт. 25:1–6).
Название мидианиты относилось к группе племен, составлявших конфедерацию, о чем свидетельствует наличие у них нескольких царей (Чис. 31:8; Суд. 8:5).
Мидианиты были родственны другим полукочевым и кочевым племенам Заиорданья, Негева и Синая — амалекитянам, кенитам и другим.
Мидианитские торговцы упоминаются в эпизоде продажи Иосифа (Берешит 37:28). Итро, тесть Моше, был мидианитским жрецом (Исх. 2:15–3:1), и члены его семьи сопровождали израильтян в их скитаниях по пустыне (Чис 10:29–32).
Помимо торговли мидианиты занимались разведением мелкого рогатого скота (Исх. 2:16–17), не гнушаясь одновременно грабежом соседних территорий (Суд. 6:5). В эпоху Царств посредничали в вывозе ладана и золота из Сабы (Ис. 60:6).
Однако другая часть мидианитов вступила в союз с враждебным Израилю Моавом (Чис 22:4–7; 25:1–18), за что израильтяне поразили многих из них (Чис 31:1–20).
В эпоху Судей набеги мидьянитов на Ханаан были серьезной военной угрозой для израильтян (кн. Судей 6:1–7) до тех пор, пока Гидеон не нанес им поражение (кн. Судей 8:10). После этого поражения мидьяниты исчезают с политической и военной арены.
Мидианиты кочевали в Заиорданье вдоль границ Аравийской пустыни и на окраинах Моава и Эдома до пустынь Синая, контролируя торговые пути из Ханаана в Египет. Греко-римские, а позднее арабские источники упоминают о мидианитах в Аравии и на берегу Красного моря. По-видимому, мидианиты были вытеснены в Аравию, однако не исключено, что они жили там уже в библейские времена.
Истребление Мидьянитян в Книге Чисел
Согласно Чис.31 евреями были уничтожены все взрослые женщины, мужчины и дети мужского пола. Библия объясняет приказ Бога "совершить мщение над мидьянитянами" тем, что мадианитянки соблазняли еврейских мужчин и подстрекали их к идолослужению (см Пинхас).
Некоторые современные исследователи [1] [2] пытаются представить истребление мидьянитян как "пример геноцида со стороны евреев" - намеренно игнорируя тот факт, что в ту эпоху истребление покоренных народов было обыденным действием и рутинными "законами войны", и так поступали многие народы (см., например, Второзаконие 2:21-24). .
Аллегорические христианские интерпретации
Христианские святые склонны к аллегорическому толкованию эпизода.
Ефрем Сирин понимает под пятью царями пять чувств, при помощи которых человек предаётся греху[3].
Нил Синайский обращает внимание на случаи сексуальных контактов между иудеями и мадианитянками, что даёт ему повод счесть последних символом «блудных страстей» (подобное толкование содержится и в одном из патериков[4]). В кочевом образе жизни мадианитян Нил видит указание на внутреннюю пустоту бездуховного времяпрепровождения[5].
В искусстве
Истребление мидьянитян было изображено на одной из росписей Золотой палаты Кремля. Вероятно, этот сюжет ассоциировался у художника с завоеванием Иваном Грозным татарских ханств[6].
Источники
Сноски
- ↑ Political Science Faculty Адам Джонс, «Genocide: A Comprehensive Introduction»
- ↑ Daniel Chirot Job and Gertrud Tamaki Professor of International Studies (англ.). — «Columbia University, Ph. D., Sociology, 1973» Кларк МакКоли Clark R. McCauley Curriculum Vitae (англ.) (2004-03). — «Ph.D. University of Pennsylvania, 1970, Social Psychology»Daniel Chirot, Clark McCauley Why Not Kill Them All?: The Logic and Prevention of Mass Political Murder. — Princeton University Press, 2010. — С. 29-30, 38-39. — 288 с. — ISBN 0691145946
- ↑ Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Числ
- ↑ Древний патерик
- ↑ Творения
- ↑ Забелин И. Е. Государев двор, или дворец. М., 1990. — С. 200—201.