Ессеи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Ессеи, или кумраниты, — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.
Первоначальные сведения о них находятся у Филона, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других — после трёхлетнего испытания.
Содержание |
Кумранская община
При приёме вступающий в орден должен был под страшной клятвой дать обет:
- чтить Бога
- быть справедливым ко всем
- никому не вредить
- быть врагом неправды
- сохранять верность властям
- достигнув власти, не превозноситься
- не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
- обличать ложь и любить истину
- ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать
- воздерживаться от незаконной прибыли
- догматов ессейского учения никому не передавать
- не употреблять клятвы
- верно хранить писания (древние книги) ессеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу — таинственные имена Божии)
Далее, по рассказу Филона, ессеи
- не приносили кровавых жертв (по Флавию — они не приносили этих жертв лишь в иерусалимском храме)
- усердно занимались
- земледелием
- пчеловодством
- скотоводством
- ремеслами
- врачеванием (посредством произнесения заклинательных формул и стихов)
- не делали оружия и отвергали войну
- признавали лишь общую собственность
- безусловно отрицали рабство
- помогали друг другу всячески
- учили, что все они братья между собой
Обычаи
Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. Теософию они считали праздной болтовней, но много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой (что вовсе не означает, вопреки мнению некоторых, парсизма), они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни — в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Ессеи верили в предопределение.
Происхождение
По мнению Неандера, ессейское учение заимствовано от халдеев, со времени плена вавилонского. По мнению Деллингера, в основе ессеизма лежат больше греческие, пифагорейские идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считают ессеизм учением чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к фарисейству и саддукейству. Находят также генетическое отношение ессеев с египетскими терапевтами, расходясь (Гфрёрер и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому.
Ессеи и христианство
Столь же различны мнения по вопросу об отношении ессеизма к христианству. Из древних Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним думали, что отрасль ессеев — египетские терапевты — была не что иное, как первые александрийские христиане, обращенные апостолом Марком, а хранимые ими «писания древних мужей» — евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на основании хронологических соображений, не допускающих одновременности терапевтов и евангелия Марка. Из современных учёных Грец, отрицая подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывает его христианину какой-либо энкратитогностической или монтанистической секты, терапевтов же признаёт христианами, но не первыми слушателями евангелия Марка, а аскетами еретического направления.
Учёные сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для воспринятия христианства и что между первыми массами последователей библейского персонажа Иисуса было много ессеев; но из них-то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.
Кумранские рукописи
Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мёртвого моря, или Кумранских рукописей — большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия. Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5, возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка. Согласно данной гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами.
Литература
- Владимиров А. Кумран и Христос. — М.: Беловодье, М., 2002.
- Амусин И. Д. Находки у Мёртвого моря / Ответственный редактор В. В. Струве. — М.: «Наука», 1964.
- Амусин И. Д. Рукописи Мёртвого моря / Ответственный редактор С. И. Ковалёв. — М.: Издательство академии наук СССР, 1960.
- Елизарова М. М. Община терапевтов (из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.) / Ответственный редактор И. Д. Амусин. — М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1972.
- Зусман А. Ессеи: Религиозное течение в Палестине во времена Иисуса Христа. — М.: 1913. — 47 с.
- Лебедев П. А., прот. Ессеи и ферапевты // Дух Христианина. — 1862.
- Lucius. Der Essenisinus und das Judenthum. — 1889.
- Лурье С. Я. Ессеи // Историческое обозрение. — 1892 Т. IV.
См. также
- Фарисеи
- Саддукеи
Ссылки
bg:Есеи ca:Essenis cs:Esejci da:Essæerel:Εσσαίοιeo:Esenojet:Esseenid fa:اسنیها fi:Essealaisetfy:Essenenia:Essenosja:エッセネ派 ko:에세네파 lt:Esėjai nl:Essenen oc:Essenian pl:Esseńczycy pt:Essênios ro:Esenieni sk:Esejci sl:Eseni sv:Esséer sw:Waeseni tr:Esseniler zh:艾賽尼派 zh-yue:艾賽尼人
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.