Дуализм (еврейский аспект)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Дуализм (от латинского dualis — `двойственный`), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи. В более широком смысле понятие дуализм прилагается к любым учениям, утверждающим равноправность двух противоположных начал.
Содержание |
Дуализм в религии
Дуализм в религии утверждает существование двух независимых высших сил или богов, воплощающих, соответственно, доброе и злое начала (см. Добро и зло). Религиозный дуализм характерен для религии древней Персии — зороастризма, а позднее — для мистических учений гностицизма.
Дуализм и иудаизм
Несовместь дуализма с еврейским монотеизмом
Последовательный дуализм несовместим с еврейским монотеизмом, так как он противоречит идее единого, вездесущего и всемогущего Бога. Уже в библейские времена идеи дуализма сталкиваются с оппозицией пророков: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7; см. также Пс. 74:16–17). В талмудической литературе часто встречается полемика с теми, кто придерживается учения о двух верховных силах (штей рашуйот).
Талмуд о причинах происхождения дуалистических учений
Законоучители Талмуда объясняли происхождение дуалистических религиозных учений тем, что Бог открывается людям в разных своих качествах, вследствие чего язычники могли прийти к ошибочному заключению о том, что мир управляется двумя верховными силами (Ял. Шим. 1:246). В опровержение этой точки зрения Талмуд приводит стих книги Второзаконие (32:39): «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю» (Сиф. Втор. 329).
Влияние идей дуализма
Известное влияние идей дуализма можно обнаружить в некоторых из апокрифических книг (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы), что, вероятно, явилось одной из причин того, что они не были включены в библейский канон.
Наибольшее приближение к идеям дуализма обнаруживается в Мертвого моря свитках. Талмудическое учение о присущих человеку добрых и злых наклонностях (hа-иецер hа-тов и hа-иецер hа-ра) переносит дуализм в область психологии и тем делает его более приемлемым для иудаизма, чем метафизическое учение о борьбе доброго и злого начал в мире.
Условия приемственности иудаизмом противоположностей в дуалистической форме
Вообще, иудаизм может принимать учения, выражающие метафизические и моральные противоположности в дуалистической форме, при условии, что этим противоположностям не приписывается абсолютного характера, что противоречит вере во всемогущего и доброго Творца (см. Бог).
Такой относительный, а не абсолютный дуализм характерен для некоторых течений еврейского мистицизма, ассимилировавших элементы гностических учений.
Наиболее заметно проявление дуалистических тенденций в каббалистической концепции греха (см. Каббала). Глубокое чувство реальности зла заставило многих каббалистов постулировать существование демонического царства зла (ситра ахара) или эманации (ацилут) левой стороны, являющейся обратным, зеркальным отражением «стороны святости», с которой она пребывает в борьбе. Однако именно потому, что каббалистическое учение не знает абсолютного дуализма, оно вынуждено искать происхождение демонического царства клиппот (скорлупы) где-то в сфере Божественной эманации.
Влияние философского дуализма на еврейскую религиозную философию
Философский дуализм, восходящий к учению Платона и теориям неоплатоников, оказал значительное влияние на еврейскую религиозную философию уже в эпоху эллинизма (см. Филон Александрийский).
Рецепция идей греческих мыслителей еврейской философией осуществлялась с помощью представления о сотворении мира, чуждого античному мировоззрению. Саадия Гаон в своей книге «Эмунот ве-деот» («Верования и воззрения») уделяет определенное место опровержению дуализма. Признание двух творцов, по его мнению, несовместимо с Божественным атрибутом всемогущества.
Преодоление дуализма в средневековой еврейской философии достигалось с помощью отрицания самостоятельного субстанциального бытия зла, которое признавалось лишь отрицанием добра, подобно тому, как тьма является лишь отсутствием света (см. Маймонид).
Отрицание дуализма является подоплекой характерного для хасидизма признания добра, заложенного во всех, даже самых будничных проявлениях человеческой жизни. См. также грех.