Старый ишув
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Надо консолидировать эту статью со статьей Старый ишув - дополнение
Регулярная исправленная статья | |
Старый ишув (ивр. היישוב הישן hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль, жившего в Стране до начала сионистской Первой алии в 1881 году, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув". Началом "Нового ишува" считается основание, в 1882 году, города Ришон-ле-Цион).
В идеологическом смысле "Старый ишув" - это предки современных "харедим" ("ультраортодоксов")
Содержание |
Структура
Население старого ишува четко разделялось на сефардов и ашкеназов, которые делились на хасидов и литваков ("Прушим"). В качестве отдельных групп можно выделить также тейманим (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).
Большая часть старого ишува проживала, в четырёх святых для евреев городах, это Иерусалим, Цфат, Тверия и Хеврон.
Помимо этих городов, еврейские общины существовали в Яффо, Хайфе, Пкиине, Акко, Шхеме и до 1799 года в Газе.[1] Выходцы из Старого ишува основали также (в 1878 году) город Петах-Тиква
История
Алия в Страну Израиля в Средние века
"Наинизшей" точкой еврейского присутствия в Стране Израиля являлся период крестоносцев. Поосле падения государства крестоносцев начинается постепенное увеличение еврейского населения Страны.
Маймонид после 1178 года немного жил в Эрец-Исраэль, а затем вернулся в Египет и поселился там.
В 1211 году из Англии и Франции в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 евреев-тосафистов.
В 1260 году рабби Иехиэль из Парижа, глава Парижской иешивы вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою иешиву в Акко[2] , он умер в 1265 (по другим данным в 1286 году)[3] и был похоронен неподалеку от города Хайфа, на горе Кармель.
В 1267 году Моше бен Нахман (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.
В 1488 году раввин Овадья из Бертиноро прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в Италии для поддержки неимущих.[4]
Алия после изгнания из Испании
В 1492 году евреи были изгнаны из Испании, а в 1497 году произошло изгнание евреев из Португалии. Многие изгнанники оказались в Эрец-Исраэль.
К началу 16 века, Цфат стал центром учения Кабалы, в городе проживали многие известные раввины и учённые.
В 1561 османский султан подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, Иосифу Наси город (Тверию), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.[5], однако этот проект не был реализован.
Алия учеников Иеhуды Хасида (1700)
В 1700 году в Иерусалим переселилась группа из около 1000 европейских евреев, под руководством Иеhуды Хасида. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном сефарды (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).
На строительство синагоги переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В 1721 год ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов, арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.
Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды.
Однако алия группа Иеhуды Хасида произвела большое впечатление на современников, поскольку она представляла собой первую — с 13 в. — организованную алию ашкеназов в Эрец-Исраэль.
Согласно традиции, Иеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на котором в середине 19 в. лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид» (разрушена арабами в 1948 г., восстановлена и открыта в 2010 г.[6]
Алия в 18-19 в.
В 1764 году рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей Баал Шем Това) поселился в Тверии.
В 1777 году группа хасидов, под руководством р. Менахем Мендель из Витебска и р. Авраам из Калиша, учеников р. Дов-Бера из Межерича, поселились в Тверии.
В 1806 г в Страну переселилась горуппа учеников Виленского Гаона (см. Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») в 19 в.) Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида.
Начиная с 1830 года, около двадцати учеников Хатама Софера поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме.
В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в Хеврон и Иерусалим, который утвердился в качестве центра старого Ишува.[7]
Положение во второй половине 19 в.
Во течение 19 в. Палестина, оставаясь частью Турецкой империи, постоянно находилась в фокусе борьбы (и даже войны) между различными турецкими и арабскими кланами и наместниками. Каждая из сторон пыталась привлечь на свою сторону европейцев, обладавших мощной военной техникой, и это резко усилило европейское проникновение в Страну. В середине XIX века в Стране открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране оставаясь иностранным подданным, и находиться при этом под защитой иностранного консульства. Палестина быстро "европеизировалась" и модернизировалась.
В связи с этим начиная с 1850-х годов все больше и больше евреев переселяются в Страну Израиля. В 1860-х-70-х гг. Старый ишув не только количественно увеличивается, но и сильно меняется качественно.
Начиная с 1850 г. евреи составляют большинство в Иерусалиме. Важнейшим событием стал выход иерусалимских евреев за пределы стен Старого Города и начало строительства новых кварталов. Одними из первых были кварталы "Мишкенот Шаананим" и "Нахалат Шива", позже - "Меа Шеарим". В то время это было не только необычно, но и очень опасно. Люди, жившие вне пределов городских стен, подвергались опасности нападения ночующих повсюду арабских шаек. Квартал строился в виде замкнутого пространства - так, чтобы можно было защитить его от нападения.
Экономика
Халука
Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "халука" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. [8]
Экспорт этрогов
Цитрон, а в еврейской традиции - этрог (ивр. אתרוג), является одним из атрибутов иудейского праздника Суккот. Экспорт этрогов из Эрец-Исраэль, был одним из источников доходов старого ишува. Этому предшествовала идея сионисткой организации Ховевей Цион вернуться на землю предков и восстановить еврейское земледелие, до появления в Палестине сионистов, этроги выращивали в основном арабы, а позже и евреи. [9]. Еврейский учёный и раввин Яков Сапир, стал первым евреем-ашкенази, который начал торговать этрогами. Сам Сапир пишет об этом так:
Когда я пришел из города Цфата, да будет он отстроен, в святой город Иерусалим в 1835г., вся торговля этрогами был в руках у сефардийской общины. Рабби, который заведовал фондом, посылал в месяц Ав двух евреев, родившихся в Израиле, для покупки этрогов. В те дни для евреев было достаточно 500[10] |
Также по словам Сапира, торговля этрогами была монополизирована сефардской общиной еще до 1835 года, у сефардов был контракт с арабами из города Умм-эль-Фахм, в основном тогда выращивался Балади (один из сортов этрога). В 40-е годы 18 века сефарды способствовали внедрению в сельское хозяйство Греческих цитронов, которые стали выращивать и в еврейских хозяйствах.
Особую роль в развитии производства этрогов, сыграл раввин Хаим Эллизер Вакс, в 1876 году он купил"три сада в селе Хиттин, и посадил там несколько сотен этроговых деревьев. Позже хозяйство Вакса разрослось до 13 000 деревьев.
Сельскохозяйственные поселения
В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. Саломон, Иоэль Моше)
Примечания
- ↑ БЕНИАМИН НОЙБЕРГЕР,ДАН КАСПИ Власть и политика в государстве Израиль. — С. 126.
- ↑ Париж (История евреев Парижа). Проверено 19 апреля 2011.
- ↑ JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS (англ.). Проверено 19 апреля 2011.
- ↑ Бертиноро Овадия бен Аврахам Яре. Проверено 19 апреля 2011.
- ↑ Статья «Наси Иосеф» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Якир Мамлаль Синагога "Хурва" отстроена
- ↑ Статья «История Цфата» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism, Binyamin Ish Shalom (англ.)
- ↑ Юлия Систер, Бецалель Гендлер, Евгений Животовский Возрождение.
- ↑ Нехама Шварц (Беркинблит) Увлекательные путешествия этрога.
Ссылки
- Статья «Ишув» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья старый ишув в Ежевике
- Музей старого ишува в виртуальной еврейской библиотеке
- Вклад старого ишува в развитие языка иврит
- Сайт еврейского агентства — Ишув
- Aviva Halamish The Yishuv: The Jewish Community in Mandatory Palestine (September 2009). — на сайте «Еврейской виртуальной библиотеки» (JVL). Проверено 23 ноября 2024.
|
||
---|---|---|
Досионистская алия | Возвращение к Сиону • Старый ишув | Файл:Israel-flag01c.jpg |
До создания Израиля | Первая алия • Вторая алия • Репатриация во время Первой Мировой Войны • Третья алия • Четвёртая алия • Пятая алия • Алия молодёжная • Репатриация во время Второй Мировой Войны • Бриха • Новый ишув | |
После создания Израиля | Операция «Волшебный ковёр» • Операция Эзра и Нахемия • Исход евреев из мусульманских стран • Репатриация из Польши в 1968 • Алия из СССР в 1970-е • Операция «Моисей» и Соломон • Репатриация в 1990-е из стран бывшего СССР • Репатриация из Латинской Америки в 2000-е | |
Концепции | Иудаизм • Сионизм • Закон о возвращении • Земля Обетованная • Эмиграция из Израиля • Галут • Еврейский мессианизм | |
Связанные темы | Моссад ле-Алия Бет • Еврейская История • Еврейская диаспора • История евреев в Израиле • Ишув • История Израиля • Израильские евреи • Антисионизм • Иврит • Религиозный сионизм • Палестинские евреи • Джойнт |
|
||
---|---|---|
Идеологии |
Общий • Социалистический • Ревизионистский • Реформистский • Религиозный • Культурный • Федеративный • Антисионизм • Постсионизм • Неосионизм • Христианский • Мусульманский • |
|
Организации |
Ховевей Цион • Всемирный еврейский конгресс • Всемирная сионистская организация • Гистадрут • Еврейский национальный фонд • Еврейское агентство • Ваад Леуми • Сионистская организация Америки • Религиозные сионисты Америки • Антидиффамационная лига • ВИЦО • Сионистский форум • Бейтар • Еврейское движение сопротивления • Хагана • Иргун • Лехи • Пальмах • Поалей Цион • Авода • Ликуд • Херут • Бней Акива • Гуш Эмуним • Ха-шомер ха-цаир • Ха-ноар ха-овед ве-ха-ломед |
|
Прочее |
История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Хома у-мигдал • Израильские поселения • |
ar:يشوب قديمУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.