Синагоги Бен-Заккая
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
В Еврейском квартале Старого города в Иерусалиме напротив Сионской горы,расположены рядом четыре синагоги. Это так называемые сефардские синагоги Бен-Заккая, история которых восходит к XVI веку. Именно тогда, через несколько лет после изгнания из Испании и Португалии, евреи начали заселять страну Израиля, которой правила в то время Оттоманская империя. Судьба этого комплекса строений на протяжении нескольких веков полностью повторяла судьбу еврейского народа – оба одновременно пришли к расцвету, одновременно пережили упадок и одновременно претерпели возрождение.
Синагога Рамбана
Главная городская синагога в Иерусалиме была построена Рамбаном и просуществовала 300 лет. (Из писем Рамбана к сыну известно, что изгнанный из Испании великий мудрец не смог собрать в Иерусалиме миньяна - в городе не нашлось 10 взрослых евреев, т.к. все завоеватели XIII века (а их было множество) уничтожали еврейское население. Вокруг Рамбана собираются ученики. Еврейское присутствие в Иерусалиме восстанавливается. Начинает действовать синагога, которую позднее, в XVI в., ее владелец - еврей, принявший ислам, передал в руки мусульман. (И сегодня в Еврейском квартале Старого города можно увидеть мечеть, построенную рядом с закрытой синагогой, превращенной в склад.)
Четыре синагоги
Лишившись синагоги Рамбана, сефардские евреи построили комплекс Бен-Заккая к югу от старой синагоги.
Комплекс состоит из четырех различных строений, имеющих свое название:
- синагога рабби Йоханана Бен-Заккая,
- конгрегация пророка Элиягу,
- Стамбульская синагога и
- Эмцаи (Средняя).
Согласно традиции, синагога Йоханана Бен-Заккая (известная также как Великая Конгрегация) располагается именно в том месте, где великий мудрец Талмуда занимался со своими учениками. Она является самой большой в комплексе. В ней происходило посвящение в Главные раввины - "Ришоним ле-Цион". В синагоге Элиягу когда-то хранилось древнее кресло, которое по преданию принадлежало великому пророку, а также "балдахин жениха", который был вывезен в Иерусалим испанскими изгнанниками и которым в течение многих десятков лет каждый жених пользовался в день свадьбы. Синагоги Стамбульская и Эмцаи - известные также как Сионская конгрегация - когда-то служили внутренним двором первых двух синагог. Со временем, когда численность еврейской общины возросла, каждая из них приобрела самостоятельность. Например, Стамбульская синагога была особенно популярна среди ремесленников, мелких лавочников и молодежи.
Отличительной чертой комплекса является скромный внешний облик при необычайной красоте и ощущении простора внутри зданий. По замыслу архитекторов полы синагог утоплены на 3 метра относительно уровня улицы. По мнению известного археолога Меира Бен-Дова, комплекс Бен-Заккая был построен на развалинах византийской церкви. Именно наличие фундамента и частично готовых стен определило его архитектуру и разделение на четыре расположенных рядом здания.
Сегодня, после долгого периода реконструкции, Сефардские синагоги вновь стали центром еврейской общины в возрожденном Иерусалиме.
Источники
Статья "РАСЦВЕТ. УПАДОК. ВОЗРОЖДЕНИЕ" на сайте http://guide21.ru (Марина Воробьева)