Буковина (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Буковина, район между Восточными Карпатами и Верхним Днестром.
Содержание |
Четырнадцатый - девятнадцатый век
До 1774 г. — часть Османской Молдавии, затем — во владении Австрийской империи. Евреи поселились в Буковине в 14 в. Еврейское население постоянно увеличивалось и поддерживало тесный контакт с евреями Польско-Литовского государства. Вторжение казаков из Украины в 1656 г. (см. Б. Хмельницкий) нанесло евреям тяжелый удар. После того как в 1848 г. евреи Австро-Венгрии получили равноправие, положение еврейского населения Буковины значительно улучшилось (см. Австрия).
Хасидизм в Буковине
Хасидизм пустил глубокие корни в Буковине. Одним из его первых идеологов был Аврахам Иехошуа Хешел из Апты (Опатов). В 1854 г. в Буковине поселился основатель Вижницкой хасидской династии рабби Менахем Мендл бен Хаим Хагер (см. Вижниц); еще раньше, в 1845 г., местечко Садгора близ Черновиц (см. Черновцы) стало резиденцией рабби Исраэля Фридмана из Ружина (см. Ружинский цаддик). Садгорская и Вижницкая хасидские династии стали главными в Румынии и Галиции.
Тенденции ассимиляции
Со второй половины 19 в. евреи Буковины все более склонялись к светскому образованию, в распространении которого община Черновиц играла ведущую роль. Были сильны тенденции ассимиляции, верхние слои еврейского общества усвоили австро-немецкую культуру, во многих семьях идиш был вытеснен немецким языком.
Сионизм в Буковине
Сионизм проник в Буковину в конце 19 в. Евреи принимали деятельное участие в торгово-промышленном развитии Буковины; они были пионерами лесной и цементной промышленности и играли видную роль в железнодорожном строительстве и банковском деле. Положение еврейских ремесленников в этот период тоже улучшилось. Деятельность некоторых евреев имела важное значение также в политической и общественной жизни Буковины.
Переход в состав Румынии
Перемена к худшему в экономическом благосостоянии произошла после того, как по окончании Первой мировой войны Буковина вошла в состав Румынии. Однако в этот период наблюдается подъем общинной и, особенно, сионистской деятельности. Включение Северной Буковины в состав Черновицкой области УССР в 1940 г. положило конец еврейской культурной и общественной жизни. 18 июня 1941 г. 3,8 тыс. евреев Северной Буковины были сосланы в Сибирь.
Холокост в Буковине
В июле 1941 г. Северная Буковина была оккупирована немецкими и румынскими войсками, которые начали истребление евреев. Евреи были мобилизованы на принудительные работы. 11 октября 1941 г. в Черновицах было создано гетто; 40 тыс. евреев из этого гетто, а затем еще 35 тыс. из окрестных мест были отправлены в лагеря Транснистрии. Послевоенная Буковина
По окончании Второй мировой войны Буковина была вновь разделена между Румынией и СССР. Румынские власти разрешили евреям репатриироваться в Израиль из принадлежавшей Румынии южной части Буковины, в которой осталось лишь небольшое количество евреев. В 1970 г. в Черновицкой области проживало 37 459 евреев. В 1971 г. началась ограниченная репатриация евреев советской Буковины в Израиль.
В 1970–80-е гг. Буковина — один из центров возрождения национального еврейского самосознания и борьбы за право репатриации. Отсюда выехали в Израиль десятки тысяч евреев. В 1988 г. в Черновцах стал издаваться первый на Украине еврейский самиздатский журнал (см. Самиздат. Еврейский самиздат; редактор И. Зисельс (родился в 1946 г.), впоследствии сопредседатель общесоюзного Ваада, 1989–92, председатель украинского Ваада с 1991 г.). Возрождается еврейская жизнь, создаются религиозные общины, культурные общества.
О евреях Буковины после провозглашения независимости Украины см. Украина. Евреи в независимой Украине (с 1991 г.).