Антиталмудическая полемика
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | |||||||||||
|
См. также Проект "Борьба с интеллектуальным антисемитизмом"
Содержание |
В 13-15 вв.
До 13 в. Талмуд был достоянием изучающих его и почти не был известен за пределами еврейских общин. Единичные упоминания о Талмуде есть в трудах отцов церкви, однако эти упоминания свидетельствуют об отсутствии непосредственного знакомства с источником. Только в 13 в. Талмуд оказался в центре внимания христианских богословов. Их знакомство с Талмудом произошло через евреев-выкрестов, получивших традиционное еврейское образование. Почерпнутые сведения стали одним из средств в религиозно-идеологической борьбе христианства против иудаизма. Христианские идеологи обвиняли Талмуд в том, что он создает собственную теологию, подменяющую истинную теологию пророков, что это антихристианское сочинение, содержащее «богохульные» высказывания против Творца и против Иисуса, что сочинение алогично, аморально, негуманно. Для подтверждения этих положений использовались выдержки из Талмуда, где слова «гой» или «идолопоклонник» были переведены как «христианин»; немногочисленные и зачастую туманные высказывания об Иисусе и о его последователях были преувеличены и истолкованы тенденциозно. В 1239 г. в ряде булл папы римского Григория IX Талмуд был определен как книга антихристианская и чрезвычайно вредная, которая служит причиной болезненного упрямства евреев в их приверженности вере предков.
На самом деле христианство вовсе не представляло проблемы для амораев Вавилонии, хотя бы потому, что они жили далеко от стран, где эта религия распространялась. Амораи Эрец-Исраэль вели полемику с христианами-евреями и византийцами, однако документальных свидетельств этого в Талмуде немного, и их полемический запал значительно уступает резкости антиримских, антиидолопоклоннических выпадов. Сведения об Иисусе и христианах носят характер хроникальных сведений, приведенных между прочим; современники, вероятно, не видели в христианстве серьезной идеологической опасности. В Талмуде содержится критика верований идолопоклонников, но отношение к христианским догмам не выражено, за исключением упоминания евангелий в числе книг отступников.
Базельское печатное издание Талмуда, издателем которого был христианин, а цензором — еврей-выкрест, было подвергнуто жесткой цензуре. Каждое слово гой или мин (`отступник`) было заменено на цдуки (саддукей), эпикорос, кути (самаритянин) и т. д., нередко в ущерб прямому смыслу текста. Слово «Талмуд» заменили на слово «Гемара» или «Шас» («Шишша сидрей Мишна»), поскольку считалось, что название Талмуд имеет для христиан антихристианскую коннотацию.
Сожжение Талмуда
В 1236–38 гг. отступник Николай Донин из города Ла-Рошель (Франция) подал папе римскому Григорию IX донос о «злодейских измышлениях» Талмуда, состоявший из 35 параграфов, снабженных цитатами из Вавилонского и Иерусалимского Талмудов в переводе на латинский язык Перевод в большинстве случаев был точным, однако интерпретация текста имела явную тенденцию представить Талмуд антихристианским сочинением.
9 июня 1239 г. Григорий IX велел духовенству Англии, Арагона, Наварры, Кастилии, Леона, Португалии произвести расследование о верности изложенного в доносе.
3 марта 1240 г. утром, в час субботней молитвы, по указу папы были конфискованы еврейские книги в ряде городов Европы.
28 июня 1240 в Париже в присутствии короля состоялся диспут по поводу Талмуда. Диспуту был придан характер судебного разбирательства с заранее предопределенным исходом. Защитниками выступали четыре раввина, возглавляемые крупнейшим знатоком Талмуда той эпохи рабби Иехиэлем бен Иосефом из Парижа, однако они не смогли повлиять на исход диспута.
17 октября 1244 г. было публично сожжено множество еврейских книг. Этот день впоследствии стал днем поста. Этим событиям Меир бен Барух из Ротенбурга посвятил траурную элегию «Шаали сруфа ба-эш...» (1242; «Спроси, сожженная огнем...»).
Публичные сожжения Талмуда устраивались в 1230, 1235, 1240, 1242 и 1248 гг. Папа римский издавал буллы, требовавшие прекращения распространения Талмуда. Волна гонений распространилась и в Испании. 20 июля 1263 г. во дворце короля был организован диспут. Защитником «еврейского учения» выступал Нахманид, а обвинителем — отступник Пабло Кристиани.
Массовые конфискации еврейских книг, завершившиеся их публичным сожжением, произошли во Франции в 1319–20 гг. и в Риме в 1322 г.
В 16 -18 вв.
В начале 16 в. Доминиканский орден развил бурную антиталмудическую деятельность и наделил И. Пфефферкорна правом проверять и приговаривать к уничтожению еврейские книги. Пфефферкорн подготовил сожжение Талмуда во Франкфурте-на-Майне, однако евреям Германии удалось опротестовать и предотвратить готовившееся судилище. Согласно постановлению властей, тяжба о судьбе Талмуда должна была быть передана третейскому судье — беспристрастным христианским интеллектуалам. Эта роль была возложена на известного христианского ученого-гуманиста И. Рейхлина, который своими полемическими сочинениями и публичными выступлениями склонил общественное мнение к тому, что свобода вероисповедания предполагает свободное пользование существующей у евреев литературой. В результате конфискации и сожжения Талмуда были заменены жесткой внешней цензурой, которая сочеталась с не менее жесткой внутренней цензурой самих еврейских издателей, которые боялись гнева христиан и пытались его предотвратить. Начиная с 1520 г., с разрешения папы римского в Венеции, издатели-христиане издали полный Иерусалимский и Вавилонский Талмуды для нужд еврейского населения. Однако уже в середине 16 в. возобновились антиталмудические гонения, и в 1553 г. в Риме было публично сожжено немало печатных изданий и рукописей Талмуда. С 1553 г. по 1559 г. в разных городах Италии состоялись публичные сожжения Талмуда и других еврейских книг. По свидетельству инквизиции, только в Кремоне было сожжено двенадцать тысяч экземпляров.
В 1554 г. на съезде еврейских общин в Ферраре было решено запрещать издание любой еврейские книги, если на него не получено одобрения трех раввинов и разрешения общины, ближайшей к месту издания. Подобное же решение было принято в 1585 г. в Падуе, а в начале 17 в. Ва‘адом четырех земель в Польше.
В конце 16 в. католические церковные власти составили так называемые индексы — списки запрещенных еврейских книг, подлежащих конфискации. В 1590 г. из этих индексов выкрест Доминик ди-Джерусалеми составил настольную книгу для цензоров.
Последнее публичное сожжение Талмуда состоялось в Каменец-Подольском в 1757 г., которое явилось следствием деятельности франкистской секты (см. Я. Франк, Саббатай Цви).
В 19-20 вв.
В 1892–95 гг. в Германии протестантские теологи в антиталмудической полемике не гнушались ни ложными аргументами, ни клеветническими измышлениями. Такого рода полемическое сочинение — книга протестантского теолога И. Эйзенменгера «Открытие иудаизма». Еврей-выкрест из Праги О. Роллинг написал книгу «Талмудический еврей» (1871), в которой, невзирая на свою неосведомленность в Талмуде, пытался обосновать справедливость кровавых наветов «аргументами», взятыми из Талмуда.
Антиталмудические памфлеты служили источником для антисемитских пропагандистов нового времени — от авторов газеты «Штюрмер» до неофашистских идеологов современной России.