Явчуновский, Яков Исаакович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии

Яков Исаакович Явчуновский (1922—1988) — театровед, доктор искусствоведения[1].

Яков Явчунковский родился в городе Сумы 10 января 1922 года[2].

В 1946 году окончил Ленинградский университет по специальности филолог-литературовед. Учителями его были Г. А. Гуковский и Б. М. Эйхенбаум.

С 1962 года преподавал в Саратовском университете, с 1985 года стал профессором[1].

В 1966 году в Саратовском университете защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Проблема характера в драматургии Николая Погодина» (руководитель П. А. Бугаенко).

В 1982 году защитил в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии докторскую диссертацию на тему: «Жанровая эволюция современной драмы»[1].

Автор книг «Народный артист И. Слонов» (1961, Саратов), «Театр Николая Погодина. Проблемы характера» (1964, Саратов). Писал статьи и книги преимущественно об истории, теории и жанрах современной драматургии[1]. Публиковался в журналах «Театр», «Литературное обозрение», «Волга», «Вопросы литературы», а также Саратовских газетах[1].

Яков Явчунковский умер в Саратове 8 октября 1988 года[2].

Предложный падеж

Цитатата из книги А. Катаевой-Венгер[3]:

Прошло несколько дней, и ко мне подошел Яшка Явчуновский, мальчик из параллельного класса. «Я слышал, что тебе нужна рекомендация, - просто сказал он. - Я могу тебе дать». Это было невероятно - мы с ним никогда не были друзьями, да и общались всего раза два-три. Может быть, он не знает, в каком я положении? - подумала я и сказала: «А ты знаешь, что я дочь врага народа?» «Знаю. Потому и подошел, - ответил Яша. - Не бойся, я не трус».

Яша с трудом ходил, тяжело припадая на одну ногу, очевидно, это были последствия ДЦП (детского церебрального паралича). Когда он говорил или улыбался, рот его кривился. Но учился он прекрасно и был умен, начитан, надежен. Между прочим, уже в семидесятых годах, когда Яша был профессором Саратовского университета, он без колебаний помог одному еврейскому мальчику, не поступившему в МГУ по причине все того же «пятого пункта». Помог, не колеблясь, по первой моей просьбе. Сейчас многие могут сказать - а что же тут особенного? Но поступил бы так далеко не всякий. Я просто хочу еще раз подчеркнуть, что человек на протяжении жизни не меняется, если его «Я», его личность сформировалась, она сохраняется навсегда.

Книги

  • Григорий Коновалов. Саратов, Издательство Саратовского университета, 1969.
  • «Документальные жанры». Саратов, Издательство Саратовского университета, 1974.
  • «Драма вчера и сегодня: Жанровая динамика. Конфликты и характеры» Саратов, Издательство Саратовского университета, 1980[4]
  • «Драма на новом рубеже: Драматургия 70-х и 80-х годов: конфликты и герои, пробл. поэтики» Саратов, Издательство Саратовского университета, 1989[5]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-Х
  2. 2,0 2,1 Биография Якова Исааковича Явчуновского на сайте Саратовского государственного университета
  3. А. Катаевой-Венгер, «Куда же мы мчались?», Гл. III
  4. Библус — Драма вчера и сегодня (Явчуновский Яков Исаакович)
  5. Библус — Драма на новом рубеже (Явчуновский Яков Исаакович)

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация