Биркат-Коhаним (благословение коhенов)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Биркат-Коhаним (בִּרְכַּת כֹּהֲנִים, `благословение коhенов`), формула, заповеданная, по Библии (Чис. 6:22–27; текст формулы там же, 24–26), Богом Моисею для передачи Аарону и сынам его, дабы они призывали ею имя Господне на сынов Израилевых: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да озарит Господь лицо Свое и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе мир!».
Содержание |
История
Это благословение входило в состав богослужения в Храме. Совершая ежедневное жертвоприношение (тамид) утром и на исходе дня, священнослужители Храма — коhены восходили на особое возвышение, называемое духан (отсюда в идиш глагол духенен — `совершить священническое благословение`) и, воздев руки к небу, произносили биркат-коhаним. После разрушения Храма и прекращения жертвоприношений это благословение осталась основным элементом храмового священнического ритуала, включенного в ритуал синагогальный.
В синагогальном ритуале биркат-коhаним входило первоначально в состав ежедневной утренней службы. С течением времени, ввиду особой торжественности обряда, стало принятым в диаспоре включать это благословение лишь в субботние и праздничные богослужения. В настоящее время биркат-коханим по ашкеназскому обряду (см. Ашкеназы) в диаспоре произносится лишь во время Мусафа праздников (кроме Симхат-Торы), если они не приходятся на субботу, и во время Мусафа в Иом-Киппур.
Сегодня
В Израиле принято в настоящее время в большинстве конгрегаций проводить обряд биркат-коhаним ежедневно: во время утренней службы в будние дни; в субботу, в день новолуния и в праздники во время основной утренней службы и во время Мусафа; в Иом-Киппур во время утренней молитвы, в Мусафе и при заключительной службе. В Ава девятое обряд биркат-коhаним проводится во время Минхи.
Порядок ритуала
Соблюдается следующий общий порядок совершения этого ритуала: после повторного чтения вслух третьей бенедикции Амиды ведущим молитву коhены подготавливаются к благословению, снимают башмаки и совершают омовение рук с помощью левитов (см. Леви).
Если среди молящихся нет левитов, омовение совершается с помощью членов конгрегации, являющихся первенцами в своих семьях; если не оказывается и таковых, коhены совершают омовение сами.
После этого они восходят на возвышение перед синагогальным ковчегом (см. Ковчег Завета) и становятся лицом к нему. Затем ведущий читает молитву: «Боже наш и Боже отцов наших! Благослови нас трехкратным благословением, написанным в Торе рукою Моисея, раба Твоего, произносимым устами Аарона и сынов его, коhенов». Присутствующие завершают ее словами: «... священного народа Твоего, как изречено».
При упоминании слова «коhенов» коhены обращаются лицом к молящимся и покрывают таллитом голову и руки, протянутые вперед на уровне плеч; ладони их обращены вперед, большие пальцы касаются друг друга, а указательный и средний пальцы на каждой руке сдвинуты вместе и держатся отдельно от безымянного пальца и мизинца, также сдвинутых вместе.
Затем коhены произносят особое благословение, предваряющее биркат-коhаним, после чего громко повторяют за ведущим молитву, произнося отдельно каждое слово формулы биркат-коhаним. В соответствии с устоявшейся традицией, молящиеся не смотрят на коhенов во время произнесения ими благословения.
В консервативном иудаизме
В консервативном течении иудаизма исполнение обряда биркат-коhаним не является обязательным и зависит от желания членов конгрегации. У реформистов (см. Реформизм в иудаизме) обряда биркат-коханим не существует, и это благословение произносится раввином как заключительное благословение в конце службы или как благословение в ходе обрядов обрезания или бракосочетания. Специфическая фигура, образуемая ладонями коhена во время обряда, стала своего рода эмблемой коhенов и часто встречается на их надгробиях.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БИРКАТ-КОХАНИМ в ЭЕЭ