Кровь - трактовка в еврейской традиции
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Кровь. В Библии, как и в религиозных представлениях многих народов древности, особенно семитских племен, кровь является носителем души, то есть источником жизни и ее силой (Лев. 17:11–14; Втор. 12:23). Этот же взгляд отражен и в Талмуде (АдрН. 31:3). Из Библии идет и ставшее общепринятым выражение «пролить кровь» в смысле совершить убийство (например, Быт. 9:6; II Ц. 21:16; Ис. 59:7 и другие). Выражение «кровь на них» обозначает ответственность за тяжкое преступление, караемое смертью (Исх. 22:1–2; Лев. 20:9, 11, 16 и другие). В том же смысле или как угрозу смерти ослушнику, не внявшему предупреждению, следует понимать и выражения «кровь на голове его», «кровь на голове твоей» (ИбН. 2:19; II Сам. 1:16; I Ц. 2:37; Иех. 33:4). Запрет употреблять в пищу кровь, неоднократно повторяемый в Пятикнижии (например, Лев. 3:17; Втор. 12:16 и другие), запрет «есть с кровью» (Лев. 19:26; ср. I Сам. 14:32–34) и предписание покрывать землей кровь добытого на охоте дикого животного или птицы, «которых дозволено есть» (Лев. 17:13), по-видимому, были противопоставлением обычаям других народов древнего Востока. (Предписание засыпать землей кровь диких животных и птиц позднейшая Галаха распространила и на кровь домашних; Хул. 6:1.)
Вместе с тем в Библии отражены также приписываемые крови символические значения, сходные с принятыми у соседних народов. Безвинно пролитая кровь «вопиет от земли», делает ее бесплодной (Быт. 4:10–12) и требует отмщения (Пс. 79:10; Иоэль 4:21); обрезание Циппорой своего сына представлено как мистический акт обручения кровью (Исх. 4:24–26); в ночь перед исходом из Египта израильтянам было велено помазать кровью агнца косяки и притолоки дверей их домов (Исх. 12:7, 22) — обряд, аналогичный принятому в вавилоно-ассирийских культах, а также распространенному и поныне у народов Ближнего Востока; у горы Синай Моисей окропил народ «кровью завета» (Исх. 24:8); кровь жертвенных животных была использована (наряду с елеем) при помазании Аарона и его сыновей на священство и при освящении жертвенника (Лев. 8:15, 19, 23–24).
Символическое значение очищения и искупления Библия, очевидно, придает обрядам жертвоприношения, связанного с кровью. Кровь жертвенных животных применялась при ритуальном очищении исцелившегося от проказы человека и избавленного от «язвы» жилого помещения (Лев. 14:2–32, 48–53). Кровь искупительной жертвы (корбан хаттат), в зависимости от ранга согрешившего и от того, служит ли она искуплению отдельного лица или всего народа, использовалась для окропления завесы перед Ковчегом Завета, его крышки (только в Иом-Киппур) и для нанесения на рога жертвенника (Лев. 4; 16:14–15). Кровь же выливали на основание жертвенника, кропили вокруг него или сцеживали на его стенку при всех других жертвоприношениях (Исх. 29:12; Лев. 1:5, 15 и другие), как бы возвращая Богу созданную им жизнь. Галаха считает одним из существенных элементов обрезания предписание «капнуть кровь завета» (Шаб. 137б; Ш. Ар. И. Д. 263:4).
Согласно Галахе, кровь, выделяющаяся при месячных, а также при иных маточных кровотечениях, является нечистой (исключение составляет кровь в момент дефлорации), чем обусловлен ряд запретительных предписаний по отношению к женщинам (Лев. 15:19–28; см. Нидда). В отличие от верований, распространенных в примитивных культурах, эти предписания не диктуются страхом перед злым духом или какими-либо магическими ассоциациями.
Нарушение запрета употреблять кровь в пищу наказывается, согласно Галахе, карет, но лишь в случаях, если это кровь, «с которой выходит душа». «Поедание» крови, содержащейся в селезенке, печени и других внутренних органах животного, карается телесным наказанием (Кр. 1:1; 5:1; 22а; Майм. Яд., Хилхот маахалот асурот 6:3–4). Кровь рыб и дозволенных в пищу насекомых разрешена, но собранная отдельно в посуду (см. Кашрут) запретна, поскольку может вызвать подозрение, что это кровь птицы или млекопитающего (Ш. Ар. ИД. 66:9). Следование законам кашрута и убоя ритуального устраняет вероятность попадания крови в пищу. Предписание «плоти с душою ее не ешьте» (Быт. 9:4) — один из Ноевых сынов законов — Галаха толкует лишь как запрет есть плоть или пить кровь живого существа (Санх. 56а-б).
В христианском ритуале причастия вино символизирует кровь, а просфора или гостия — тело Иисуса. Таким образом причащающийся как бы поедает частицу принесшего себя в жертву божества. В иудаизме ритуальное употребление вина свободно от какой-либо символики.
Ислам, заимствовав от иудаизма запрет употреблять в пищу свинину и кровь (Коран, Сура 2:173) и приемы ритуального убоя для максимального удаления крови из тела животного, не предусматривает обескровливания мяса перед его приготовлением и разрешает есть дичь, добытую на охоте.