Евреи Биляд-эль-Судан
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
20.08.2011 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Евреи Билад аль-Судан (иврит אַהַל יַהוּדּ בִּלַדּ אַל סוּדָּן название на иудейско-арабском языке) еврейских общин Западной Африки, которые были связаны с известными еврейскими общинами Ближнего Востока, Северной Африки или Испании и Португалии.
Различные исторические записи свидетельствуют о их присутствии в некоторое время в Гане, Мали и империи Сонгаи, которая тогда называлась Биляд ас-Судан (по-арабски Земля чёрных. Евреев из Испании, Португалии и Марокко и в последующие годы также сформировали общины у берегов Сенегала и на островах Кабо-Верде. После подъёма ислама в Северной и Западной Африке эти общины прекратили своё существование и с тех пор исчезли из-за эмиграции и ассимиляции.
Содержание |
Древняя история
По мнению большинства историков, самые ранние еврейские поселения в Африке были в таких местах, как Египет, Тунис и Марокко. Евреи поселились около Верхнего Нила в Элефантине в Египте. Эти общины были увеличены на последующее прибытие евреев после разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н.э., когда 30 тысяч еврейских рабов были расселены вокруг Карфагена римским императором Титом.
Африка упоминается в различных еврейских источниках в связи с Тарсисом и Офиром.[1] Септуагинта [2] и Иероним[3], который учился у евреев, и очень часто арамейский Таргум в Невиим отождествляет библейский Фарсис с Карфагеном, который был родиной ряда раввинов, упомянутых в Талмуде. Африке, в более широком смысле, четко указана как место, куда отправились Десять потерянных колен, будучи изгнаны ассирийцами.[4] С этим связана идея, что река Самбатион находится в Африке. Арабы, которые также знают легенду Бени Муса ("Сынов Моисея"), согласны с евреями в помещении этой земли в Африке.
Еще в римские времена марокканские евреи начали путешествовать внутри страны, чтобы торговать с группами берберов, большинство из которых были кочевниками, жившими в отдаленных районах Атласских гор. Евреи жили бок о бок с берберами, поддерживая и экономические, и культурные связи, а некоторые берберы даже начали практиковать иудаизм. С другой стороны, берберских духовно преобразовали еврейский ритуал, расцветив его с верой в силу демонов и святых.
Раннее средневековье
Когда мусульмане охватила север Африки, евреи и берберы бросил вызов их вместе. Через горы Атлас, легендарная королева Kahina главе племени берберов седьмого века, евреев и других североафриканских этнических групп в бою против вторгающихся исламских воинов.
В X-м веке, когда социальные и политические условия в Багдаде становились все более враждебны к евреям, многие еврейские торговцы ушли оттуда в Магриб, в частности, в Тунис. В течение следующих двух-трёх веков они стали особой социальной группой купцов, известной по всему Средиземноморью как Магреби, передавая это название от отца к сыну.
Согласно записям, например Тарик аль-Судан, первое зарегистрированное еврейское присутствие, возможно, появились в Западной Африке с приходом первого правителя - Зувы и его брата в город Коукия, расположенный недалеко от реки Нигер. Он был известен только как Зува Алайман (что означает «Пришедший из Йемена"). Некоторые местные легенды говорят, что Зува Алайман был членом одной из еврейских общин, которые были высланы из Йемена эфиопами или добровольно переехали в VI веке н.э. после поражения Зу Нуваса. В Тарик аль-Судан, говорится, что было 14 правителей - Зува из династии Кукийа после Зувы Алаймана до проникновения ислама в регион.[5]
Торговля и создание общин
В VIII-ом веке раданиты, группы многоязычных еврейских торговцев, которые ходили по всему известному миру на суше и на море, включая пересечение Сахары, поселились в Тимбукту и его окрестностях. [6]
Кроме того, рукопись Тарик аль-фаттах описывает общину под названием Бани Исраеель, которая в 1402 году существовала в Тирдиме, владела 333 колодцами, и имела семь князей:
- Джабрут бин-Хашима
- Тоэльйаман бин-Абдель Хаким
- Зеор бин-Салам
- Абдель-Латиф бин-Солайман
- Малик бин-Айюб
- Фадиль бин-Мзар
- Шалеб бин-Юсеф
Там написано также, что они имели армию из 1500 человек.[7]
Другие источники утверждают, что другие еврейские общины в регионе были образованы эмиграцией из Марокко, Египта и Португалии. Когда шотландский исследователь Мунго Парк путешествовал по Западной Африке в конце XVIII века, он был проинформирован арабами, встреченными возле Уалаты, что было много говорящих на арабском языке евреев в Тимбукту, чьи молитвы были похожи на молитвы мавров.[8]
Некоторые общины, как говорят, состояли из берберских евреев, как группа Кал Тамашек, известных как Иддао Исхаак, которая приехала из Северной Африки в Западную Африку для торговли, а также лиц, бежавших от исламского вторжения в Северную Африку.[9]
Исламская эра
В XIV веке многие мавры и евреи, спасавшиеся от преследования в Испании, мигрировали на юг в район Тимбукту - в то время часть империи Сонгаи. Среди них была семья Кехат (Ka'ти), потомки Исмаэля Ян Кот Аль-Яhуди из Щеиды, Марокко. Члены этой известной семьи основали три деревни, которые все еще существуют около Тимбукту - Киршамба, Хайбомо и Конгоугара.
В 1492 году Аския Мохаммад I пришел к власти в ранее толерантной области Тимбукту и постановил, что евреи должны принять ислам или уйти. Иудаизм стал незаконным в Мали, как это было в католической Испании в том же году. Это было сделано по совету Мухаммада аль-Магили.
"В Гаруре было несколько очень богатых евреев. Вмешательство проповедника (Мухаммид аль-Maгили) из Тлемсена привело к разграблению их товаров, и большинство из них были убиты населением. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и Сицилии Католическим королём". Лев Африканский, XVI век.[10]
"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.[11]
Евреи Сахары
В статье Ричарда Готтели "DAGGATUN" в Еврейской Энциклопедии 1911-1912 годов, отражавшей ситуацию на конец XIX века, написано следующее.
Представляется, что есть мало сомнений в том, что значительная примесь еврейской крови у берберов, живущих в марокканской и алжирской Сахаре. На самом деле, эти берберы, как говорят, были в свое время евреями;[12] по другой традиции, они являются потомками филистимлян, изгнанных из Ханаана.[13]
Наличие большого числа евреев в этой части Африки подтверждено, не только многими священными местами и святынями, имеющими библейские имена, которые являются святыми и для магометане, и для евреев, но и наличием здесь большого числа еврейских саг, которые Бассет собрал в работе, приведенной выше. Л. Рюин говорит:[14] "Некоторые берберские племена были в течение длительного времени евреями по религии, особенно в городе Амес, и сегодня, даже, мы видим, среди ханенша из Сукахраса (Алжир) полукочевые колена Израилевы, целиком посвященные сельскому хозяйству".[15]
Кроме того, можно заметить, что евреи должны быть найдены в берберском племени "kṣurs" на всем протяжении южного Марокко и в соседних районах Сахары. Так, в Оутате около Тафилета есть род из примерно 500 евреев;[16] и в Фигуиге род из 100 евреев.[17]. Переходя далее к югу от Тафилета к Туату, есть большая община евреев в оазисе Альхамада, и в Тементите, в двух неделях пути из Тафилета, 6000 или 8000 жителей, как говорят, потомки евреев, принявших ислам.[18] Даже далеко на западе, в провинции Сус, есть Огулмин с 3000 жителей, из которых 100, как говорят, евреи.[19]
Даггатуны (чьё название, возможно, происходит от арабского "tughatun" = неверные) были кочевым племенем еврейского происхождения, жившим в окрестности Таментита, в оазисе Туат в марокканской Сахаре. Рассказ о даггатунах впервые было опубликован рабби Мордехаем Аби Саруром из Акки (Марокко), который в 1857 году путешествовал по Сахаре в Тимбукту, и его отчет о путешествиях был опубликован в "Вестнике географического общества".[20][21]
По словам рабби Мордехая, даггатуны жили в палатках и напоминали берберов-туарегов, среди которых они жили, языком, религией и основными обычаями. У них более светлый цвет лица, чем обычно у африканских евреев, и они еще помнят своё происхождение. Они подчиняются туарегам, которые не роднятся с ними.
Отрезанные от какой-либо связи со своими собратьями, эти евреи в пустыне Сахара постепенно утратили еврейские традиции и стали номинально мусульманами.
Другая группа "арабов", прибывших в Аджадж, должны быть отождествлены с мехагра, упомянутыми Эрвином де Бари[22] ("Гат и др. ле туарегов де l'Ain", стр. 181), среди которых, говорят, по-прежнему живёт немного евреев.
В.Дж. Горовиц[23] также говорит о многих свободных племенах в пустынных районах, которые иудеи по происхождению, но которые постепенно отбросили еврейские обычаи и, видимо, приняли ислам. Среди этих племен, говорит он, даггатуны, насчитывающие несколько тысяч и разбросанные по нескольким оазисам в Сахаре, даже до реки Диалива или Нигер. Он говорит также, что они очень воинственны и в постоянном конфликте с туарегами. По словам Горовица, мехагра, упомянутых выше, также нужно считать одним из этих еврейских племен. Горовиц никогда не был в Африке, но полагались в основном на слухи в европейской еврейской общине.
Раввин Мордехай Аби Серур и последняя община Тимбукту
Раввин Мордехай Аби Серур вместе со своим братом Ицхаком приехал из Марокко в 1859 году, чтобы стать купцом в Тимбукту. Во время смелого предприятия раввина Серура прямые торговые связи с внутренними районами Западной Африки (тогда известными как Судан) были монополизированы мусульманскими купцами. Немусульмане были лишены возможности участия в этой торговле, потому арабские торговцы были полны решимости предотвратить посягательства на их прибыльный бизнес.[24]
Как человек с космополитическим опытом, он хорошо подходил для работы торговца в то время в том месте. Он был умным, проницательным, чётко говорящим, дерзким, а самое главное - он знал кораническое право так же хорошо, как самые ученые мусульмане.[25] На протяжении своего путешествия в Тимбукту раввин Серур предпочитал иметь большую часть своих товаров, перемещаемых через Сахару на беджауи. Это слово обозначает одного или небольшую группу верблюдов, которые несли путешественников, иногда без товара или багажа, и сопровождались коренными проводниками.[26]
Как еврей, он не мог создать свой торговый бизнес, поэтому он обратился к региональному правителю, которым в то время был Фулани Эмир, и договорился о статусе зимми для себя и своих людей. В период с 1860 по 1862 г. раввин Серур и его брат Ицхак смогли добиться успеха, и они стали хорошо известны в области. Заработав небольшое состояние, раввин Серур вернулся в Марокко в 1863 году.[27] Он дал отцу крупную сумму денег и уговорил других своих братьев присоединиться к нему во время следующего предприятия в Тимбукту. В 1864 году еврейская колония в Тимбукту имела основания радоваться, так как к концу года там жили одиннадцать взрослых мужчин-евреев. Это означало, что они могли собрать миньян и создать синагогу. Это были:[28][29]
- Раввин Мордехай Аби Серур
- братья Мордехая Эсав, Авраhам и Ицхак
- сыновья Эсава Аhарон и Давид
- сын Аhарона Ицхак
- Муса (сводный брат Мордехая)
- сын Мусы Давид
- Раввин Рафаэль
- Шимон Бен-Яаков
См. также
- Сефарды
- Восточные евреи
- Алжир
- Тунис
- Марокко
- Ливия
- Сиджильмаса
- Евреи и иудаизм в Африке
- Колена Израиля
- Лемба
- Колено Иуды
Источники и ссылки
- Статья "Jews of Bilad el-Sudan" в английской части Википедии
- Resources>Jewish communities>Magreb The Jewish History Resource Center, Project of the Dinur Center for Research in Jewish History, The Hebrew University of Jerusalem
- Timbuktu: City of Legends, Joan Baxtor
- Les manuscrits trouvés à Tombouctou, by Jean-Michel Djian
- Jews and Berbers, by Dr. Bruce Maddy-Weitzman
- Jews in Cape Verde and the Guinna Coast, by Dr. Richard Lobban
- DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia
Литература
- "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
- Wars of the Jews: A Military History from Biblical to Modern Times, Hipporcrene Books, New York, 1990, by Monroe Rosenthal and Isaac Mozeson
- Jewish Communities in Exotic Places, Jason Aronson Inc., Jerusalem, by Ken Blady
- Jews In Africa: Ancient Black African Relations, Fact Paper 19-II, By Samuel Kurinsky
- Hebrewisms of West Africa: From Nile to Niger With the Jews, The Dial Press, NY, 1931, by Joseph J. Williams
- Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community, Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick
- Jews in Africa: Part 1 The Berbers and the Jews, by Sam Timinsky (Hebrew History Federation)
- The Jews of Timbuktu, Washington Jewish Week, December 30, 1999, by Rick Gold
- Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu, Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara
- Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast, Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban
Примечания
- ↑ Тамид, 32b, и параллельная колонка, где "Земля Африканская", очевидно, - то же, что Карфаген.
- ↑ Исаия 23:01
- ↑ на Иехезкиэль 25:7
- ↑ Mek., Bo, 17; Tosef., Shab. vii. 25; Deut. R. v. 14; и особенно Sanh. 94a
- ↑ Tarikh es-Soudan, Paris, 1900, by Abderrahman ben-Abdall es-Sadi (trad. O. Houdas) pages 5-10
- ↑ [Примечание: Это предыдущее заявление не дает точную ссылку]
- ↑ Tarikh al-fattash, by Mahmoud Kati ben El-Hajj El Motaoukkal Kati, 1657, pages 62-63
- ↑ Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community (Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины Тамантит), Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick. page 67
- ↑ Primak, Karen Евреи в местах, о которых вы никогда не думали = Jews in Places You Never Thought of. — ISBN 0881256080
- ↑ "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979; раздел "Лев Африканский"
- ↑ "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346
- ↑ "Jewish Quarterly Review" iv. 375
- ↑ Basset, "Nedromah", p. 13
- ↑ L. Ruin "Origines Berbers," p. 406
- ↑ см. "Rev. Arch. de Constantine," 1867, p. 102
- ↑ Horowitz, l.c. p. 202
- ↑ там же, стр. 204
- ↑ там же, стр. 205
- ↑ DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia
- ↑ "Bulletin de la Société de Géographie" (Dec., 1895; see "Bulletin All. Isr." ii. 42, 1880; "La Grand Encyclopedie," xxiii. 254; Meakin, "Land of the Moors", p.17 (Микин, "Земля мавров", стр. 17)).
- ↑ Rabbi Mardochee Aby Serour, Les Daggatoun: Tribu d'origine Juive demeurant dans le désert du Sahara, "Bulletin de l'Alliance Israelite Universelle", January 1880, 3-11.
- ↑ "Erwin de Bary. Ghat et les Tuareg de l'Ain," p. 181 (Гхат и туареги Аина)
- ↑ V. J. Horowitz. "Morokko," p. 58, Leipsic 1887 ("Марокко")
- ↑ God's Will The Travels of Rabbi Mordochai Abi Serour, by Dr. Sanford H. Bederman, GSU Department of Geography Research Series, 1980, page 9 (Волею Б-жьей странствия раввина Мордехая Аби Серура)
- ↑ Там же, стр. 7
- ↑ Там же, стр. 10
- ↑ Там же, стр. 14
- ↑ Там же, стр. 15
- ↑ Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu (Les Juifs à Томбукту, или евреи Тимбукту), Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara, page 31