Святотатство

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 08:28, 13 января 2012; Avner (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Святотатство — оскорбление, осквернение святыни.

Русский термин «святотатство» адекватен двум смежным, однако разным понятиям на иврите חִלּוּל הַשֵּׁם (хилул hа-Шем, `осквернение имени [Бога]`) и חִלּוּל הַקֹּדֶשׁ (хилул hа-кодеш, `осквернение святыни`).

К первой категории относятся произнесение вслух имени Бога (см. также Тетраграмматон), богохульство и кощунство, которые караются побитием камнями. Согласно Библии, осквернение святыни влечет за собой карет. Это наказание грозит всякому, кто умышленно оскверняет святость Храма (а ранее — скинии) или нарушает установленные правила храмового ритуала, в частности, правила убоя жертвенного животного и принесения жертв (см. Жертвоприношение); к святотатству относятся также принесение жертв в недозволенное время или в недозволенном месте, вступление непосвященных в святилище, употребление в пищу храмовых приношений теми, кто ритуально нечист (см. Ритуальная чистота) или не обладает священническим статусом (Лев. 17:1–9; 19:5–8; 22:1–16).

Священник (см. Кохен) оскверняет свою священническую должность, если он совершает службу, имея телесные недостатки, либо в период траура, либо если он вступил в недозволенный священнику брак, например, с разведенной женщиной (Лев. 21). Святотатством считалось также использование или копирование предметов и принадлежностей культа, например, воскуряемых в Храме фимиамов для неритуальных целей (Исх. 30:32). Непреднамеренное пользование священными предметами (меила) — это также преступление, оно искупается жертвой и штрафом в пользу Храма в размере стоимости предмета плюс пятая часть ущерба (Лев. 5:14 и далее).

В Талмуде содержится трактат Меила, в котором обсуждаются святотатства, невозможные после разрушения Храма. Понятие святотатство продолжает существовать применительно к осквернению святынь еврейского культа — Сефер-Торы, тфиллин, цицит, священных книг, синагоги и синагогального имущества. Раввинистический принцип гласит: маалин ба-кодеш ве-эйн моридин — `следует увеличивать святость, а не преуменьшать`.

Мишна возбраняет продажу синагоги под бани или мастерские для выделывания кож; в бывшей синагоге нельзя сушить фрукты или сети или использовать ее как проходное помещение. Священные книги, не годные более к употреблению, должны быть захоронены из уважения к имени Бога, упоминаемому в них (см. Гениза). Нельзя использовать саван или тело умершего, если только это не в целях спасения жизни (см. Пиккуах-нефеш). Следует с величайшим уважением относиться к кладбищам. Согласно Маймониду, ученый, отзывающийся без должного уважения о сложных местах в Торе, также совершает святотатство.

Согласно израильскому закону от 1967 г. об охране святых мест иудаизма и других религий, осквернение святых мест или нанесение им какого-либо другого ущерба карается семилетним тюремным заключением.

В русской традиции

Термин "святотатство" связан с церковнославянским «татьба» — «воровство», и первоначально означал имущественное преступление, направленное на священную или освящённую собственность церкви. Он сохранял это значение в русском праве до 1917 года.

В современном русском словоупотреблении, понятие святотатства сблизилось (если не стало синонимом) с понятиями кощунства и богохульства - язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни и/или религиозным обрядам. Кощунник, согласно Библии - насмешник, ругатель, осквернитель (Притчи 3:34, 9.7-8 19:25-29, 21:11-24; 22:10, 24:9; Исайя 28:22; Осия 7:5).

Однако изначально эти понятия строго различались. Святотатство, или «церковная татьба», долгое время вообще рассматривалось как обычное корыстное преступление, и только с 1662 года  оно одновременно стало рассматриваться как преступление против религии. Кощунство по ст. 182 Уложения о наказаниях определялось как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Объектом кощунства могли быть церковные правила и обряды, но не сама вера, оскорбление которой считалось предметом богохуления, относившегося уже к числу тяжких преступлений.

Литература

  • И. Фойницкий. «Посягательства на личность и имущество»
  • Белогриц-Котляревский, Леонид Сергеевич. «Особые виды воровства-кражи по русскому праву»
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СВЯТОТАТСТВО в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация