Цфат

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 15:15, 21 марта 2012; Obber (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Город
Цфат
Страна Израиль
Координаты Координаты: 32°57′57″ с. ш. 35°29′54″ в. д. / 32.965833° с. ш. 35.498333° в. д. (G) (O) (Я)32°57′57″ с. ш. 35°29′54″ в. д. / 32.965833° с. ш. 35.498333° в. д. (G) (O) (Я)
Население 28 600 человек (2009)
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3


Цфат (ивр. צפת‎; в русской традиции — Сафед) — город на севере Израиля, один из четырёх «священных городов» для евреев в средние века (остальные — Иерусалим, Тверия и Хеврон).

Население — около 27 тысяч жителей (2003).

Содержание

Топография

Город находится на высоте 900 м над уровнем моря, на вершине одной из гор Верхней Галилеи. Расстояние до Хайфы — 75 км, до Тель-Авива — примерно 160 км, до Иерусалима — около 200 км. С высоты, на которой находится город, открывается удивительно красивый вид, причём на юго-востоке можно наблюдать озеро Кинерет, на западе — Средиземное море и на севере — покрытую снегами вершину Хермон.


== Во времена Талмуда ==

Могила р. Ицхака Лурия Ашкенази (hАри) на старом кладбище Фото obber

В конце периода Второго Храма Цфат входил в число городов-крепостей, где закрепились повстанцы-зелоты.

Около Цфата находятся многочисленные могилы еврейских мудрецов времён Талмуда. Одна из самых известных — могила Рашби, — раби Шимона бар Йохая и его сына. В годовщину его смерти — Лаг ба омер на его могилу приходят сотни тысяч людей.

Другая могила — раби Йонатана бен Узиэля находится в месте, называемом «Амука» от «амок» — «глубокий». Чтобы добраться до него нужно совершить затяжной спуск по извилистой дороге. Сам раби Йонатан бен Узиэль не был женат, но завещал, что каждый, кто придет на его могилу и помолится как следует — женится в течение года.

В средние века

Крестоносцы, стремясь поставить под свой контроль стратегическую высоту, построили здесь большую крепость с двойной стеной, высота которой доходила до 28 метров, причем на наружной стене имеется 7 башен. Вокруг этой крепости и стал развиваться город. Во времена крестоносцев и мамлюков Цфат уже являлся окружным центром.

В 16 в.

Славу город приобрел, когда в XVI—XVII веках целая плеяда известнейших раввинов-мистиков, бежавших из Испании и Португалии, переселились сюда. Среди них были раби Йосеф Каро, создавший фундаментальный свод еврейских законов "Шулхан арух". Раби Шломо Кордоверо написал там книги, посвященные скрытым сторонам Торы.

В 20 в.

29 августа 1929 года во время погрома, арабы убили от 18 до 21 евреев, в том числе женщин и детей, до 80 - были ранены. 200 домов на главной еврейской улице в городе были разграблены и подожжены.

Во время арабского восстания в 1936-1939 гг. Хагана и силы самообороны, созданные еврейскими жителями города, сумели защитить около 2000 евреев Цфата, но не всех. 13 августа 1936 года арабы сумели проникнуть в дом на улице Унгер в старом еврейском квартале, где вся семья собралась за ужином, и учинить там чудовищную резню. Они убили 36-летнего Алтера, переписчика Торы, и его детей: 9-летнюю Яффу, и 7-летнюю Хаву, и 6-летнего Авраама[1].

В своей книге «История Цфата» Натан Шор приводит воспоминания свидетелей, которые собрались на месте преступления:[1]

  • «На полу лежал человек. Половина его головы отсутствовала, видна была только борода, часть носа и правый глаз... Тело лежало в луже крови... В соседней комнате среди блюд и посуды лежали три окровавленных детских трупа. Глаза двоих были еще открыты. Пожилая женщина, их бабушка, в отчаянии металась из комнаты в комнату... Раненная мать в полусознательном состоянии переходила от одного ребенка к другому. Она не кричала и не плакала, а только повторяла на идише: "Почему они, а не я?" Одна ее рука была в крови, а оторванный палец болтался на клочке кожи».

К началу арабо-израильской войны 1947-49 гг. в городе проживало около 2 тысяч евреев и 10 тысяч арабов. В результате перехода города под еврейский контроль в ходе боёв в мае 1948 года, основная часть арабского населения города бежала , остальные были выселены[2]. В настоящее время население города практически полностью еврейское.

В городе родился председатель Палестинской Национальной Администрации Абу Мазен, семья которого бежала из Цфата в 1948 году[3]. Позже Абу-Мазен вспоминал :[1][4]

  • «... мы покинули город ночью и пешком направились к реке Иордан…. а со временем поселились в Дамаске […] люди имели мотивацию бежать… они боялись возмездия со стороны сионистских террористических группировок, особенно тех, которые действовали в самом Цфате. Те из нас, кто жил в Цфате, боялись, что евреи захотят отомстить нам за то, что произошло во время восстания 1929 года. Это было в памяти наших семей и родителей … Они поняли, что баланс сил изменился и поэтому целый город был брошен на основе этого рационального выбора — спасение наших жизней и имущества».


Современность

Сегодня в Цфате находятся многочисленные действующие синагоги и ешивы. Город Цфат знаменит колонией художников, галереями и мастерскими, в которых выставлены работы местных мастеров. На территории колонии художников находятся известные в еврейском мире синагоги, свидетельствующие о расцвете еврейской культуры в городе полтысячелетия назад, когда Цфат был одним из мировых центров каббалы. Цфат — город необычной архитектуры, обусловленной тем, что улицы здесь идут сверху вниз и застроены они в древности выходцами из разных стран.

Сыроварни в окрестностях Цфата славятся полутвёрдым цфатским сыром.

В Цфате проходит ежегодный всемирный Цфатский фестиваль клейзмерской музыки[5], крупнейший в мире в этом музыкальном жанре.

В дни Второй ливанской войны (2006) Цфат был одной из целей обстрела ракет Хизбаллы из Южного Ливана.

Ссылки

См. также

  • Статья «Цфат» в Электронной еврейской энциклопедии
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация