Салантер, Исраэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Кобринский, Александр Михайлович
Дата создания: 23.06.2011

Раби Исраэль Салантер (3 ноября 1810, Жагаре, Литва — 2 февраля 1883, Кёнигсберг)

Содержание

Биография

Родился в религиозной еврейской семье: отец р. Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин возглавлял в Жагоре иешиву.

В двенадцатилитнем возрасте С. женился на дочери раввина из города Саланта и взял фамилию Салантер (по названию города, в котором жил).

В возрасте 14 лет послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы р. Акиве Эгеру и получил одобрительный отзыв.

Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина Хаима из Воложина и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!".

В 1840 году начал преподавать в иешиве города Вильно. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.

В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина Бахьи ибн Пакуды и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина Моше Хаима Луцатто (Рамхаля).

В 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры. Собрав значительные благотворительные средства, раввин Салантер арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты шаббата. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.

В 1857 году он отправился в Германию, приняв предложение прочитать студентам Кёнигсбергского университета курс лекций по иудаизму. В результате его лекции и его учение получили признание среди немецких ортодоксов, и в 1860 году, переехав в прусский город Мемель (ныне Клайпеда, Литва), он стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию мусар.

В 1880—1882 гг. жил в Париже, где занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.

В 1882 году вернулся в Кёнигсберг.

Личность и учение раввина Исраэля Салантера оказали заметное влияние на развитие ортодоксального еврейства.

После его смерти по вопросу — должен ли "мусар" стать в иешивах частью учебной программы — столкнулись разнополюсные мнения. Некоторые раввины считали этический самоанализ опасным для психического здоровья.

Сыновья

  • Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,
  • Ицхак Липкин — раввин,
  • Иомтов-Липман Изрилевич Липкин [1845(?)—75] — выдающийся математик и механик (умер от оспы).

Из творческого наследия

  • «Иггерет ха-мусар» («Послание о морали»), 1858.
  • «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.
  • «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках