Кусевицкий, Сергей Александрович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Сергей Александрович Кусевицкий | |
Файл:Serge Koussevitzky.jpg | |
Дата рождения |
26 июля 1874 |
---|---|
Место рождения |
Вышний Волочёк, Российская империя |
Дата смерти |
4 июня 1951 |
Место смерти | |
Страны | |
Профессия |
исполнитель |
Инструменты |
контрабас |
Жанр |
классическая музыка |
Серге́й Алекса́ндрович Кусеви́цкий (англ. Serge Koussevitzky; 26 июля 1874, Вышний Волочёк — 4 июня 1951, Бостон) — выдающийся контрабасист, русский и американский дирижёр.
Биография и творчество
Семья
Родился в музыкальной еврейской семье — отставного военного музыканта и мелкого ремесленника Александра Кусевицкого и пианистки Анны Барабейчик.[1][2][3] Мать умерла в 1877 году и воспитанием детей занимался отец (у Сергея была сестра Анна, 1866—1945, и три брата — Адольф, Александр и Николай; в 1902 году от второго брака отца родился младший брат Соломон).[4]Отец организовал семейный оркестр, в который, кроме него и Сергея, вошли еще три его брата и сестра. Оркестр играл на свадьбах, в трактирах, на ярмарках и летних гуляниях. Сергей обучался игре на скрипке, виолончели, фортепиано под руководством местного педагога Марии Фёдоровны Розенберг. В 1881 году семья приняла лютеранство, чтобы поддержать правожительство вне пределов черты оседлости.[5][6]
Учёба
В 1891 г. Кусевицкий, уже владевший игрой на альте, виолончели и контрабасе, приехал в Москву для обучения дирижированию, однако, опоздав к приему, был принят в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. Получив стипендию для обучения,закончил класс Й. Рамбаусека (контрабас) в 1894 году.
Участие в музыкальной жизни России в качестве контрабасиста
Еще в 1892 г. он стал контрабасистом оркестра в оперном театре Мамонтова, в 1894 год г. был принят в оркестр Мариинского театра, а в 1895 г. — в оркестр Большого театра и получил звание артиста императорских театров. С 1896 г. выступал с сольными концертами как контрабасист, в 1901 г. становится концертмейстером контрабасов оркестра Большого театра и профессором по классу контрабаса Музыкально-драматического училища. В это же время Кусевицкий становится одним из лидеров музыкальной жизни в России, поднимая непопулярный прежде для сольных выступлений контрабас на высокий исполнительский уровень и завоевав популярность, соизмеримую с популярностью лучших пианистов, скрипачей и вокалистов.
Учёба на дирижёра заграницей
В 1905 г. Кусевицкий женился на Наталье Ушковой, дочери миллионера, готового вкладывать деньги в искусство. Получив финансовую свободу, Кусевицкий смог реализовать свое стремление стать дирижером, а также воплотить в жизнь идеи, связанные с развитием музыкального искусства. В 1905–1909 гг. жил в Европе. В 1905–1908 гг. учился дирижированию. Среди его учителей — К. Мук. Ф. Моттль, Р. Штраус, Ф. фон Вайнгартнер, А. Никиш, Г. Малер. В 1908 году. дебютировал как дирижер в Берлине, исполнив программу современной русской музыки, затем также с программой русской музыки успешно выступил в Лондоне; затем в Вене дирижировал исполнением произведений Бетховена. В сезоне 1908–1909 гг. критика назвала Кусевицкого «одним из самых даровитых дирижеров молодого поколения».
Участие в музыкальной и общественной жизни России (1909—1917)
В (1909) г., вернувшись в Россию, Кусевицкий основал в Москве Оркестр Кусевицкого, ставший первым московским постоянным симфоническим оркестром и «Российское музыкальное издательство». Оркестр с успехом исполнял произведенияРахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева в России и в Европе, а «Российское музыкальное издательство»впервые опубликовало партитуры многих сочинений этих композиторов. С целью пропаганды русской музыки, в 1912 г. Кусевицкий основал в Санкт-Петербурге бесплатную музыкальную библиотеку. В те же годы он занял ряд постов в общественных организациях: председатель правления Общества призрения престарелых артистов, почетный член московского Общества оркестровых музыкантов, член жюри петербургского конкурса скрипачей имени Л. Ауэра, участник издания журналов «Аполлон» и «Студия», один из учредителей акционерного общества «Московские общедоступные театры» (наряду с С. Мамонтовым, К. Станиславским, В. Немировичем-Данченко). Роль Оркестра Кусевицкого в русской музыке трудно переоценить. На его концертах исполнялось, наряду с классикой, много новой русской и западной музыки. Особо примечательна роль Кусевицкого и его оркестра в пропаганде музыки Скрябина; кроме того, Кусевицкий оказывал материальную помощь Скрябину до 1910 г., прекратившуюся после конфликта Скрябина с Кусевицким.
Участие в музыкальной и общественной жизни Советской России (1917—1920)
В первые годы после революции Кусевицкий продолжал активно выступать как контрабасист и дирижер и заниматься музыкально-просветительской деятельностью. руководил симфоническим оркестром в Петрограде (1917—1920). В 1920 г. он дирижировал в Большом театре исполнением оперы П. Чайковского «Пиковая дама», в те же годы выступал в ансамблях с С. Рахманиновым, Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, часто музицировал в квартире А. Луначарского.
Участие в музыкальной жизни Западной Европы (1920—1928)
В 1920 г. Кусевицкий покинул Россию. Сохранив в зарубежных банках значительную часть капитала, он смог продолжить свою деятельность в Европе. В 1921 г. он основал в Париже оркестр и стал проводить с ним «Симфонические концерты Кусевицкого» (в которых в 1921–28 гг. состоялись премьеры многих сочинений русских и французских композиторов, созданных порой по инициативе Кусевицкого), продолжил издательскую деятельность, переведя из Москвы в Париж «Российское музыкальное издательство» и основав его филиалы в Лондоне и Нью-Йорке.
В те же годы Кусевицкий активно работал в опере, участвовал в создании спектаклей в парижской «Гранд опера» и в Барселонской опере, в 1928 г. дирижировал в Париже премьерой оперы С. Прокофьева «Огненный ангел».
Участие в музыкальной жизни США (1924—1951)
В 1924 г. Кусевицкий получил приглашение занять должность главного дирижера Бостонского симфонического оркестра и занимал эту должность до 1949 г. Под его руководством Бостонский симфонический оркестр стал ведущим коллективом в Соединенных Штатах Америки, а затем завоевал мировое признание. В течение всей жизни Кусевицкий продолжал оставаться неутомимым пропагандистом русской музыки 19–20 вв., он дирижировал исполнением произведений С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Стравинского. Кусевицкий пользовался авторитетом в музыкальном мире; к годовщине 50-летия Бостонского симфонического оркестра (1931) по его просьбе специально к этому случаю написали новые произведения И. Стравинский, П. Хиндемит, А. Онеггер, С. Прокофьев, А. Руссель, М. Равель, А. Копленд, Дж. Гершвин. В 1942 г., после смерти жены, Кусевицкий основал и посвятил ее памяти Музыкальную ассоциацию (издательство) и Фонд имени Натальи Кусевицкой, помогающий композиторам. Им были организованы летние концерты оркестра в пригороде Бостона Танглвуде, способствовавшие открытию там в 1940 г. Беркширского музыкального центра, а также Тэнглвудской летней школы молодых музыкантов, где Кусевицкий вел класс дирижирования. К работе в школе Кусевицкому удалось привлечь композиторов П. Хиндемита, А. Онеггера, О. Мессиана, Л. Даллапиколо, Б. Мартину. В США учеником и близким другом С. Кусевицкого стал Л. Бернстайн. Одним из открытий Беркширского музыкального фестиваля 1942 г. стал Альфредо Кокоцца — будущий великий тенор Марио Ланца (Кусевицкий стал автором его псевдонима).
Факты биографии
Он дружил с Прокофьевым, Стравинским, Равелем, Ник. Обуховым. В 1924—1949 руководил Бостонским симфоническим оркестром. Дирижировал сочинениями Сибелиуса, Сати, Бартока, Бриттена, Хиндемита, Мессиана и др.
Племянник С. Кусевицкого (сын его брата Адольфа Александровича, 1867—1939, и Раисы Давыдовны Кусевицких) — американский дирижёр Фабиан Севицкий.
Связь с Израилем
Уступив в 1949 г. пост главного дирижера Бостонского симфонического оркестра Ш. Мюншу, Кусевицкий инициировал первые гастроли Израильского филармонического оркестра в США, в 1950 г. дирижировал в Израиле циклом концертов этого оркестра. Он много концертировал в Европе, США и Латинской Америке; последний концерт с участием Кусевицкого состоялся в Сан-Франциско, за три месяца до его смерти. Свою нотную библиотеку Кусевицкий завещал Еврейскому университету в Иерусалиме, а коллекцию музыкальных инструментов — Академии музыки имени С. Рубина (Иерусалим).
Дирижерский стиль Кусевицкого
Дирижерскому стилю Кусевицкого свойственны яркий темперамент и сдержанность, что при четкой технике дирижирования позволяло ему добиваться совершенства оркестрового исполнения. Интерпретации Кусевицкого отличаются чрезвычайным вниманием к авторскому тексту и замыслам. Так, после записи исполнения Седьмой симфонии Д. Шостаковича, получив список замечаний автора, он сделал новую запись с их учетом. Кусевицкий также занимался композицией, среди его произведений — концерт для контрабаса с оркестром и «Пассакалия на русскую тему» для оркестра. В личности и творчестве Кусевицкого сочетались выдающийся инструменталист и дирижер, музыкальный просветитель и меценат.
Некоторые премьеры
Произведения, премьерами которых продирижировал Сергей Кусевицкий:
- 1911 — А. Н. Скрябин, «Прометей (Поэма огня)»
- 1921 — И. Ф. Стравинский, «Симфонии духовых»
- 1924 — И. Ф. Стравинский, Концерт для фортепиано, духового оркестра, литавр и контрабасов
- 1943 — И. Ф. Стравинский. «Ода»
Награды и звания
- 1925 Орден Почетного легиона, Франция
- 1926 Почетный профессор университета в Брауне США
- 1937 Почетный профессор университета в Руджерсе США
- 1938 Почетный профессор университета в Йелле США
- 1940 Почетный профессор университета в Рочестере США
- 1945 Почетный профессор университета в Бостоне США
- 1929 Почетный доктор искусств в Гарвардском университете
- 1947 Почетный доктор искусств в Принстонском университете
Ученики
Среди учеников Кусевицкого был Леонард Бернстайн.
Наследие
- 1936 г. открыл ежегодные летние концерты Бостонского симфонического оркестра, переросшие затем в Тэнглвудский музыкальный фестиваль и открытый
- 1940 г. Тэнглвудский музыкальный центр — одну из важнейших летних музыкальных школ США.
- 1942 г. учредил Музыкальный фонд Кусевицкого, из его средств вручается международная музыкальная премия.
- 1963 г. учреждена премия имени Кусевицкого, присуждаемая Международной ассоциацией музыкальных критиков за запись исполнения новаторских произведений.
Именем Кусевицкого назана малая планета (1799 Koussevitzky).
Литература
- Leichtentritt H. Serge Koussevitzky, the Boston Symphony Orchestra, and the new American music. New York: AMS Press, 1978
Примечания
- ↑ Семейное древо в Serge Koussevitzky Archive: Фамилия матери иногда неверно указывается как Воробейчик.
- ↑ Moses Smith. Koussevitzky. New York, 1947 (гл. 1, стр. 4)
- ↑ Serge Koussevitzky
- ↑ Биография С. Кусевицкого
- ↑ См. интервью С. А. Кусевицкого Леону Аркину в ежедневной нью-йоркской газете «Форвертс» (The Jewish Daily Forward) от 27 сентября 1924 года (примечание на стр. 4): «Yes, I was born a Jew. But when I was six years old my parents embraced Christianity in order to be able to maintain their right of residence and not be ruined».
- ↑ Б. Сарнов «Я ещё не всё про себя знаю»
Ссылки
- «Серж Кусевицкий» в Краткой еврейской энциклопедии
- Сайт Фонда Кусевицкого (англ.)
- (англ.) Koussevitzky.com
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КУСЕВИЦКИЙ Сергей в ЭЕЭ