Гольдфаден, Авром
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Авром Гольдф́аден (Goldfaden, Abraham; Авраам Голденфодим, 24 июля 1840, Староконстантинов, Хмельницкая область, Украина, — 9 января 1908, Нью-Йорк) — еврейский поэт, композитор и драматург, автор музыкальных пьес, основатель профессионального театра на идиш.
Содержание |
Образование
Сын часовщика, приверженца Ѓаскалы, Гольдфаден получил традиционное еврейское и светское образование, владел русским и немецким языками. В 1857–66 гг. учился в Житомирском раввинском училище, получил звание учителя.
До 1875 г. преподавал в казенных училищах Симферополя и Одессы.
Начало поэтического творчества
Еще в Житомире Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника А. Б. Готлобера стал писать стихотворения на иврите, вошедшие в сборник «Цицим у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865).
Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на идиш «Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными песнями.
После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» (Черновицы, 1876) Гольдфаден переехал в Яссы.
Начало драматургического творчества
Встреча с «бродеровскими певцами», исполнявшими еврейские песни (в том числе и сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни занимательными диалогами.
Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»), восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на идиш. Это был странствующий театр «блуждающих звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером, оформителем спектаклей и автором всего репертуара.
Труппа Гольдфадена гастролировала по Румынии с большим успехом. В 1879 году поехала в Россию. Из-за запрета русским правительством спектаклей на идиш труппа Гольдфадена в 1883 г. прекратила существование.
Гольдфаден выехал в Варшаву, где создал новую труппу под названием «немецкой» (играла до середины 1886 г.).
Жизнь в США
В 1887–89 гг. Гольдфаден жил в Нью-Йорке, издавал газету «Ньюйоркер илустрирте цайтунг», затем ставил свои пьесы в Париже и Львове. В 1900 г. был делегатом от Парижа на Сионистском конгрессе в Лондоне. С 1903 г. жил в Нью-Йорке.
Благодаря его усилиям также была осуществлена первая театральная постановка в США на языке иврит.
Особенности пьес Гольдфадена
Свои спектакли Гольдфаден адресовал широким кругам еврейского общества, так как видел в театре действенное средство воспитания и просвещения народа. Поэтому Гольдфаден завершал свои пьесы нравоучительным финалом, во имя доступности прямолинейно делил героев на положительных и отрицательных, нередко ради успеха у невзыскательной публики перемежал в диалогах истинные блестки народного юмора пошловатым балагурством. Это не могло не сказаться на литературном качестве драматургических произведений Гольдфадена.
Тем не менее многие из его пьес (около шестидесяти; не все изданы) и поныне не сходят со сцены театра на идиш, подвергаясь последующим обработкам.
Особенно популярны его водевили:
- «Шмендрик» («Ничтожный человечек», 1877),
- «Дер фанатик, одер цвей Куни-Лемлех» («Фанатик, или два простофили», 1880),
музыкальные драмы:
- «Шуламис» («Суламифь», 1880),
- «Ди кишефмахерин» («Колдунья», около 1879) и другие.
Реакцией на погромы в 1881 г. явилась пьеса Гольдфадена «Доктор Алмасадо» (1882), в которой события в Палермо XIV в. явственно намекали на русскую действительность, на тяжелое положение евреев России.
Народно-героической драмой «Бар-Кохба» (1882) Гольдфаден, приверженец Ховевей Цион, стремился пробудить у зрителя чувство национальной гордости и сознание таящихся в народе сил для сопротивления произволу.
Музыка Гольдфадена
Не умея записывать музыку и играть на каком-либо музыкальном инструменте, Гольдфаден, тем не менее, создавал мелодии для спектаклей.
Черпая из еврейских народных песен, синагогальных напевов, народной и популярной музыки других европейских народов, в том числе из итальянских и французских оперных арий, Гольдфаден преобразовывал их, приспосабливая к ритму и настроению своих песенных текстов, входивших в пьесы.
Многие песни Гольдфадена стали народными еще до того, как он включил их в свои пьесы, другие получили распространение благодаря спектаклям его труппы.
Ряд пьес Гольдфадена ставился с большим успехом в Израиле в переводе на иврит.
Колыбельная из оперы «Суламифь» (Роженькис унд мандлех) стала популярной народной песней.
Значение творчества Гольдфадена
Гольдфаден заслуженно был назван «отцом еврейского театра». Он внес крупный вклад в становление и развитие национального сценического искусства как драматург, создатель устойчивого репертуара и воспитатель первого поколения профессиональных еврейских актеров. Многие из них вскоре стали руководителями театральных трупп, игравших на идиш в ряде стран.
Внешние ссылки
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гольдфаден Аврахам" на основании КЕЭ, том 2, кол. 163–165
- Краткая биография англ.
- «Рождение театра на языке идиш» англ.
- [Вениамин Чернухин. Откуда взялись еврейские песни? – 4]
Примечания
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.